Обучаем взрослых: немного теории и практика

Обучаем взрослых: немного теории и практика

Приступая к реализации программ повышения квалификации в рамках федерального проекта «Содействие занятости», необходимо принимать во внимание возрастную специфику аудитории. Обучение взрослых людей порой является новым опытом для преподавателей университетов. Сегодня мы рассмотрим одну из самых распространенных теорий обучения взрослых, которая поможет сделать такой опыт наиболее успешным.

Зачем нам иметь представление о теориях обучения взрослых?

  • Чтобы лучше понимать потребности слушателей

  • Чтобы разработать соответствующие учебные стратегии

  • Чтобы выбрать правильные образовательные технологии, обеспечивающие комфортные условия для слушателей и преподавателя

  • Чтобы спланировать учебные стратегии, соответствующие условиям гибридного (офлайн и/или онлайн) обучения

Андрагогика: используем предыдущий опыт

В контексте обучения взрослых часто используют понятие «педагогика», хотя оно относится только к обучению детей и подростков. Фокус на взрослой аудитории сосредоточен в андрагогике, относительно новом направлении в системе наук об образовании.

Действительно, обучение взрослых людей должно как-то отличаться от обучения детей, учитывая, прежде всего, внутреннюю мотивацию аудитории, которая, в большинстве случаев, связана с достижением чётких профессиональных и социальных целей. Кроме того, у взрослых людей есть жизненный опыт, своя устоявшаяся система ценностей и представлений о том, «как надо учить». Это может как помогать в образовательном процессе, так и мешать, так как часто проще обучить «с нуля», чем переучить.

Особенности, которые необходимо учитывать, работая со взрослой аудиторией:

  • Преподаватель не руководит процессом, а направляет слушателей, помогая им выбирать комфортные форматы обучения.

  • Внимание фокусируется не на самом предмете и его содержании, а на проблемах слушателей, которые помогает решить программа (дисциплина).

  • Обучающиеся не «проходят материал», а хотят получить конкретный навык.

  • У слушателей есть собственный опыт, который можно и нужно использовать в обучении.

Принципы обучения взрослых слушателей:

  • Фокус на осознанности и мотивации. Взрослые учатся, чтобы освоить новую профессию или стать лучше в своей сфере, рассчитывая на изменение социального и финансового статусов. Нужно знать, ЧТО мотивирует аудиторию, чтобы правильно показать пользу от обучения, отражая это, в частности, в названии модулей и тем занятий. ПРИМЕР:

1 (1).png

  • Использовать самостоятельность обучающихся. При работе со взрослыми нужно научиться быть максимально гибким. Кстати, это помогает обеспечить дистанционный формат обучения: слушатель не обязан явиться в назначенное время в назначенное место; может, при необходимости, совмещать обучение и неотложные дела; выбирает время и интенсивность работы с дополнительными материалами.

Автор курса может задать вариативную траекторию самостоятельной работы и выполнения задания, и предложить слушателям выбирать последовательность прохождения блоков в соответствии с «производственной» необходимостью. Это поможет работать с разными по уровню подготовки слушателями.

  • Опираться на жизненный опыт слушателей, через призму которого они воспринимают всю новую информацию. Если новые знания резонируют с имеющимся опытом, то они усваиваются быстрее. Если же новая информация противоречит опыту, преподавателю нужно доказать эффективность нового, убедить человека поменять своё поведение.

Если есть возможность, нужно узнать о профессиональном и образовательном опыте слушателей и основывать свои примеры на ситуациях из той или иной сферы деятельности.

  • Ориентация на практику. Взрослая аудитория обучается ради формирования практических навыков, поэтому и теория, и практические задания должны быть четко ориентированы на практический результат. В идеале, одно практическое задание должно быть посвящено решению конкретной профессиональной задачи. Даже на лекции не стоит углубляться в теорию, лучше представить несколько кейсов, примеров ситуаций, с которыми слушатели могут столкнуться в будущем. ПРИМЕР:

2 (1).png

Популярный метод обучения взрослых – Цикл Колба

Дэвид Колб, специалист по психологии обучения взрослых, предложил модель программы обучения, состоящую из четырёх этапов (обучение может начинаться с любого из них):

tsikl-kolba.png

Опыт: в начале занятия/курса преподаватель задаёт вопрос «из жизни» или предлагает решить кейс. ПРИМЕР:

Тема: Особенности ведения онлайн-мероприятий

3.png

Осмысление: опыт – основание для анализа, обобщения знания. После того, как аудитория дала свои варианты ответа, можно их обобщить и прокомментировать.

Теория: После анализа и обобщения обратной связи слушатели изучают новый материал. На этом этапе усиливаются ассоциативные связи между полученным опытом (в том числе, из кейсов) и новыми знаниями. Эффективно такой материал подавать в разных форматах: чередовать презентацию с иллюстрациями, инфографику, небольшое видео, короткий тест. ПРИМЕР:

zheltye-zvezdy-rebenok-foto-kollazh-_1_.jpg

Практика: для применения теории на практике (формирования нового опыта) слушатели выполняют конкретное задание. Желательно каждый небольшой теоретический блок закреплять таким заданием. В программе в рамках проекта «Содействие занятости» продукт задания может стать частью итогового проекта слушателя. ПРИМЕР:

4.png

В следующих выпусках рубрики «Содействие занятости» мы продолжим знакомить вас со спецификой обучения взрослых, чтобы помочь создавать новые образовательные программы.

 

Смотрите также