Частью целевой аудитории федерального проекта «Содействие занятости» стали мамы в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет и женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста.
Средний возраст женщин, принимающих решение родить ребёнка, составляет в России 25-35 лет. Таким образом, проблема трудоустройства и до беременности, и после декретного отпуска всегда стояла остро: молодые мамы имели очень маленький трудовой стаж, либо вообще не успевали его получить. После выхода из «декрета» женщины зачастую оказывались неконкурентоспособны, а работодатели воспринимали их как «потерявших время» и «отставших от жизни». Ситуация усугублялась в последние годы и стремительным развитием технологий: за новинками в программном обеспечении иногда едва поспевают работающие специалисты, вынужденные постоянно повышать квалификацию. Человек, буквально «выпавший» из профессионального контекста на полтора – три года, может обнаружить на своём рабочем месте много сюрпризов. Опять же, если это место у него уже было. Если речь идёт о начале карьеры, то проблем, связанных с недоверием работодателей по отношению к уровню квалификации соискательницы, становится ещё больше.
Конечно, пандемия не улучшила положения вещей. Обозначился тренд на снижение вовлеченности женщин в трудовую деятельность. Результаты исследований, представленных в 2020 на ежегодном московском фестивале FemFest, показали следующие цифры: домашний труд женщин во время локдауна увеличился в среднем в полтора-два раза по сравнению с доковидным периодом. В то же время пандемия больше всего затронула традиционно «женские» области труда, такие как сфера услуг и розничная торговля. Как следствие – за пособием по безработице в 2020 году обратились 54-57% женщин.
Нужно сказать, что ситуация в России созвучна общемировым тенденциям: в 55 странах с высоким и средним уровнем доходов 29,4 миллиона женщин в возрасте от 25 лет потеряли работу в период с 4 квартала 2019 года по 2 квартал 2020 года.
Особенно не повезло тем женщинам, кто в таких сложных условиях оказался в декретном отпуске, а также без работы, но с маленьким ребёнком. Желание и необходимость выйти на работу в связи с общим ухудшением финансовой ситуации в семье появились даже у тех, кто раньше не думал об этом.
Федеральный проект «Содействие занятости» позволяет молодым мамам не только повысить квалификацию в знакомой сфере, но и выйти на новую профессиональную траекторию.
-
Необходимо морально подготовиться регулярно оставлять ребёнка без своего внимания. Помочь в этом может знакомство с позитивным опытом подруг и «коллег» по ситуации на родительских форумах и в чатах. Там же можно найти психологическую поддержку и ответы на появляющиеся вопросы.
-
В первую очередь, нужно обновить своё резюме. Даже если ничего не изменилось по сути, все навыки и опыт остались прежними, нужно узнать о современных тенденциях и правилах оформления CV. Кроме того, сам по себе уход за ребёнком является своеобразным «курсом прокачки» многих soft skills, например, умения функционировать в режиме многозадачности, стрессоустойчивости, навыков тайм-менеджмента, организованности, целеполагания и многого другого. HR-специалисты отмечают у сотрудниц с маленькими детьми следующие преимущества перед коллегами: они более терпимы, усидчивы, и ответственны; внимательны к деталям и умеют эффективно распределять время на выполнение рабочих задач.
-
Если женщина выходит на работу, значит, она нашла решение проблемы, с кем оставить ребёнка. На этом нужно обязательно акцентировать внимание нового работодателя. В резюме такую информацию можно предоставить в разделе «Семейное положение». У работодателя должно сложиться впечатление, что существует надёжный «тыл» и новый работник не будет постоянно ставить в неловкое положение и себя, и начальника просьбами пораньше уйти домой или на время отлучиться. Однако обсудить с начальником план действий в случае ЧС тоже важно, это поможет снизить тревогу самого сотрудника и повысит уровень доверия руководителя.
-
Нужно продемонстрировать осведомлённость о последних тенденциях в соответствующей профессиональной сфере. Скорее всего, это уместно сделать во время интервью, отвечая на вопрос о своих сильных сторонах (готовность учиться новому) или вопрос о возможных конкурентных преимуществах, по сравнению с другими соискателями. Можно перечислить прочитанные книги, интернет-ресурсы и другие материалы, с которыми, конечно, нужно быть знакомым, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность высказать своё мнение о представленных в них идеях и концепциях.
-
Универсальный совет, касающийся не только выходящих из декрета мам: необходимо собрать как можно больше информации о потенциальном работодателе как до собеседования, так и во время него. Не нужно бояться задавать вопросы о компании (конечно, если ответы на них невозможно было найти в интернете).
-
Как бы жёстко это ни звучало, разговоры о здоровье и развитии ребёнка нужно оставить для близких. В то же время, познакомившись с новыми коллегами, можно узнать, у кого есть маленькие дети и предложить взаимную помощь в случае, если нужно будет «прикрыть» отсутствие на работе.
Некоторые программы ТГУ, которые могут быть особенно интересны для женщин в декретном отпуске и нетрудоустроенных с детьми дошкольного возраста
Stories-мейкер и контент-менеджер
Чему можно научиться:
-
решать бизнес-задачи с помощью контента;
-
выстраивать стратегию, подбирать форматы под цели компании;
-
пользоваться сервисами и приложениями для создания контента;
-
«упаковывать» аккаунт для продвижения и продаж.
Таргетолог и smm-специалист
Чему можно научиться:
-
где и как искать удаленную работу;
-
составлять свое портфолио и презентовать его заказчику;
-
получить навыки, необходимые для фриланса и онлайн работы;
-
полностью вести проект продвижения в социальных сетях;
-
работать с блогерами, фотографами, копирайтерами и комьюнити;
-
генерировать трафик на проект;
-
вести аккаунты в социальных сетях.
Цифровой маркетинг
Чему можно научиться:
-
продвигать бизнес в интернете;
-
анализировать рынок и свой продукт;
-
настраивать и внедрять Яндекс.Метрику и Google Analalytics, анализировать результаты рекламной кампании;
-
разрабатывать сайты на Tilda;
-
подготавливаться к поисковому продвижению и собирать семантическое ядро;
-
настраивать контекстную рекламу;
-
продвигать бренд с помощью Google Ads и Яндекс.Директ;
-
запускать и оптимизировать рекламную кампанию;
-
составлять медиаплан и привлекать клиентов.