![]() |
![]() |
![]() |
Образовательная программа курса "Эксперт по качеству электронного обучения" |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Модуль "Компетенции эксперта"Структура ИКТ- компетенций (предлагаемая Московским центром тестирования ECDL)
Программа модуля 1 Цели: Соискатель должен усвоить основные положения компьютеров и их применения в обществе. Необходимо показывать знание общей структуры и функций компьютера. Соискатель должен быть знаком принципами хранения данных, контекстом компьютерных прикладных систем в обществе, аспектами защиты информации и законодательными вопросами, связанными с применением компьютеров. Следует знать влияние компьютеров на здоровье и главные компоненты благоприятной рабочей среды. I. Введение Аппаратные средства, программное обеспечение, информатика: основные положения аппаратных средств, программного обеспечения и информатики. Типы компьютеров: большая вычислительная машина, мини-компьютер, сетевая станция, персональный компьютер и портативный компьютер, их возможности, стоимость и типичные пользователи. Простой терминал, интеллектуальный терминал. Основные части персонального компьютера: основные части персонального компьютера: центральный процессор, устройства ввода-вывода, типы памяти, съёмные запоминающие устройства (дискеты, компакт-диски и т. д.). Внешние устройства. II. Аппаратные средства Центральный процессор: центральный процессор, его основные функции (вычисление, логическое управление, быстродействующее запоминающее устройство и т. д.). Быстродействие центрального процессора (тактовая частота в мегагерцах). Устройства ввода: различные устройства ввода данных: мышь, клавиатура, управляющий шарик, сенсорный экран, световое перо, джойстик и т.д. Устройства вывода: основные устройства вывода: дисплей (экран), дисплей на жидких кристаллах, дисплей на светодиодах, основные виды принтеров, графопостроитель, микрофильм, синтезатор речи и т. д. Применение устройств вывода. Запоминающие устройства: сравнение характеристик (быстродействие, стоимость и объём) основных типов запоминающих устройств: внутренний/внешний жёсткий диск, флоптический диск, кассета, компакт-диск, дискета и т. д. Типы памяти: различные типы памяти и их применение: оперативная память (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Измерение памяти: единицы измерения памяти (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). Элементы данных (знаки, поля, записи, файлы, каталоги, папки) и их объём в единицах измерения памяти. Быстродействие компьютера: факторы, влияющие на быстродействие компьютера(быстродействие центрального процессора, объём оперативной памяти, объём и быстродействие жёсткого диска и т. д.). III. Программное обеспечение Операционные системы и прикладные программы: операционные системы и прикладные программы, их основные различия. Операционные системы: основные функции операционной системы. Графический интерфейс пользователя (ГИП, некоторые примеры ГИП-а. Главные преимущества применения ГИП-а. Прикладные программы: популярные прикладные программы и области их применения (подготовка текстов, электронные таблицы, базы данных, платежные ведомости, инвентаризация, сопровождение докладов, настольное издательство, мультимедия и т. д.). Разработка программного обеспечения: общий порядок разработки компьютерных систем. Основные фазы разработки программного обеспечения (анализ, программирование и реализация). IV. Вычислительные сети Локальные вычислительные сети (ЛВС) и территориальные сети: определение локальной вычислительной сети и территориальной сети. Преимущества группового доступа к общим ресурсам через сеть. Телефонная сеть и компьютеризация: роль телефонной сети в компьютеризации. Телефонная коммутированная сеть общего пользования (PSTN), цифровая сеть интегрированного обслуживания (ISDN), спутниковая связь. Факс, телекс, модем, цифровая/аналоговая связь, бод. Электронная почта: электронная почта и область её применения. Что необходимо для пересылки и получения почты? Средства информационной техники и передачи данных, необходимые для пользования электронной почтой. Сетевая ассоциация Internet: сетевая ассоциация Internet, её сущность и главные сферы применения. Экономика систем электронной почты в сети Internet по сравнению с другими методами пересылки почты. Поисковые узлы. Основное различие между сетью Internet и World Wide Web (WWW). V. Компьютеры в повседневной жизни Домашние компьютеры: области применения персональных компьютеров в домашних условиях (увлечения, домашнее хозяйство, работа на дому, работа по контракту, применение электронной почты и сети Internet и т. д.). Компьютеры на работе и в образовании: автоматизация делопроизводства. Примеры использования компьютерных систем в деловой жизни, в промышленности, в государственных органах и в образовании. Где компьютер