Михаил Шепель о системе контроля качества реализации программ в рамках «Содействия занятости»

В начале ноября был опубликован перечень поручений Президента по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, среди которых есть поручение «обеспечить до 2030 года реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию уязвимых на рынке труда категорий граждан, … в отношении которых в настоящее время реализуется обучение в рамках национального проекта «Демография». Это значит, что либо сам проект «Содействие занятости», либо новые подобные проекты буду реализовываться для дальнейшей стабилизации рынка труда в стране.

Мы регулярно говорим о достижениях ТГУ как федерального оператора «Содействия занятости» и, так называемых, «побочных позитивных эффектах» проекта в виде новых отечественных образовательных LMS-систем (Odin), новых IT-инструментов (платформа «РосНавык»), усиления практико-ориентированности основных программ вузов, расширения сетевого взаимодействия. Такая масштабная работа, в которую вовлечены тысячи людей и десятки вузов, требует не менее масштабного административного сопровождения и пристального контроля качества.

Михаил Шепель, директор ИДО и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, рассказал о системе контроля качества реализации программ в рамках «Содействия занятости» и о проблемах, требующих особенного внимания в контексте онлайн-образования:  

Когда говорят о качестве образования в ДПО, особенно в части «Содействия занятости», то в первую очередь дискуссия идет вокруг формата обучения. Есть достаточно популярное мнение, что онлайн – это какое-то «недообучение». Вот офлайн — это настоящее образование хорошего качества. Мы с этим категорически не согласны. Если напрямую, механически переносить в ВКС-систему практику офлайн-обучения, не продумывать специально форму и содержание, не готовить преподавателей к онлайн-коммуникации, то да, весь процесс будет неэффективным. Сложно удержать аудиторию без специально созданных интерактивных материалов, полезного и интересного предзаписанного контента, проработанных форм самостоятельной работы и других технологий, используемых сегодня в онлайн.

Кстати, в офлайне есть свои слабые стороны, например, сложно проконтролировать, прошло ли занятие вообще и не нарушилось ли расписание; сколько присутствовало слушателей и как преподаватель отработал материал. По сути офлайн — это очень закрытая система. О том, как прошло занятие, знают только сам преподаватель и те, кто присутствовал не нем.

Поэтому нужен баланс. Мы придерживаемся позиции, что все формы взаимодействия со слушателями (онлайн, офлайн и смешанный формат) в рамках реализации образовательной программы применяются, в зависимости от ситуации. Например, есть определенные навыки и компетенции, которые невозможно поставить онлайн.

 2023_11_17_11_40_00.png

Мы настаиваем на необходимости сохранения минимального цифрового следа даже в офлайн-формате: должна происходить защита практической работы с видеозаписью этого материала, чтобы можно было отследить результаты практических занятий, посмотреть, чему научились выпускники.

Что касается контроля качества самого курса, а также действий студентов в онлайн-среде, то здесь мы предлагаем два контура контроля и два типа цифрового следа:

 2023_11_17_11_48_12.png

Таким образом, мы видим, что контроль качества образования не связан с эмоциональной оценкой, основанной на субъективном представлении слушателей о том, как их должны учить. Контроль качества — это экспертная оценка соответствия конкретным стандартам и показателям, с которыми мы очень тщательно работаем и используем, в том числе, для развития проекта «Содействие занятости».

Подробнее — на сайте ТГУ

Смотрите также