В Томске обсуждают преобразование высшего образования

В Томске обсуждают преобразование высшего образования

В колонном зале главного корпуса ТГУ начал свою работу III Томский международный форум «Преобразование образования». Он пройдёт с 7 по 9 ноября. Организатор Форума — Институт образования ТГУ, ключевая тема — обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования.

Спикерами Форума выступают представители ведущих вузов России: ТГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, ТюмГУ, АлтГУ, ТГПУ. В работе сессий и площадок, а также в проектном семинаре примут участие эксперты из Ассоциации классических университетов России, Корпоративного университета Банка России, ФУМО «Экономика и менеджмент», Национального агентства развития квалификаций, Института образования Университета Цинхуа (Китай) и Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия.

В день открытия Форума вопрос ускоренного выхода молодёжи на рынок труда на установочной экспертной панели в режиме диалога обсудили врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Тумакова, ректор ТГУ, вице-президент Российской академии образования Эдуард Галажинский, проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, советник Генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Александра Серова, заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева и начальник управления Университета Банка России Тимур Гареев.

В начале обсуждения перед собравшимися в зале участниками Форума из разных городов России: представителями учреждений высшего и среднего образования, преподавателями, разработчиками программ, методистами, исследователями в области педагогических наук, работодателями выступил в онлайн-режиме министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Сегодня мы оперируем прогнозами по рынку труда, которые достаточно линейные, то есть сделаны примерно до 2030 года и основаны на представлениях работодателя о том, кто им нужен сегодня и на ближайшие 5-10 лет. Безусловно, это лучше, чем ничего, но я призываю университеты очень активно включиться в работу по исследованию рынка труда и взаимоотношений системы высшего образования с работодателями. Нужно анализировать тенденции развития рынка труда на более долгосрочную перспективу и совместно искать ответы на сложные вопросы, которые ставит рынок. Это необходимо делать параллельно с основными образовательными процессами, а не ждать тот или иной прогноз и потом перестраивать под него всю работу, — сказал Валерий Фальков, обращаясь к представителям педагогической общественности.


Фото: Томский государственный университет

Тему, заявленную в своём выступлении министром, продолжила Елена Тумакова, врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобра РФ.

— В декабре этого года будет озвучен прогноз кадровой потребности на российском рынке труда до 2030 года. Но Минтруда РФ заранее предупреждает, что прогноз будет каждый год обновляться, поскольку рынок сейчас меняется стремительно, постоянно возникают новые проблемы и вызовы. Безусловно, система высшего образования России должна на изменения и запросы рынка тоже достаточно быстро реагировать. Сейчас мы берём абитуриента, обучаем его в течение четырёх лет или более, но к моменту, когда он станет выпускником, получаемые им компетенции могут устареть или вообще стать не актуальными. И получается, что он не сможет сразу выйти на рынок труда после вуза, ему потребуется переобучение или дополнительная адаптация на рабочем месте. Как соединить эти вызовы и проблемы с существующей системой профобразования? Вузы выходят из этой ситуации по-разному, есть много интересных кейсов. В рамках новой модели высшего образования, которая апробируется шестью пилотными вузами, предлагается не унифицировать для всех сроки высшего образования, как это делается сейчас, а устанавливать адресно сроки обучения для разных категорий специалистов, в зависимости от запросов работодателей и тех сфер труда, куда пойдут работать выпускники, — сказала Елена Тумакова.

Программа III Томского международного форума «Преобразование образования» продолжится в течение трёх дней на тематических дискуссионных площадках, а также в формате фокус-групп, круглых столов, мастер-классов, лабораторий и экспертно-проектировочных сессий.

В рамках Форума состоится работа четырех кейс-лабораторий под общим названием «Механизмы ускоренной профессионализации студенческой молодежи». На них будут представлены кейсы по поддержке ускоренной профессионализации студентов от университетов-участников федерального проекта «Приоритет 2030» и пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования. Задачей кейс-лабораторий станет анализ потенциала различных форматов образовательных программ для подготовки студентов к выходу на рынок труда ещё в процессе обучения.

Модератором Лаборатории №2 «Как обеспечить внедрение треков с разными квалификациями» станет Олеся Бабанская, эксперт отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ. В ходе лаборатории планируется обсуждение опыта различных университетов в обеспечении гибкости образовательных программ и вариативности профессиональных квалификаций будущих специалистов через следующие механизмы:

  • введение образовательных треков с разным сроком обучения внутри одной программы — в соответствии с запросом работодателей. Разнообразие треков даст студентам возможность в рамках одной программы получить профессиональные квалификации различного уровня;

  • получение дополнительных квалификаций путём освоения синхронизированных компонентов основной образовательной программы и дополнительных программ профессионального обучения и переподготовки.

По мнению организаторов III Томского международного форума «Преобразование образования», профессионализация студентов в вузах на разных этапах обучения может стать одним из решений задачи по ускоренному выходу молодежи на рынок труда. Активная работа университетов в этом направлении способна помочь отечественным индустриям в преодолении существующего сейчас острого кадрового дефицита.

Текст: Ирина Корнева

Смотрите также