Генеративный искусственный интеллект в педагогическом дизайне

Генеративный искусственный интеллект в педагогическом дизайне

3 апреля на базе Института космических и информационных технологий (ИКИТ) Сибирского федерального университета состоялся семинар для преподавателей российских вузов «Цифровая дидактика высшей школы». На семинаре с докладом «Генеративный искусственный интеллект в педагогическом дизайне: возможности и ограничения в вузе» выступил Артем Фещенко, руководитель Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ.

В своем докладе Артем Викторович представил результаты исследовательского проекта «Искусственный интеллект в образовании, его возможности и ограничения», который реализован командой ИДО в 2023 году (Рисунок 1). Проект стал победителем грантового конкурса Научного фонда им. Д.И. Менделеева ТГУ и был поддержан в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Рисунок 1. Регулярность использования инструментов ИИ в образовательной деятельности

«Мы обобщили результаты опроса разных категорий студентов — первокурсников, студентов старших курсов и магистратуры, а также провели анализ лучших практик применения ИИ в преподавательской деятельности. И в начале 2024 года создали на этой основе программу повышения квалификации для вузов. Цель программы — помочь педагогам использовать генеративный искусственный интеллект в своей работе, чтобы экономить время и силы, а также повышать качество обучения студентов. Как минимум — не допускать выполнения учебных заданий только с помощью ИИ, как максимум — использовать технологии искусственного интеллекта для планирования и разработки занятий», — комментирует Артем Фещенко.

Сотрудники Института дистанционного образования ТГУ проанализировали более 30 публикаций российских и зарубежных авторов с описанием разных практик использования искусственного интеллекта в учебном процессе. Результаты анализа, а также информация, полученная в ходе исследования в ТГУ, стали основой для наполнения новой программы повышения квалификации. Сейчас обучение по ней заканчивает первый набор — 205 преподавателей естественных, социальных и гуманитарных наук из семи вузов Томска и других городов. Апробация программы показала, что генеративный ИИ наиболее продуктивен на этапе разработки курса в электронной среде.

«Опрос на тему предпочтений преподавателей ТГУ и их мотивации для использования ИИ помог нам подобрать оптимальную модель педагогического дизайна ADDIE, состоящую из пяти этапов создания курса: анализ, проектирование, разработка, реализация и оценка», — уточнил Артем Фещенко.

На семинаре в ИКИТ СФУ, который проходил в гибридном формате — оффлайн и онлайн, Артем Фещенко рассказал о том, как проходило обучение первого набора слушателей программы повышения квалификации «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика», с какими трудностями столкнулись слушатели, и как изменилось отношение преподавателей к использованию ИИ после прохождения обучения.

Рисунок 2. Изменение отношения к ИИ после программы

Следующий запуск программы повышения квалификации для ППС запланирован на 14 мая этого года. Программа будет дополнена и адаптирована в соответствии с теми выводами, которые были получены в ходе обучения первой группы преподавателей весной этого года.

Справка:
ИИ — искусственный интеллект;
Генеративный искусственный интеллект — это тип системы искусственного интеллекта, способной генерировать текст, изображения или другие медиаданные в ответ на подсказки;
ППС — профессорско-преподавательский состав.

Познакомиться с инструментами для преподавателя можно по ссылке. По вопросам сотрудничества можно обращаться по адресу fav@ido.tsu.ru.

Смотрите также