В Томске проходит III Томский международный форум «Преобразование образования», организатором которого стал Институт образования ТГУ при поддержке Министерства образования и науки РФ. В этом году Форум получил статус международного, так как в работе нескольких площадок участвуют учёные и вузовские преподаватели из Бразилии, Китая, Испании, Эфиопии и Колумбии. Эксперты разных стран совместно обсуждают модели и перспективы профессионализации и карьерных стратегий студентов в условиях университетского образования.
В первый день Форума обсуждение механизмов ускоренной профессионализации студенческой молодежи проходило в формате кейс-лабораторий. После короткого навигационного блока под названием «Новая модель высшего образования: меры институциональной поддержки ускоренного выхода на рынок труда» участники разделились на четыре лаборатории, каждая из которых обсуждала один из аспектов общей темы.
-
«Как организовать эффективные форматы практико ориентированного образования»
-
«Как обеспечить внедрение треков с разными квалификациями»
-
«Как достичь консенсуса между заказом индустрии и предложением университета»
-
«Как создать университетскую среду для поддержки профессионализации»
Модератором Лаборатории №2 стала Олеся Бабанская, эксперт отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ. В рамках этой лаборатории было представлено три кейса разных университетов: Балтийского федерального университета (Калининград), Университета науки и технологий МИСИС (Москва) и Юридического института ТГУ (Томск). Представители БФУ рассказали об опыте преобразования классического педагогического образования, МИСИС поделился своим подходом к реорганизации вузовской подготовки будущих инженеров в рамках новой модели высшего образования, а ЮИ ТГУ озвучил проблемы и поиск решений, связанных с профессиональной подготовкой юристов.
В числе тех трудностей, с которыми столкнулись вузы, участники лаборатории называли сложности с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий для всей массы студентов, выбором дополнительных квалификаций и формированием общего для всех расписания при возникновении целого ряда дополнительных занятий. Ещё один ключевой на сегодняшний день вопрос — как совместить бесплатное высшее образование и коммерческий рынок ДПО, что из дополнительных квалификаций студенты могут получать бесплатно, а за что нужно платить. Ещё один значимый аспект процесса изменений системы вузовской подготовки — как совместить требования работодателей к будущим специалистам с возможностями университетов.
Юридический институт ТГУ в ходе обсуждения на лаборатории рассказал о тех сложностях, с которыми связан выход студентов-будущих юристов на рынок труда в процессе их обучения. Работа этих специалистов строго регламентируется нормами российских законов. Человек, не получивший законченного профессионального образования, не имеет права работать в юридической сфере даже на должности помощника секретаря суда, например. Это предельно ограничивает возможности студентов даже старших курсов стажироваться и практиковаться в юридических структурах во время обучения в вузе.
Сегодня работа III Томского форума «Преобразование образования» продолжилась на площадках Института экономики и менеджмента ТГУ, главного корпуса и Института образования ТГУ, где при участии широкого круга участников из разных вузов страны обсуждались следующие темы:
-
«Экосистема построения современных карьерных стратегий: региональная повестка»
-
«Профстандарт — стандарт профессионала»
-
«Ускоренная профессионализация студентов: требования к педагогической деятельности и педагогическим позициям в университете»
-
«Вызовы для новой модели высшего образования: антропологические контексты»
-
«Нейротехнологии в образовании»
-
«Образование, миграция и Big data: использование цифровых образовательных и миграционных следов молодежи для содействия ускоренной профессионализации студентов» и другие темы.
Сегодня в 19.00 Валерия Мацута, доцент кафедры организационной психологии ФП ТГУ, эксперт учебно-научной лаборатории непрерывного образования Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ проведёт мастер-класс «Профессионализация и саморазвитие: арт-терапия для поиска внутреннего ресурса». Встреча предназначена для всех, кто хочет научиться создавать ресурсное состояние внутри себя и свободно проявлять творческий потенциал.
Текст: Ирина Корнева