|
Система уроков по изучению литературы в контексте культуры
Служенье муз не терпит суеты:
Прекрасное должно быть величаво...
А.С. Пушкин
Отбирая сценарии уроков для их размещения в учебном пособии по описанной проблеме, автор преследовал цель раскрыть их методическую и литературоведческую концепцию, отобразить рецептивно-эстетическую и познавательную деятельность учащихся, педагогические функции учителя. Уроки также рассмотрены с точки зрения их результативности, в некоторых случаях приведены работы школьников как свидетельство эффективности избранной методики.
Представленная в учебном пособии система уроков включает в себя три урока интегрированного типа - "погружение" в культурные эпохи. Первый из них - "Золотой век Классицизма" - проходил в форме защиты учащимися индивидуальных проектов, выполненных по теме урока. Два других урока - "Литературно-художественные гостиные начала XX века" и "Литературное кафе символистов "Аполлон и Дионис"" - проходили в форме ролевой игры и представляли собой имитацию литературно-художественных гостиных и кабаре начала XX в. Следующий урок - "Урок-путешествие по романтическим садам Павловска (вслед за лирическим героем элегии В.А. Жуковского Славянка") и постижение романтической концепции мира автора, культурно-семантических знаков стихотворения. В ходе урока осуществлялась интегративная связь между словесным и садово-парковым искусствами и на материале содержания урока формировалось целостное представление о романтической эстетике.
Несколько уроков представляют собой учебные диалоги. Первый из них - диалог о любви и браке (на материале романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"), два последующих - уроки-диалоги по произведениям, в основе которых евангельские сюжеты, и последний - учебный диалог о двух художественных мирах крестьянских поэтов - Н. Клюева и С. Есенина - двух сторонах народной культуры со своими культурно-семантическими знаками и кодами.
Кроме того, в пособии представлена система уроков разных типов по изучению романа "Отцы и дети" как культурного универсума.
|
|