




|
|
Модуль "Компетенции эксперта"
Ключевые компетенции личности
В 2002 году Европейский Союз рекомендовал
обращать особое внимание при формировании учебных планов образовательных
учреждений на развитие пяти ключевых компетенций, в число которых вошли:
-
политическая и социальная
-
способность жить в многонациональном
обществе способность жить в многонациональном обществе
-
навыки устной и письменной коммуникации
-
знание технологий
-
способность к обучению
В программе развития для образования до
2010 года Европейский союз увеличил количество ключевых компетенций до
восьми.
К ним относятся:
-
коммуникация
на родном языке
a)коммуникация на родном языке
(способность выражать и интерпретировать мысли и чувства, излагать
факты в устной и письменной форме, успешно взаимодействовать в
различных социальных контекстах – работа, дом, свободное время);
-
коммуникация
на иностранном языке
a)коммуникация на иностранном языке
(навыки, аналогичные навыкам коммуникации на родном языке, но
уровень владения может отличаться для каждого из четырех видов
речевой деятельности – чтения, письменной речи, говорения,
аудирования, и для разных языков);
-
математические навыки,
a)математические навыки, базовые навыки
в естественных науке и технике (способность использовать в
повседневной жизни элементарные навыки вычислений, использовать
знания и практические навыки в области науки и техники для решения
практических задач)
-
навыки в области ИКТ
a)навыки в области
информационно-коммуникационных технологий – использование
мультимедийных технологий для извлечения, хранения, создания,
презентации, классификации информации и обмена информацией
-
непрерывного обучения
a)навыки непрерывного обучения –
способность организовать и регулировать собственное обучение, умение
эффективно распоряжаться временем, решать проблемы, приобретать,
оценивать и усваивать новые знания, применять их в различных
условиях – на работе, дома, в образовательных учреждениях;
-
межличностное общение и правовая
компетенция
a)навыки межличностного общения и
правовая компетенция (способности, необходимые для активного участия
в общественной жизни и разрешения конфликтов в общении на
межличностном, групповом или общественном уровне;
-
предпринимательские способности
a)предпринимательские способности – в
активном и пассивном вариантах: стремление производить изменения
самому и способность приветствовать, поддерживать и адаптироваться к
инновационным процессам, привнесенным извне. Предпринимательские
способности включают ответственность за результаты собственных
действий, как позитивные, так и негативные, наличие стратегического
мышления, умения постановки целей и их достижение и устремленность к
успеху;
-
культурная
компетенция
a)культурная компетенция – способность
оценить популярную культуру и социальные обычаи в целом, способность
ценить литературу, искусство, музыку и другие формы творчества.
Таким образом определенные ключевые
компетенции личности ставят вопрос: А можно ли компетенциям научить?
Компетентность - больше чем только знание и навыки. Если определять
компетенции как способность применения всего комплекса знаний, умений и
навыков в специфическом контексте, то понятно, что обучение включено в
комплекс дополнительных действий для развития компетентности населения.
DeSeCo-проект предлагает создавать
благоприятное окружение – окружающую среду. При этом указывается на
важность использования метакогнитивных навыков (metacognitive) или
навыков связанных с познавательной, интеллектуальной деятельностью (знаниевой).
|