Эксперты ИДО ТГУ на площадках международного форума

Эксперты ИДО ТГУ на площадках международного форума

В Томске проходит III Томский международный форум «Преобразование образования», организатором которого стал Институт образования ТГУ при поддержке Министерства образования и науки РФ. В этом году Форум получил статус международного, так как в работе нескольких площадок участвуют учёные и вузовские преподаватели из Бразилии, Китая, Испании, Эфиопии и Колумбии. Эксперты разных стран совместно обсуждают модели и перспективы профессионализации и карьерных стратегий студентов в условиях университетского образования.

В первый день Форума обсуждение механизмов ускоренной профессионализации студенческой молодежи проходило в формате кейс-лабораторий. После короткого навигационного блока под названием «Новая модель высшего образования: меры институциональной поддержки ускоренного выхода на рынок труда» участники разделились на четыре лаборатории, каждая из которых обсуждала один из аспектов общей темы.

  • «Как организовать эффективные форматы практико ориентированного образования»

  • «Как обеспечить внедрение треков с разными квалификациями»

  • «Как достичь консенсуса между заказом индустрии и предложением университета»

  • «Как создать университетскую среду для поддержки профессионализации»

Модератором Лаборатории №2 стала Олеся Бабанская, эксперт отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ. В рамках этой лаборатории было представлено три кейса разных университетов: Балтийского федерального университета (Калининград), Университета науки и технологий МИСИС (Москва) и Юридического института ТГУ (Томск). Представители БФУ рассказали об опыте преобразования классического педагогического образования, МИСИС поделился своим подходом к реорганизации вузовской подготовки будущих инженеров в рамках новой модели высшего образования, а ЮИ ТГУ озвучил проблемы и поиск решений, связанных с профессиональной подготовкой юристов.

— Все вузы отметили, что сейчас при проектировании новых образовательных программ они стремятся значительно усилить практическую составляющую учебных планов. И у многих этот процесс идёт довольно успешно. Но задачей нашей лаборатории было выявить те проблемы, с которыми сталкиваются вузы-участники пилотного проекта, попытаться осмыслить их и понять, можно ли тиражировать успешные практики на всю систему высшего образования в стране, — говорит Олеся Бабанская.

В числе тех трудностей, с которыми столкнулись вузы, участники лаборатории называли сложности с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий для всей массы студентов, выбором дополнительных квалификаций и формированием общего для всех расписания при возникновении целого ряда дополнительных занятий. Ещё один ключевой на сегодняшний день вопрос — как совместить бесплатное высшее образование и коммерческий рынок ДПО, что из дополнительных квалификаций студенты могут получать бесплатно, а за что нужно платить. Ещё один значимый аспект процесса изменений системы вузовской подготовки — как совместить требования работодателей к будущим специалистам с возможностями университетов.

— МИСИС представил очень интересный кейс, как они выстраивают эту связку: вуз-работодатель, каким образом проводят мониторинг открытых вакансий в потенциально интересных для выпускников компаниях и как встраивают полученные данные в свои образовательные программы. У этого вуза очень гибкий подход к проектированию, они меняют содержание программы даже в процессе текущего обучения, подстраивая программу под интересы того или иного работодателя. На завершающем этапе обучения студенты могут выбрать определённый инженерный трек под запрос конкретного предприятия, на которое они пойдут работать сразу после выпуска. МИСИС уже подготовил соответствующие нормативные документы для таких программ и готов тиражировать свои лучшие практики в другие университеты страны, — рассказывает Олеся Бабанская.

Юридический институт ТГУ в ходе обсуждения на лаборатории рассказал о тех сложностях, с которыми связан выход студентов-будущих юристов на рынок труда в процессе их обучения. Работа этих специалистов строго регламентируется нормами российских законов. Человек, не получивший законченного профессионального образования, не имеет права работать в юридической сфере даже на должности помощника секретаря суда, например. Это предельно ограничивает возможности студентов даже старших курсов стажироваться и практиковаться в юридических структурах во время обучения в вузе.

— Для того чтобы изменить эту ситуацию, представителям юридических вузов нужно выходить на Национальное агентство развития квалификаций, обращаться со своими инициативами в Национальный совет по профессиональным квалификациям, чтобы вместе с экспертами менять квалификационные требования, стать со-разработчиками новых профессиональных стандартов. Такое решение в ходе нашей лаборатории было предложено Натальей Андрейченко, проректором по развитию магистратуры Уральского федерального университета, — комментирует Олеся Бабанская.

Сегодня работа III Томского форума «Преобразование образования» продолжилась на площадках Института экономики и менеджмента ТГУ, главного корпуса и Института образования ТГУ, где при участии широкого круга участников из разных вузов страны обсуждались следующие темы:

  • «Экосистема построения современных карьерных стратегий: региональная повестка»

  • «Профстандарт — стандарт профессионала»

  • «Ускоренная профессионализация студентов: требования к педагогической деятельности и педагогическим позициям в университете»

  • «Вызовы для новой модели высшего образования: антропологические контексты»

  • «Нейротехнологии в образовании»

  • «Образование, миграция и Big data: использование цифровых образовательных и миграционных следов молодежи для содействия ускоренной профессионализации студентов» и другие темы.

Сегодня в 19.00 Валерия Мацута, доцент кафедры организационной психологии ФП ТГУ, эксперт учебно-научной лаборатории непрерывного образования Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ проведёт мастер-класс «Профессионализация и саморазвитие: арт-терапия для поиска внутреннего ресурса». Встреча предназначена для всех, кто хочет научиться создавать ресурсное состояние внутри себя и свободно проявлять творческий потенциал.

Текст: Ирина Корнева


Смотрите также