Сокращаем дистанцию. Новые возможности в период смешанного обучения: какие достижения возьмем в новый год

За время удаленной работы в условиях глобального локдауна из-за пандемии COVID-19 сотрудники и студенты Томского государственного университета сделали большой шаг в наращивании своих цифровых компетенций и продолжают их совершенствовать. В рубрике «Сокращаем дистанцию» мы рассказываем об инновациях, разработанных и применяемых в университете во время «удалёнки», делимся лайфхаками, чтобы успешно учить и учиться, работать и жить в новой постпандемийной гибридной реальности.

Технологии смешанного обучения в ТГУ: 
какие достижения возьмем в новый год

Итоги 2021 года подводит Михаил Олегович Шепель, канд. ист. наук, директор Института дистанционного образования и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ:

«В уходящем году, несмотря на всеобщие ожидания, университет был вынужден продолжать вести образовательную деятельность в гибридном формате. Поскольку было понимание, что окончательный «возврат в прошлое» невозможен, мы задавались вопросом о границах и балансе онлайн и офлайн обучения, о потенциале онлайн-инструментов для расширения возможностей образовательных программ, о подходах к измерению качества образования в «смешанном» формате обучения. Стоит отметить, что смешанное обучение – это не просто вынужденный компромисс, а принципиально новая технология, которая расширяет возможности преподавателей и студентов в части качества образования, при этом позволяет университету масштабироваться. Вот почему на развитии этих технологий был сделан ключевой акцент. 

В этом контексте за год в университете появилось почти 50 аудиторий, оборудованных программно-аппаратным комплексом «Актру». В процессе апробации технология была усовершенствована, чтобы преподаватели могли максимально эффективно ее использовать для проведения гибридных занятий.

Демонстрация АКТРУ.png
Лекция в аудитории «Актру»

Второй важный момент – был реализован большой проект «Биржа микроконтента». Силами команды ТГУ были привлечены ведущие спикеры, специалисты со всей России, и записано почти 3000 единиц микроконтента. Теперь эти материалы (преимущественно по направлению софт-скилс, селф-компетенций) принадлежат исключительно университету и могут использоваться в любых образовательных программах. Контент размещен в LMS Odin, но может использоваться и в LMS Moodle. Мы планируем провести презентацию этой технологии в начале следующего года для наших преподавателей и коллег из других вузов, чтобы они могли встраивать эти материалы в свои образовательные программы, дополнять их видеоконтентом, даже если курсы по большей части осуществляются офлайн.

Мы также задавались вопросом «пределов» использования новых технологий – насколько благодаря им можно расширить образовательные возможности. Так, для совершенствования методов учебной и исследовательской работы со сложными объектами, мы вышли на проект 3D Wall в партнерстве с компанией-разработчиком Verimag. Эта технология может быть использована в любом пространстве – любую ровную стену преподаватель превращает в тач-скрин с тем, чтобы проецировать туда трехмерные изображения. По некоторым направлениям, в частности, геология, переработка отходов, физическая культура и спорт, уже создан специальный сложный контент. Например, 3D модель мышечной системы и сердца человека. Важно, что технологией студент может пользоваться самостоятельно, например, в LMS-системе или посредством видеоконференц-связи наблюдать, как влияет нагрузка на организм человека. В отличие от приобретенных университетом виртуальных лабораторий, нам принадлежат права на это программное обеспечение. Мы сами внутри университета можем разрабатывать эти сложные 3D модели. Например, к профильным кафедрам, профессионально работающим с 3D моделированием, могут обращаться коллеги с других кафедр, формулируя свои ТЗ для практических студенческих работ и ВКР. Идея уже вызвала интерес у наших геологов и химиков. Таким образом, пределы возможностей новых технологий во многом зависят от воли и желания коллективов участвовать в экспериментах с целью повышения эффективности образования.

Одним из ключевых и сложных вопросов в повестке уходящего года оставался вопрос сохранения качества образования и его объективной оценки. В этой связи, участие ТГУ в федеральном профессионально-образовательном проекте «Содействие занятости» (в рамках национального проекта «Демография») дало широкие возможности для экспериментирования и апробации своих гипотез. Основным вызовом для руководителей образовательных программ и преподавателей, включившихся в этот проект, стала работа с большими потоками обучающихся. Мы в университете привыкли работать с малыми группами, буквально, по-отечески относиться к каждому студенту. А здесь нужно было обучить десятки тысяч людей. Возникла проблема пропускной способности, масштабирования программы. Экстенсивный путь - увеличение количества преподавателей - не подходил, хотя бы, потому что их просто нет. Потребовалась кардинальная перестройка образовательных программ. И у нас это получилось. Мы нашли путь, как сохранять качество при больших потоках слушателей. Во-первых, правильный дизайн программы, т.е. оптимальное сочетание удаленных часов, часов контактной работы и самостоятельного обучения; во-вторых, «дозирование» заранее записанного в профессиональной студии контента и личного общения преподавателя с обучающимися; в-третьих, обязательное наличие тьюторского сопровождения, и, наконец, возможность для обучающихся выбирать тот или иной образовательный трек внутри самой программы, в зависимости от изначального уровня своих компетенций, а также интересов и ожиданий от программы. Все это позволило нам, с одной стороны, сохранить качество, с другой стороны, удовлетворить спрос, и обучить большое количество человек. Чтобы понимать, в ТГУ в предыдущие годы лучшим его показателем обучающихся по всем программам дополнительного профессионального образования – 9 тысяч человек. В этом году – в самостоятельной и сетевой форме мы обучили почти 25 тысяч.

Приятно осознавать, что благодаря проекту «Содействие занятости», все то, что мы сейчас делаем (новый педагогический дизайн образовательных программ, реализуемых в масштабах всей страны, технологии проверки качества образовательных программ), мы делаем не только для себя, а для всей отрасли. Поскольку в этом проекте принимает участие огромное количество образовательных учреждений, то, что мы создаем, тут же берется на вооружение другими университетами.

Конечно, всё, что накопил университет за прошедший год – огромное количество аудиторий смешанного обучения, качественного микроконтента, грамотное сопровождение и педдизайн программ, соглашения с крупнейшими образовательными онлайн-платформами – всё это результат работы команды. Целые коллективы подключались к поиску специалистов и созданию микроконтента, многие наши коллеги пошли на эксперимент и оценили возможности аудиторий «Актру». Важное преимущество нашего университета – у нас приобретение технологий, это не отдельное волевое решение руководства, это всегда результат работы команды, поскольку коллективы подключаются к обсуждению с момента проектирования идеи.

В этой связи, у всех наших коллег есть понимание, что новые технологии университета – это, прежде всего, наши возможности. Возможности для эксперимента и роста, как личного, профессионального, так и роста качества образования. Наш университет готов к самым сложным экспериментам и проектам, потому что коллектив к этому готов».

Источник: https://www.tsu.ru/freeformat/news/59369/?sphrase_id=367668

Смотрите также