Образовательная программа курса "Эксперт по качеству электронного обучения"

Общий план курса
Программа курса
Рекомендуемая литература
Компетенции эксперта
Технологии ЭО
Хрестоматия

Модуль "Компетенции эксперта"

 

Модели профессиональных компетенций

 

Государственный образовательный стандарт как модель профессиональных компетенций.

Сегодня многие профессии, традиционно считающиеся гуманитарными переживает некоторую технологическую революцию. Особенно это касается профессий связанных с информацией, Нравится нам или нет, но давно проявляющиеся тенденции в профессии теперь уже закрепились и в государственном образовательном стандарте (ГОСе). В стандартах проявляются общие тенденции между дифференциацией и интеграцией содержания профессионального высшего образования  и факторов науки и практики, детерминирующих образование. Практически во всех специальностях в постоянно проявляются тенденции дифференциации и интеграции (переинтеграции) специальностей, отражающие динамику не только конкретной профессиональной деятельности, но и разных сфер жизни социума.

Противоречия между дифференциацией профессиональных знаний и интеграции их в общую научную картину мира представляют особую сложность для профессионального образования. При этом следует иметь в виду, что "картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность" (Подробнее см.. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития: (личностно-развивающее образование) - http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/956/956009.htm).

Исходным пунктом анализа содержания профессионального образования должны быть государственные образовательные стандарты, реальные и примерные  учебные планы (Архив файлов "новых" (2000 г.) ГОС ВПО второго поколения и примерных учебных планов (ПУП) - http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm )

Общий анализ учебного плана:

  •  Анализ пропорциональности учебной нагрузки

  •  Анализ пропорциональности учебного плана в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

  •  Анализ «академической свободы» (Доля Курсов по выбору, Национально-регионального (вузовского) компонента и Федеральный компонент)

  •  Степень академической свободы в общих профессиональных и специальных дисциплинах

  •   Анализ структуры содержания обучения в области общих профессиональных дисциплин

  • Анализ пропорциональности учебной нагрузки

  • Анализ пропорциональности учебного плана в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественно-научных. профессиональных и т.д.

  •  Степень академической свободы в общих профессиональных и специальных дисциплинах

  •  Анализ структуры содержания обучения в области общих профессиональных дисциплин

 Модели профессиональных компетенций

 Модели компетенций – это описание стандартов поведения существующего или желаемого.

В основе работы по созданию модели компетенций лежит :

  • привлечение (консолидация) профессиональной и педагогической общественности и предоставление информации

  •  широкий и системный сбор и анализ образцов поведения,

  • кодирование информации и классификация примеров поведения по кластерам, группам и уровням

  • создание релевантных компетенций

  • учет стратегических рамок и направлений развития, внедряемых изменений

Пример

Модель «Корпоративные финансовые технологии» выделяет следующие компетенции сотрудников финансовых компаний:

  • системное мышление

  • принятие решений, отнесенных к компетенции

  • ориентация на результат

  • аналитические способности

  • креативность

  • гибкость, быстрая и адекватная реакция

  • способности к обучению

  • организаторские способности

  • делегирование полномочий

  • умение управлять временем

  • умение управлять проектами

  • умение работать в команде

  • влияние, умение убеждать, отстаивать мнение

  • умение слушать других, принимать обратную связь

  • навыки проведения презентаций и переговоров

  • способность ретранслировать знания и навыки

  • клиентоориентированность

Подробнее см. 

  1. http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=print&id=363

  2. http://hoster.metod.ru:8082/prometa/projects/competence/5/1

  3. http://www.cfin.ru/consulting/ccm.shtml

Структура | Элементы | Виды | Международные организации | Ключевые компетенции | Проффесиональные компетенции | ИКТ- компетенции | Структура ИКТ - компетенций | Сертификация ИКТ компетенций

Дата последнего изменения этого узла 06.11.2005