Начальная страница  |   Содержание  |   Введение  |   Часть 1  |   Часть 2  |   Часть 3  |   Часть 4  |   Заключение  
   <<< Назад      Вперед >>>   
  

Заключение

В современном понимании учебные предметы, имеющие отношение к "возделыванию человеческого в человеке" (Гердер), входят в комплекс философско-антропологических наук. Они предполагают как теорию, так и практику. Не случайно Сократ свою философию назвал "технэ майевтике" (в переводе с древнегреческого означает "повивальное искусство"), тем самым подчеркнул воспитательно-практическую направленность наук, имеющих отношение к развитию индивидуальности человека. В контексте данного подхода и методика преподавания литературы имеет все основания рассматриваться как наука о методологии литературного образования, а не как чисто прикладная дисциплина.

Именно эта идея и отстаивается в данной книге, где исследуется комплекс задач, которые стоят перед изучением литературы в современной школе. Методологическая сторона преподавания словесности обращена к философии образования - воспитанию "человека культуры", а его

(ремесло, искусство,практика) - к конкретным средствам, способам и приемам управления читательской и литературно-творческой деятельностью учащихся.

В связи с этим меняется характер методических работ. Из текстов вторичных, производных от литературоведческих работ, они становятся текстами синтетического плана, соединяющими современный уровень развития литературоведения и культурологии с личными наблюдениями и открытиями авторов этих текстов. Практическая сторона данных работ непременно основывается на психологии восприятия литературных произведений и уровнях общекультурного развития возрастных групп учащихся, а также современных педагогических технологиях.

Меняется и характер школьного литературоведения. Оно стремится не только помочь учащимся истолковать тот или иной текст, но и, учитывая их рецепцию, помогает выйти читателю, постигающему ценностные смыслы текста и его семантические знаки, к культуре, в которой современный человек должен чувствовать себя не гостем, а жильцом в своем собственном Доме.

На наших глазах другими становятся учебники по литературе, в которых все меньше прежней схематичности в раскрытии сущности литературных явлений или творческого пути изучаемых писателей, монологизма и дидактизма в изложении материала, оторванности школьной практики от новейших открытий большой науки.

Новые учебники вводят учащихся в пространство культуры, учат учиться, самостоятельно овладевать умениями и навыками прочтения художественных произведений как культурных явлений.

Меняется сам характер урока литературы. В лучших своих образцах это урок партнерства, сотрудничества учителя и учащихся, увлекательные диалоги их участников о себе, человеке, мире, диалоги о культуре и диалоги культур, в ходе которых формируется личность, ее система ценностей, гуманитарное, планетарное мышление.

Другим становится и современный учитель литературы. Это не урокодатель, запрограммированный всей образовательной системой, а Личность, Мастер, соединяющий в себе философа и литературоведа, культуролога и эстетика, лингвиста, психолога, педагога. В связи с этим усложняются задачи по подготовке такого учителя в вузе и на факультетах по профессиональной переподготовке.

В книге предложены новые подходы и концептуальные идеи к организации уроков словесности в свете культурологического подхода к изучению литературы в школе. Но это лишь основы формирующейся стратегии литературного образования. Ее развитие и разработка тактики требуют объединения всеобщих усилий исследователей, учителей, органов образования, педагогической общественности. На этом пути актуальнейшими становятся следующие задачи:

- создание программ синхронных курсов и спецкурсов по литературе и МХК и учебных пособий к ним;

- вычленение общих понятий, идей, концепций, блоков знаний в содержании школьных предметов (прежде всего гуманитарных);

- обеспечение учителя и ученика подробными культурологическими комментариями к изучаемым классическим произведениям;

- разработка учебных комплексов (бумажных и электронных вариантов) к литературным курсам и отдельным темам с учетом установления интеграционных связей между литературой, другими искусствами, гуманитарными предметами;

- технологизация идей учебного диалога на уроках литературы и дальнейшее исследование, связанное с разработкой урока-диалога;

- развитие внутренней речи учащихся и управление этим процессом;

- внедрение в учебный процесс новых приемов обучения, игровых методик, способствующих постижению разных типов сознания и систем ценностей в эволюции человека и развитии человеческого общества;

- усиление внимания к литературному творчеству учащихся с целью превращения их в процессе обучения из потребителей в творцов текстов культуры;

- уточнение и разработка показателей и критериев литературного развития учащихся как одного из компонентов личности "человека культуры".

  
Наверх страницы