Ничто не может заменить очное общение. Или может?

Ничто не может заменить очное общение. Или может?

Команда ИДО ТГУ рекомендует:
Это утверждение становится всё более спорным, а вопрос риторическим. Тотальный переход в онлайн стал неожиданным, стремительным, не оставляющим выбора. Однако он открыл новые возможности. В частности, с точки зрения использования цифрового дидактического материала, и, конечно, охвата аудитории. Последнее в реализации федерального проекта «Содействие занятости» стало вообще ключевым: ТГУ как федеральный оператор имеет право обучать слушателей из всех субъектов РФ, участвующих в проекте.

Поэтому сравнивать онлайн-занятия с очными не имеет смысла: это два разных жанра, как театр и кино (об ориентации на кинематографичность в онлайн-занятиях мы говорили в прошлом материале). Но попытаться сделать их как можно более «живыми» - вполне актуальная задача.

Готовясь к онлайн-занятию, преподаватель должен чётко для себя ответить на вопрос: ЗАЧЕМ слушателям присутствовать на нём? Что можно сделать для того, чтобы человек, решивший (даже по уважительным причинам) посмотреть занятие в записи, пожалел, что не был на «прямом эфире»? Сегодня мы поделимся советами, которые помогут сделать онлайн-общение как можно более «контактным».

Проводя занятие в Zoom, преподавателю, как и слушателям, более комфортно смотреть на экран: там он видит присутствующих, либо свою презентацию, а возможно, постоянно контролирует собственное изображение. Чтобы полностью не лишать аудиторию визуального контакта, нужно время от времени (как можно чаще) смотреть в камеру. Именно так у каждого слушателя появится ощущения, что преподаватель общается именно с ним. К этому непросто привыкнуть, ведь таким образом сам преподаватель не видит аудиторию. Именно так общаются актёры в кадре: часто вместо партнёра по сюжету им приходится вести диалог с бездушной камерой. Говорить «на камеру» можно научиться, делая это регулярно, возможно, в первое время через силу. Можно прикрепить рядом с ней фотографию друга или члена семьи, либо воспользоваться уловкой наших специалистов в студии Jaligua. Так создаётся иллюзия разговора с человеком.

Преподаватель на онлайн-занятии, как и ведущий любой онлайн-трансляции или мероприятия, выступает в роли хозяина ситуации. Он «принимает» слушателей у себя в личном кабинет, часто, кстати, работая из дома. Его задача – удерживать внимание аудитории. Одна из проблем заключается в том, что присутствующие на онлайн-занятии, в отличие от студентов в аудитории, могут очень легко отвлечься на свои дела. Для того, чтобы создать максимальное впечатление присутствия, преподаватель должен это присутствие постоянно демонстрировать: оставаться в «позе внимания» (наклон корпуса вперед, интенсивный визуальный контакт); реагировать на всё, что происходит мимикой и жестами (улыбаться, кивать).

Использование интерактива даже с очень большим количеством слушателей возможно. Цель, как и в предыдущем пункте, - создать впечатление живого общения, мотивировать аудиторию присутствовать на занятиях, а не смотреть их в записи. Коммуникацию во время занятия можно организовать, подготовив заранее несколько вопросов, на которые слушатели смогут ответить достаточно кратко, а преподаватель сможет отследить некоторые ответы. Например: Если занятие записывается, то позже можно просмотреть чат и больше узнать о слушателях и даже использовать полученную информацию в качестве кейсов на практических занятиях.

Эксперты в сфере публичных выступлений всегда говорят о том, что для удержания внимания во время презентации не нужно читать написанное на слайдах. Слайды – не шпаргалка для выступающего, а иллюстрация того, о чём он говорит. То же самое касается онлайн-презентаций. Не нужно читать текст на слайдах, так как слушатели могут сделать это сами (причём, сделать это быстрее) и… опять же отвлечься на свои дела.

В прошлом материале мы рассказывали о том, что, по возможности, камера должна быть расположена таким образом, чтобы преподаватель был виден почти по пояс. Таким образом он может, как и в ситуации офлайн-общения, использовать жесты для привлечения и удержания внимания слушателей. Делать это можно в несколько усиленном варианте, как бы утрированно. Жестами можно делать акценты на важных моментах и создавать эмоциональный фон коммуникации.

Источник

Смотрите также