«Перезагрузку» обучения под запросы рынка труда обсудили на стратсессии в ТГУ

23-24 января Томский государственный университет проводит стратегическую сессию «Векторы непрерывного образования для развития рынка труда Российской Федерации». В условиях, когда рынок труда меняется очень быстро, высшей школе необходимо оперативно реагировать на запросы реального сектора экономики. Стратегическая сессия является своего рода переосмыслением трех лет реализации федерального проекта «Содействие занятости». Участники – а это более 160 человек почти из 50 субъектов РФ – обсудили, что необходимо сделать на следующем шаге развития проекта. Напомним, ТГУ является его федеральным оператором.

В ходе работы участники стратсессии создают дорожную карту федерального проекта с учетом новых вызовов и проблем рынка труда России в 2024 году и с включением региональных особенностей, в том числе – потребностей новых территорий.

Участие в сессии принимают заместитель руководителя Роструда Ян Талбацкий, гендиректор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, директор высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Колесников, представители региональных органов исполнительной власти в сфере содействия занятости, образовательные организации и представители крупных компаний-работодателей. Среди них, в частности, партнеры ТГУ: ООО «Космос Отель групп», «РосКапСтрой», ПАО «Ростелеком», РЖД и другие.

Открывая встречу, модератор стратегической сессии, директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель подчеркнул: вовлечение предприятий в проект «Содействие занятости» и другие проекты непрерывного образования для обеспечения кадровой потребности прорывных направлений развития отечественной экономики находятся в фокусе особого внимания руководства вуза и региона.

Как отметил Ян Талбацкий, Томский госуниверситет как федеральный оператор обучает наибольшее количество граждан в рамках проекта «Содействие занятости». В целом же за три года реализации проекта такое обучение по 30 000 образовательных программ прошли более 700 000 человек. Каждый год около 80% получивших новую специальность трудоустраивались, становились ИП либо самозанятым.

«Министр науки и высшего образования Валерий Фальков ставил задачу трансформации вузовского образования и системы ДПО в вузе через этот проект. Традиционно на рынке профессионального допобразования лидирующие позиции занимали частные образовательные организации, а потенциал вузов практически не использовался. Сейчас совершенно другая картина: в первую очередь в программе представлено вузовское сообщество, активно участвуют колледжи и техникумы. Ну и, безусловно, есть частные образовательные организации, которые предоставляют свои услуги на равных правах», – прокомментировал Ян Талбацкий.

577A0027.jpg

О том, что именно высшая школа сегодня является одним из главных инструментов развития рынка труда, кадрового потенциала и всей национальной экономики, на открытии стратегической сессии говорил и томский губернатор Владимир Мазур. Он напомнил: главой государства Владимиром Путиным поставлена задача достичь в стране технологического, научного и кадрового суверенитета. О результатах этой работы, говорит, в первую очередь, уровень безработицы. Сейчас он рекордно низкий. Так, в январе прошлого года в регионе было зарегистрировано почти 5 000 безработных, год спустя их на 1 500 меньше. Вопросы занятости жителей решаются открытием новых производств, методом господдержки малого и среднего бизнеса, повышением квалификации и профподготовки рабочих и специалистов.

«Сейчас перед страной, регионами, отраслями экономики и социальной сферы президент ставит задачу повысить доходы людей. А значит, нужно повышать производительность труда, эффективность производства и логистики, выходить на новые рынки и увеличивать объемы выпуска конкурентной продукции. Эти задачи также решает томский научно-образовательный комплекс. Уже пять наших университетов участвуют в федеральной программе «Приоритет 2030». Три томских вуза открыли передовые инженерные школы в сфере микроэлектроники, новой энергетики и агробиотехнологий», – сказал Владимир Мазур.

577A0385.jpg

Одним из действенных инструментов развития рынка труда и удовлетворения потребностей бизнеса в кадрах может стать развитие системы микроквалификаций. Совместно с Томским госуниверситетом областные власти готовят соответствующие предложения для Правительства России и комиссии Госсовета по образованию. Внедрение новой системы позволит установит определенные уровни подготовки для ряда профессий, где требуются короткие программы обучения. Проходить его можно, в том числе, параллельно с получением высшего образования по основной специальности.

