В ИДО ТГУ состоялся научно-методический семинар, посвященный персональным образовательным средам

28.03.2016

Сегодня, 28 марта, специалисты Института дистанционного образования ТГУ провели научно-методический семинар, посвященный теме применения персональных образовательных сред в учебном процессе университета.

Персональная образовательная среда (Personal Learning Environment) – информационная среда, создаваемая пользователем, для решения образовательных задач различной трудоемкости и протяженности во времени. Способы определения PLE указывают на то, как это явление понимается исследователем или практиком и встраивается в существующую образовательную конъюнктуру. На семинаре рассматривались различия персональных (PLE) и виртуальных (VLE) образовательных сред, где PLE шире, чем VLE, PLE предполагает свободу действий, VLE –их формализацию, PLE самоорганизуема, а VLE управляема.

Согласно проведенному специалистами ИДО анализу публикаций по теме PLE в ведущих реферативных базах данных, достоинствами персональных образовательных сред называют: переход от модели «студент-потребитель информации из независимых источников» к модели «студент-составитель матрицы ресурсов»; включение как комментариев коллег, так и экспертного мнения; самостоятельность и ответственность студентов за организацию и результат своего обучения. При этом среди недостатков обозначаются недостаточно четкое определение самого термина, необходимость определенной степени сознательности у студентов, низкая цифровая грамотность и отсутствие критического отношения к веб-источникам, риск потерять материал в связи с удалением источника (для исследователей).

Основным вопросом исследований в данной области является педагогическое и методическое планирование и сопровождение работы с PLE. Ожидаемые результаты, согласно анализу, состоят в признании исследователями важности публикаций находок,  в развитии перспективы нахождения студентами плюсов в коллективной работе и легкости работы с информацией, а также в возможности внутри вузов разработки собственных PLE, адаптированных под свои нужды.

Кроме того, на семинаре была затронута тема инструментов PLE, применяемых студентами и преподавателями для различных целей: поиска, организации процессов, публикации материалов и доступа к ним, коммуникации и взаимодействия и др. Наиболее популярными на сегодняшний день инструментами являются Twitter, Google, социальные сети и блоги, файлообменники, YouTube, а также специальные сервисы (например, ZOTERO), различного рода ресурсы (такие как Moodle, МООК, eJournals) и агрегаторы (RSS, Bloglines, netvibes).