23–24 марта в ТГУ была проведена Сибирская школа «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение»

24.03.2015

23 марта началась работа Сибирской школы с международным участием «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение».

В работе Школы как очно, так и онлайн принимали участие около 120 представителей из более чем 30 вузов и образовательных организаций России, а также Германии, Великобритании и США.

Первый день Школы был насыщен различными по формату мероприятиями: информ-встречами, групповыми дискуссиями, практиками.

Своей речью открыл работу Сибирской Школы МООК Виктор Валентинович Дёмин, проректор по учебной работе ТГУ.

Информ-встреча 1 «Сквозь дебри мира МООК» открылась представлением Галиной Можаевой, директором ИДО ТГУ, самого направления МООК, основных технологий при создании такого рода курсов, организации учебного процесса по ним, возможностей и ключевых особенностей МООК, целей их создания и основных преимуществ для университетов, а также факторов, препятствующих расширению среды МООК, и в то же время имеющихся перспектив для развития данного направления в образовании.

Генеральный директор МООК-платформы «Лекториум» Яков Сомов представил свою платформу и идеологию проекта. Его выступление вызвало большой интерес аудитории и большое количество вопросов по тематике доклада.

В рамках групповой дискуссии «МООК глазами студента: взгляд изнутри» участниками Школы был представлен их опыт обучения на российских и зарубежных платформах, цели и мотивация к обучению, особенности представления учебного материала и организации учебного процесса.

Информ-встреча 2 «МООК как проект: готовим почву для курса» (спикер – Олеся Бабанская, начальник научно-методического отдела ИДО ТГУ) была посвящена теме МООК как проект, то есть этапам планирования, разработки, продвижения курса и обучения по нему.

Оживленную дискуссию участников Школы вызвала тема «Авторские и смежные права по созданию МООК», которую представила Татьяна Трубникова, советник ректора по правовым вопросам.

Кроме того, в рамках информ-встречи были рассмотрены особенности проектного менеджмента при разработке МООК и организации командной работы в рамках реализации проектов МООК, а также анализ статистических данных, факторы, влияющие на количество слушателей на курсе, и причины их «отсева» (спикер – Артем Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО ТГУ).

Во время проведения групповой дискуссии «Как я смог «взрастить» МООК»  были представлены востребованные МООК, а участники Школы смогли обменяться опытом реализации проекта МООК в своих университетах.

День завершился практикой 1 «Первый МООК – не КООМом» (ведущие – Олеся Бабанская, Артем Фещенко, Инна Бессонова), где участники Школы имели возможность выбрать и обсудить с коллегами одну из двух тем, которая им наиболее интересна: создание своего собственного курса и реализация проекта по производству МООК в своем вузе.

Слушатели, которые выбрали в качестве итогового задания представление педагогического сценария своего будущего курса, должны заполнить шаблон документа, размещенный в курсе Школы в системе электронного обучения ТГУ Moodle. Слушатели, которые выбрали в качестве итогового задания представление своего видения реализации проекта по производству МООК в своем вузе, должны заполнить шаблон документа «Проект МООК», размещенный там же.

24 марта прошел второй день работы Сибирской школы с международным участием «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение».

Работа началась с презентации наиболее востребованной в мире платформы МООК Coursera, которую представила Эмма Вебб, региональный директор проекта, а также двух российских МООК-платформ – Stepic, которую представила координатор проектов Алёна Маркович, и «Универсариум», о которой говорил Дмитрий Гужеля, руководитель данного проекта.

Информ-встреча 3 «Монетизация МООК» (спикер – Галина Можаева, директор ИДО ТГУ) была посвящена вопросам прибыли от продажи сертификатов, альтернативным способам монетизации, формализации МООК, а также теме МООК как ресурса непрерывного образования, где были представлены результаты реализации данного проекта в ТГУ.

В рамках мастерских Школы участники имели возможность узнать об этапах разработки МООК, его продвижения и сопровождения учебного процесса на курсе. На мастерской «Разработка МООК: режиссура, съемка, монтаж» (спикеры – Андрей Соколов, редактор Телевизионно-вещательного центра ТГУ, Ольга Дворянкина, монтажер ТВЦ ТГУ) участникам Школы были продемонстрированы примеры видеолекций, указаны типичные ошибки при производстве МООК, а также даны рекомендации по режиссуре, подготовке и проведению видеосъемки и монтажу. В рамках мастерской «Продвижение МООК» (спикер – Артем Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО ТГУ) представлены технологии продвижения МООК, особенности разработки рекламы и ее распространения, кадровые ресурсы в продвижении курса, приведены примеры рекламных текстов и продукции. Мастерская «Сопровождение МООК» (спикер – Инна Бессонова, специалист по научно-методической работе ИДО ТГУ, куратор МООК ТГУ) была посвящена особенностям платформы EDX, подготовки курса и загрузки контента, методического и технического сопровождения курса и документам, которые получают слушатели по окончании обучения, а Маргарита Ширинян, куратор курсов платформы «Лекториум», представила опыт в сопровождении курса на платформе.

Во время проведения мастерской «МООК глазами преподавателя: взгляд изнутри» авторы МООК ТГУ Олег Лукьянов, Анастасия Шушаникова, Светлана Фащанова, Нина Агапова и Анна Китаева поделились с участниками Школы своим опытом создания своих курсов, рассказав о подготовке сценария и содержания курса, разработке заданий, сопровождении в форуме, особенностях съемочного процесса, трудностей, с которыми пришлось столкнуться, что вызвало оживленный интерес у аудитории и большое количество интересных вопросов.

В завершение дня состоялось закрытие Сибирской школы «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение», где участники смогли подвести итоги работы, обсудить интересующие вопросы и поделиться своими впечатлениями о мероприятиях, проведенных в рамках Школы.