сможет заменить человека, а где нет? Компьютеры в повседневной жизни: применение компьютеров в повседневной жизни (дома торговли, библиотеки, медицинские заведения, кредитные карточки и т. д.). VI. Информация и общество Меняющийся мир: информационное общество, информационные магистрали. Влияние смены столетия на вычислительную технику. Электронная торговля. Удобное рабочее место: элементы создания благоприятной рабочей среды (регулярные перерывы с отходом от экрана компьютера; подходящее расположение экрана, стула и клавиатуры; достаточное освещение; хорошая вентиляция и т. д.). Охрана здоровья и техника безопасности: правила техники безопасности при работе с компьютером (проверка исправности изоляции проводов питания, предотвращение перегрузки настенного контакта). Возможные расстройства здоровья в связи с неблагоприятной рабочей средой (хронический стресс, ослабление зрения, радикулит и т. д.). VII. Защита данных, авторское право и законодательство Защита от несанкционированного доступа: цель и значение создания резервных копий файлов на съёмных запоминающих устройствах. Проблемы приватности, связанные с персональными компьютерами (защита компьютера, надежная система паролей). Возможный ущерб файловой системе при внезапном сбое питания. Компьютерные вирусы: компьютерные вирусы. Пути заражения компьютерной системы вирусами. Основные противовирусные средства. Защита персонального компьютера от вирусов. Авторское право: авторское право и защита программного обеспечения. Законы, регулирующие копирование, коллективное пользование и прокат дискет. Опасности, связанные с загрузкой файлов в свой компьютер. Проблемы пересылки файлов через компьютерные сети. Некоммерческие программы, свободно распространяемые программы, лицензии пользователя. Законы по охране данных: законодательные акты по охране данных в вашей стране, их влияние на повседневную жизнь. Примеры применения личных данных.
Программа модуля 2 Цели: определить знания соискателя по основным служебным операциям, необходимым для эффективной работы на компьютере. Претендент должен обладать навыками применения операционной системы, а также выполнения стандартных рабочих операций обработки данных. I. Введение Первые шаги на компьютере: включение и начальная загрузка компьютера; завершение работы перед выключением компьютера; перезапуск компьютера; базовая конфигурация компьютерной системы (операционная система, тип процессора, оперативная память); базовая конфигурация рабочего стола: формат представления даты и времени, установка томов дисковой памяти, настройка изображения (фон, разрешение, экранная заставка и т. д.); применение функций справочной системы. II. Рабочая среда Работа со значками: выбор и перемещение значков на рабочем столе. Основные значки на рабочем столе (жёсткий диск, каталоги/папки и файлы, корзина, ярлыки и т. д.). Создание на рабочем столе ярлыка. Работа с окнами: разные части рабочего окна. Управление окнами (уменьшение, увеличение и закрытие окна); разные части окна прикладной программы (линейка меню, заголовок окна, полоса прокрутки и т. д.). Перемещение окон на рабочем столе, переключение между активными окнами. Форматирование дискеты: практическое форматирование дискеты. III. Организация файловой системы Каталоги (папки): структура файлов. Каталоги (папки); создание каталога и подкаталога; просмотр каталога. Свойства каталога (тип, оглавление, величина, дата создания, дата изменения и т. д.); типы файлов в каталоге (текстовые файлы, электронные таблицы, файлы данных, презентации, rtf-файлы и т. д.); переименование файлов и каталогов (папок). Копирование, перемещение и удаление: выбор со списка файлов одного файла и группы файлов (смежных или несмежных); копирование и вставка файлов внутри одного каталога для создания копии; запись резервной копии данных на дискету; применение функций вырезки и вставки для перемещения файлов из одного каталога в другой; удаление файлов из одного или нескольких каталогов. Поиск: поиск файла или каталога; поиск по имени, по дате создания, по типу и т. д. IV. Простое редактирование Применение текстового редактора: запуск текстового редактора и создание файла; сохранение файла в каталоге (в папке); сохранение файла на дискете; закрытие текстового редактора. V. Управление выводом на печать Вывод на печать: распечатка документа на установленном по умолчанию принтере; выбор принтера по умолчанию с листа установленных принтеров; просмотр состояния выполнения задания печати при помощи менеджера печати
См. подробнее The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО- http://www.iite.ru/iite/news/ Сертификация ECDL / Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана http://www.specialist.ru/Ecdl/#top ECDL – RUSSIA [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.ecdl.ru/
|
Дата последнего изменения этого узла 06.11.2005