Сотрудники ИДО ТГУ изучают, как использование мобильных устройств влияет на качество образования

04.03.2015

В рамках реализации проекта «Развитие электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе для реализации совместных образовательных программ и индивидуализации обучения» сотрудники Института дистанционного образования ведут исследование мобильного обучения в Томском государственном университете. Студентам они предложили ответить на ряд вопросов, касающихся функциональности их смартфонов, сервисов и приложений, используемых для обучения. Исследователей также интересует то, как преподаватели относятся к использованию гаджетов на паре.

Опрос проводится всего несколько дней, а результаты уже очевидны. Лишь малая часть студентов сетуют на то, что смартфоны их сильно отвлекают, мешают сосредоточиться. Большинство же считают, что мобильные устройства помогают в учебе. Иначе говоря, студенты воспринимают смартфон не только как средство развлечения и общения, но и как образовательный инструмент. А значит, пора задуматься о том, как использовать гаджеты в учебном процессе, чтобы сделать его увлекательнее и эффективнее.

– Если раньше под электронным обучением подразумевалось использование системы Мoodle, то сегодня в тренде – развитие мобильного обучения, – говорит Всеволод Сербин, веб-администратор ИДО, ассистент кафедры гуманитарных проблем информатики ФсФ. – Это предполагает совершенно новые требования к форме и содержанию учебного материала. Например, в массовых открытых онлайн-курсах (МООК) используется формат коротких видеолекций. А как преподносить студентам информацию, какие давать задания, используя планшет или смартфон? Сейчас это очень актуальный вопрос.

В целом Всеволод позитивно оценивает процессы «виртуализации» образования. По его мнению, студенты, активно использующие мобильные устройства, получают больше возможностей для коммуникаций с преподавателем, оперативного поиска необходимой информации, могут проследить за изменением расписания, воспользоваться календарем и органайзером для координации своей работы в группе и так далее.

– Когда я веду занятия, частенько замечаю, что студенты скачивают мои презентации из Мoodle на свой планшет или смартфон и прямо на паре их изучают, – рассказывает Всеволод Андреевич. – Это вполне рациональное действие, потому что днем в аудитории очень светло и презентацию на экране почти не видно. Или же человек с ослабленным зрением, сидящий на последней парте, не может рассмотреть изображение на экране. В таких случаях выручают личные мобильные устройства.

Вячеслав Заседатель, специалист в области разработки электронных средств учебного назначения ИДО, старший преподаватель ФФ, тоже разрешает своим студентам пользоваться мобильными устройствами как на лекциях, так и во время лабораторных занятий. Однако отношение к гаджетам у преподавателя двоякое. Положительное, если с их помощью ребята находят в Интернете формулы и различные приложения, которые помогают им решать задачи. Отрицательное, если студенты бесцельно гуляют по Сети, бегло просматривают новости в соцсетях, чатятся.

– На занятиях мобильное устройство часто приносит не только пользу, но и вред, является отвлекающим фактором. Из-за него студенты пропускают мимо ушей информацию, которую до них пытается донести преподаватель, – считает Вячеслав Сергеевич. – Более того, у ребят, чье внимание сосредоточено на мобильном устройстве, возникают проблемы с запоминанием информации. Часто я сталкиваюсь с тем, что в конце семестра студенты не помнят даже элементарных вещей, которые требуются для сдачи зачета или экзамена.

Тем не менее, преподаватель не является противником мобильного обучения. По его мнению, если обучение с помощью смартфонов и планшетов организовать правильно, это положительно скажется на качестве образования в университете.

  

Использована информация с сайта ТГУ