Еще один масштабный пилотный проект федерального уровня, в котором участвует ТГУ, связан с реформой системы высшего образования в России. О построении ее принципиально новой модели рассказал ректор Эдуард Галажинский. Он заметил, что проект «Содействие занятости» сегодня является драйвером развития системы высшего образования.

«Прежде чем зайти в проект «Университетская национальная инициатива качества образования», в течение трех лет мы с коллегами из еще 12 университетов провели огромную работу по анализу информационной инфраструктуры вузов, онлайн-инфраструктуры, методической базы. Стало понятно, что 70% стейкхолдеров сегодня не удовлетворены качеством образования в высшей школе. Также мы видим, что сейчас идет запрос к системе извне, от работодателей – по трем ключевым позициям», – сообщил Эдуард Галажинский.

577A0160.jpg

Так, работодатели ждут от образовательных организаций подготовку кадров к конкретному трудовому месту, для сложных видов деятельности и для ускоренного выхода на рынок.

Есть также запрос на массовую индивидуализацию обучения – 80% студентов ожидают возможности выбора образовательной траектории. 83% выпускников нуждаются в большем количестве обучающих курсов на выбор, а 93% родителей абитуриентов и студентов поддерживают получение дополнительных квалификаций. Одновременно с этим у государства есть запрос на устранение поколенческого разрыва.

«Этот контекст и определяет сегодня трансформацию системы высшего образования в стране. Мы с коллегами обсуждаем, как преодолеть эти разрывы и вместе с работодателями спроектировать принципиально другие новые программы обучения», – отметил Эдуард Галажинский.

Рынок абитуриентов, добавил ректор, хорошо отреагировал на пилотные программы базового высшего образования ТГУ – отмечено возрастание и конкурса, и среднего балла. К примеру, конкурс на пилотные программы в минувшем году составил 5,6 претендентов на место (в среднем по университету – 3,7), а средний балл ЕГЭ – 83,17 против среднего балла 77,7 по университету в целом. Всего на пилотные программы поступили 686 человек.

Изменения рынка труда в регионах университет отслеживает на разработанном в ТГУ сервисе «РосНавык», на сайтах поиска вакансий и работников. При этом анализируется информация не просто о вакансиях, а о структуре компетенций, которые требуются от соискателей. Исходя из этих данных, вуз может оперативно «пересобирать» образовательные программы, делая их более конкурентоспособными.

«С этого года будет формироваться национальный рейтинг вузов, и одним из центральных показателей, как определил президент Владимир Путин, станет уровень трудоустройства студентов. На микропрограммах обучения у вузов как раз есть возможность отработать четкую связку «обучающийся – образовательная организация – работодатель», – заметил, говоря об основных изменениях в проекте «Содействие занятости» на 2024 год, замруководителя Роструда Ян Талбацкий.

Одно из значимых изменений программы обучения граждан в рамках проекта «Содействие занятости» – категории ее участников. Практически ежегодно этот перечень расширяется. В 2024 году добавляются категория граждан, ищущих работу по приоритетным направлениям, связанным с развитием стратегических отраслей промышленности РФ, и категория инвалидов. Трансформация ждет категорию «Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет». С наступившего года это могут быть не только матери, а любые лица, находящиеся в таком отпуске.

Также с 2024 года будут установлены типовые трехсторонние договоры, которые заключает гражданин при вхождении в программу обучения. В рамках договора каждая из сторон возьмет на себя определенные обязательства. Гражданин должен будет трудоустроиться к работодателю, для которого он обучается, образовательная организация отвечает за качество обучения, а работодатель обязуется трудоустроить у себя конкретного гражданина. Заключаться договоры будут в электронном виде через портал «Работа России».

577A0487.jpg

О других грядущих изменениях и планах вузовского сообщества, властей и работодателей на развитие проекта «Содействие занятости» можно узнать в записи трансляции первой части стратегической сессии «Векторы непрерывного образования для развития рынка труда Российской Федерации». Полная программа мероприятия доступна по ссылке.

Источник

577A0499.jpg

Смотрите также