Сотрудники ИДО ТГУ приняли участие в Международной научно-практической конференции в Римском университете La Sapienza

14.04.2014

С 7 по 12 апреля в университете «La Sapienza» (Рим, Италия) прошла II Международная научно-практическая конференция «Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании: новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования». Организаторы мероприятия – Римский университет «La Sapienza», Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

В конференции приняли участие более 60 человек, среди которых – представители университетов-организаторов мероприятия, а также Стэнфордского университета (США), Университета Райса (США), Университета Суррея (Великобритания), Миланского политехнического университета, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Финансового университета при Правительстве РФ, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Национального исследовательского Томского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета, Тульского государственного университета, Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агенства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Фонда «Русский мир» и др.

С приветственными словами к участникам конференции обратились первый проректор, проректор по сотрудничеству и международным связям Антонелло Фолько Бьяджини и проректор по инфраструктурам и технологиям университета «La Sapienza» Тициана Катарчи, ректор Национального исследовательского университета «МИЭТ» Юрий Александрович Чаплыгин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Аркадьевна Мосичева, заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ (Россотрудничество) Лариса Ивановна Ефремова, программный директор НКИ БРИКС, фонда «Русский мир» Ольга Анатольевна Вязовская.

В рамках конференции состоялись пленарные заседания по различным темам, таким как «Модернизация высшего образования: опыт университетов в использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Роль ИКТ в формировании открытого обучения: применение открытых образовательных ресурсов (OER) и массовых открытых дистанционных курсов (MOOC)», «Актуальные направления повышения конкурентоспособности университетов: интеграция научных исследований и инноваций в образовании. Академическая мобильность и сетевое взаимодействие университетов; международное сотрудничество и новые требования рынка труда. Повышение качества и обеспечение доступности высшего образования на основе E-Learning», «Современная педагогика с использованием E-Learning в высшей школе», «Международные программы обучения магистров и PhD в Римском университете La Sapienza».

Программа пленарных заседаний и дискуссий, которые прошли в рамках конференции, отражала не только самые актуальные направления модернизации высшего образования и повышения конкурентоспособности современных университетов, но и продемонстрировала в ходе её реализации стремление российской и итальянской сторон к развитию сотрудничества.

На пленарных заседаниях выступило более 20 профессоров итальянских и российских университетов, а также университетов США и Великобритании.

Полезным и интересным был обмен опытом итальянских и российских коллег по реализации межуниверситетских соглашений по международным программам обучения магистров и PhD, академической мобильности и сетевому взаимодействию университетов, повышению качества и обеспечения доступности высшего образования на основе E-learning.

Профессор факультета информационной инженерии, информатики и статистики Римского университета «La Sapienza» Маурицио Ленцерини рассказал о стратегии Римского университета «La Sapienza» в МООС, о создании экспериментальной группы, в состав которой вошли эксперты по электронному обучению, образовательным технологиям, юристы и преподаватели трех курсов. Были разработаны два курса на английском языке об итальянской культуре и архитектуре, а также третий курс на итальянском языке по физике. На разработку курсов ушло 3 месяца и порядка 5-10 тысяч евро на один курс; что характерно, работа преподавателя курса не оплачивалась, это входило в его ставку профессора. В ближайших планах университета «La Sapienza» создание отдельного портала, который станет коммуникативной площадкой для слушателей, записанных на курсы «La Sapienza» в проекте Coursera.

Своим опытом по созданию курсов в проекте Coursera и предварительной статистикой поделились профессоры Римского университета «La Sapienza» Карло Космелли и Франческо Паоло Фиоре. Автор курса «Теория относительности и квантовая механика» профессор Карло Космелли отметил, что основной целью создания курса была популяризация научных знаний в области физики для повышения общекультурного уровня слушателей курса. Данный курс основан на философской концепции явлений физической природы и предназначен не для студентов, а для всех желающих познать окружающий мир без формул.

Следует отметить, что в конференции принял участие один из основателей и председателей проекта Coursera Эндрю Нг. Его доклад «Онлайн революция: образование для всех» вызвал активное обсуждение и дискуссию среди участников конференции. Рабочая группа проекта Coursera заинтересована в сотрудничестве с российскими университетами, более того, уже 2% россиян получили сертификаты Coursera.

В конференции принимали участие и сотрудники Института дистанционного образования ТГУ. В рамках одного из пленарных заседаний выступила директор ИДО ТГУ Галина Васильевна Можаева с докладом «Сетевое взаимодействие в электронном обучении: анализ опыта и перспективы развития», в котором представлен опыт Томского государственного университета и ассоциации «Сибирский открытый университет» по организации сетевого взаимодействия в электронном обучении, а также описана модель сетевой распределенной структуры повышения квалификации научных и педагогических кадров, созданная на базе ведущих вузов России.

Состоялось неформальное общение заинтересованных сторон, прошли оживлённые дискуссии с итальянскими и российскими коллегами при обсуждении вопросов, касающихся подготовки преподавателей, опыта внедрения международных университетских программ, сетевого взаимодействия вузов и др.

Представители российской стороны имели возможность посетить мэрию города Рима и встретиться с представителями администрации (зал Юлия Цезаря). Был проведен круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере образования, культуры, туризма. Год Италия-Россия».

Очень важно, что участники конференции имели возможность не только встретиться с зарубежными коллегами и представителями мэрии Рима, но также приняли участие в познавательной программе – экскурсия в Собор Святого Петра в сопровождении экспертов-искусствоведов, провели выездные занятия в Капитолийском музее, в Ватикане «Роль Ватикана в развитии высшего образования», посетили знаменитую библиотеку Алессандрина. Одна из старейших библиотек в мире, основана в 1667 году Папой Римским Alessandro VII и является объектом культурного наследия, находится на территории студенческого кампуса Римского университета. 

РЕШЕНИЕ II Международной научно-практической конференции Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании: новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования