Запускаем программы грамотно: советы от Светланы Велединской

Запускаем программы грамотно: советы от Светланы Велединской

В процессе реализации федерального проекта «Содействие занятости» возникает множество вопросов, в том числе касающихся масштабирования программ повышения квалификации. Ответы на некоторые из них можно получить только «ввязавшись в бой»: специфика каждого направления диктует некоторые «индивидуальные» правила. Однако многие проблемы можно предупредить, заранее обратив внимание на возможный поворот событий. Сегодня на ряд актуальных для всех разработчиков ППК вопросов отвечает Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных программ Института дистанционного образования ТГУ.

171018_206_16.jpg

— Есть мнение, что выпускники университетских программ — это «штучный продукт». Заниматься подготовкой специалистов-практиков в массовых масштабах и обучать их «ремеслу» — не университетское дело. Какие аргументы можно привести в споре с оппонентом, придерживающимся такого мнения?

— Во-первых, мы говорим об университетских программах другого уровня, имея в виду проект «Содействие занятости». Это программы дополнительного профессионального образования, они рассчитаны не на развитие общего кругозора и не на получение новых теоретических знаний. В этот проект к нам приходят за получением конкретного навыка или совершенствованием уже имеющихся компетенций в рамках определённой трудовой функции.

На программы дополнительного образования слушатели, чаще всего, приходят «по зову сердца». Они готовы учиться, они хотят это делать. И в этом смысле контингент обучающихся очень требователен именно к практической составляющей, а к знаниевой. Точнее, знания тоже должны быть, но скорее прикладного характера. С одной стороны, нам, университетским людям, это может показаться сложным, но на самом деле, такой подход очень помогает ставить те самые трудовые функции или компетенции, о которых говорится в профстандартах. Безусловно, в этом случае на университете лежит большая ответственность. Но конечный успех очень сильно зависит и от заинтересованности и ответственности человека, пришедшего на программу.

Почему за практическими навыками нужно идти к нам, в университет, а не к практикам, предлагающим многочисленные мастер-классы и семинары, часто бесплатные?

— Университет всегда остаётся университетом с точки зрения системности в организации учебного процесса. У нас всегда хорошо взаимосвязаны теоретическая и практическая части. При том, что программы практико-ориентированы, они имеют очень хорошее теоретическое основание. Однако в проект «Содействие занятости» привлекаются не только вузовские преподаватели, но и образовательные организации, приглашающие специалистов-практиков. Часто они работают по следующей схеме: записывают видеолекции и выкладывают для обучающихся, которые должны сами всё просмотреть и освоить. Формат «лекция-тест» позволяет работать с большими аудиториями, даже до тысячи человек. Но практика показывает, что если программы ориентированы только на такой формат работы, то их заканчивают не более 50% слушателей. Наши университетские программы ПК заканчивают в среднем 80% слушателей, так как мы не работаем с настолько большими группами, что позволяет уделять внимание практически каждому обучающемуся. И хотя конкурентов для нас, как университета, в проекте я не вижу, нашим командам надо учиться работать с большими потоками.

Сейчас все организаторы программ озабочены их масштабированием. Что нужно принять во внимание, готовясь к занятиям с большой группой?

— Залог успеха — интерактив, потому что людей нужно «держать». Мы это делаем через обратную связь: даём возможность тут же задать вопросы, например, через Mentimeter или через какие-то другие инструменты. Для слушателей онлайн-лекция всегда должна быть ивентом, то есть она должна быть организована и проведена как своеобразное специальное мероприятие. И лектор должен быть всегда готов получить неожиданные вопросы от своей аудитории. Особым образом, с возможностью обратной связи, должна быть спроектирована и система заданий. Чтобы грамотно подготовить такую систему заданий можно обратиться к нам: наши методисты помогут сделать так, чтобы проверка проходила эффективно с точки зрения потраченного времени и результатов для слушателей. Преподаватель, с одной стороны, не должен быть перегружен, а с другой стороны, нужно дать понять каждому обучающемуся, что с ним работают.

Невозможно в рамках достаточно короткой программы обучить всему, особенно если человек входит в новую профессиональную сферу. Как настроить аудиторию проекта на самообучение?

— Повторюсь: на такие программы, как правило, приходят люди, которые хотят учиться и хотят научиться. Они очень требовательны и к учебному процессу, и к нам, и к обратной связи. Им постоянно нужно говорить о том, что это только азы, и если они хотят развиваться, то должны самостоятельно работать и осваивать большое количество материала. Самое главное в обучении такой взрослой мотивированной аудитории — зарядить людей эмоционально, показать перспективы, обозначить возможность продолжения обучения, в том числе на наших же университетских платных программах.

— Какой оптимальный баланс должен быть между работой в прямом эфире и заранее записанными выступлениями?

— Мы, университетские люди, любим выступать перед аудиторией вживую, это помогает почувствовать энергетику, установить связь с группой. А некоторые партнёры, которых мы привлекаем, записывают всё на видео и выкладывают для самостоятельного изучения. Обе эти крайности нехороши, на мой взгляд. Если предлагать всё в записи, людей это начинает раздражать, они пишут нам: «А можно поменьше теории и побольше практики?» Слушатели могут полностью просмотреть материалы самостоятельно, дать хорошую обратную связь, а затем написать: «Мы всё посмотрели. А когда вы начнёте нас учить?» Поколение людей, представляющих значительную часть целевой аудитории проекта «Содействие занятости», привыкло процесс обучения воспринимать как непосредственное общение с преподавателем.

Конечно, записанные лекции не должны быть оторваны от того, что слушатели делают на занятиях. Необходимо подавать теоретический материал как часть практических занятий. Нужно говорить: «Посмотрите, пожалуйста, лекцию, а ответами на вопросы мы займёмся на онлайн-занятии». Такой формат работы, при котором теория выносится за часы занятия и позже разбирается на практике при встрече с преподавателем, называется «перевёрнутый класс», и он нравится слушателям.

Если говорить о балансе, то около 30% занятий точно должно проходить в «синхроне», остальное можно записать. Конкретно практических занятий на 72-часовую программу я бы посоветовала сделать 4-5. Живое общение с преподавателем — это и консультации по выполненным заданиям: как правило, у обучающихся возникает много вопросов, и они особенно хорошо реагируют на возможность разобрать ошибки индивидуально.

Кстати, коллеги, нужно помнить, что в нашей работе мы должны опираться на нормативную базу, из которой исчезло словосочетание «аудиторная работа». В 2017 году появились, так называемые, «контактные часы», под которыми может пониматься как контактная синхронная работа, так и контактная, но несинхронная работа преподавателя с обучающимися. Например, можно составить хорошее задание для практического занятия, проработать его вместе со слушателями, а потом дать задание такого же плана в качестве домашнего задания. Несмотря на то, что учащиеся будут выполнять его самостоятельно, как таковой «самостоятельной работой» это не считается, потому что преподаватель будет давать обратную связь, комментировать выполненное задание. Это считается контактной работой, как и консультации, о которых мы говорили выше. Уточню ещё раз: самостоятельная работа — это чтение, просмотр видео, всё то, что не требует обратной связи. В программе на 72 часа можно запланировать 36 часов контактной работы, из них 12 часов достаточно провести в «синхроне». Что касается консультаций, то можно посоветовать такой вариант: назначать дату и приглашать обучающихся записываться на определенное время. Это поможет чётче запланировать временные рамки для работы с одним человеком.

— На что аудитория лучше реагирует: на презентацию или преподавателя в кадре?

— Презентация — это возможность дать дополнительную информацию или «заякорить» внимание аудитории. Без неё просто скучно, на «говорящую голову» аудитория реагирует плохо. Кроме того, в Zoom преподаватель в любом случае всегда виден рядом с презентацией.

Для «оживления» занятия можно использовать формат групповой работы. Для этого нужно сформулировать задание таким образом, чтобы оно было предельно понятно аудитории. Далее слушатели разбиваются на подгруппы, и каждая подгруппа работает над заданием. Это нелегко делать в первый раз: аудитория часто высказывает недовольство, но через некоторое время она привыкает к такому формату практической деятельности. Для работы в подгруппах отводится определённое время, например, 20 минут, а затем каждая подгруппа выбирает представителя, и он делится результатами. Группу в 50 человек можно развести на 3-5 подгрупп. Это уже практика, пробное действие, какой-то продукт, создать который было бы невозможно усилиями всех 50 участников без разделения. Хорошо, когда в организации такого занятия задействованы несколько ведущих (это могут быть преподаватели или ассистенты), это позволяет зайти в каждую подгруппу и посмотреть, как идут дела. У кого-то могут быть проблемы с подключением, кто-то не знает, с чего начать. Тогда нужно немного промодерировать работу. Со второго-третьего раза слушатели начинают даже любить такой вид активности. В идеале программа должна быть организована так: теоретические лекции в записи; затем задания, проработанные и подкрепленные на практике; и, наконец, задания, выполненные самостоятельно.

Обязательно нужно помнить, что среди слушателей есть экстраверты и интроверты. Последние готовы учиться, но не готовы проявлять себя в процессе. Они будут просто присутствовать и смотреть, будут смотреть записи занятий и делать задания. На занятиях могут проявлять себя только около 60% слушателей, но это не значит, что остальные ничего не делают. Они будут с удовольствием следить, как выполняют работу другие, и это тоже нормально.

— Как понять преподавателю, что процесс проходит результативно?

— Самый основной показатель — обратная связь. Нужно быть готовым к тому, что её будет много и она будет разной. В группе всегда есть два-три человека, которые выражают в чате своё отношение, зачастую негативное, по поводу всего, что происходит на занятии. Не нужно обращать на это внимание. Необходимо прислушиваться к общему фону, он даст представление о том, насколько люди вовлечены и насколько им интересно.

Процессом коммуникации в чате нужно уметь управлять. Люди очень часто не контролируют себя и начинают обсуждать темы, совершенно не относящиеся к занятию, что более уместно было бы делать, например, в соцсетях. Чтобы избежать этого, в самом начале нужно сформулировать определенные правила сетевого этикета. Это можно сделать вместе со слушателями, чтобы они проголосовали за те или иные «законы», по которым будет происходить коммуникация во время занятий. Либо можно представить им несколько уже готовых правил, если нужно сэкономить время. Среди основных установок — избегать спама, рекламы, обсуждения посторонних тем, оценочных суждений и вопросов личного характера. Последние можно задавать в личном чате с преподавателем.

Бывают люди, которые медленнее следуют инструкциям и просят выполнять какие-то действия повторно. Если отвечать на их вопросы сразу, то тормозится весь процесс и аудитория ждёт, пока преподаватель объяснит ещё раз то, что большинство уже уяснило. В данном случае можно свести «отстающих» в отдельную подгруппу и во время практического занятия, пока все остальные выполняют задание, ещё раз объяснить материал. Если есть возможность привлечь на занятие помощника, он может отслеживать таких людей и приглашать их, например, на консультации в перерыве.

Вообще, аудитория всегда ценит вложенность. Если вы сами заинтересованы и доброжелательны, аудитория это поймёт и даст соответствующие отзывы. А решать проблемы организации занятий можно с нашей помощью. Коллеги, ещё раз приглашаю обращаться к нам, если нужны советы. Наши методисты всегда готовы вам помочь!

 

Смотрите также