Новый ориентир образовательных программ — на потребности экономики

Новый ориентир образовательных программ — на потребности экономики

В Нижнем Новгороде в Корпоративном университете Правительства Нижегородской области (КУПНО) прошёл первый день стратегической сессии «От федерального проекта к национальной стратегии: развитие ДПО и поддержка занятости». Стартовым мероприятием дня стала пленарная сессия, в рамках которой обсуждались итоги реализации федерального проекта «Содействие занятости» за 2021-2024 гг. и вызовы, которые ставит новый федеральный проект «Активные меры содействия занятости» в рамках национального проекта «Кадры».


Работу сессии открыл заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.

— С 2021 по 2024 год благодаря федеральному проекту «Содействие занятости» более 13 тысяч жителей Нижегородской области смогли найти работу. Среди тех, кто трудоустроился с помощью проекта, есть разные категории граждан: участники СВО, женщины в декретном отпуске, маломобильные граждане, представители старшего поколения и другие. Мероприятия по обучению были направлены также на поддержку уже работающих граждан, которые хотели сменить профессию или получить новые компетенции. Сейчас предприятия реального сектора экономики особенно нуждаются в инженерных и рабочих профессиях. Подготовка таких специалистов станет ключевой задачей нового нацпроекта «Кадры», а точность прогнозов кадровых потребностей будет определяющим фактором успеха всех мероприятий, — подчеркнул Андрей Саносян в своём выступлении.

Оператором федерального проекта «Содействие занятости» является Томский государственный университет. Выступая на открытии стратегической сессии, Михаил Шепель, директор ИДО ТГУ-проректор по развитию дополнительного образования ТГУ отметил, что в 2024 году одной из основных задач проекта было активное включение работодателей — крупных промышленных предприятий, лидеров экономики России, предприятий малого и среднего бизнеса в реализацию нацпроекта «Демография».


В своём докладе Михаил Шепель озвучил следующие тезисы:

1. Итоги стратегических сессий

Сегодня мы подводим итоги стратегических мероприятий, начатых в январе в Томске. Эти сессии были посвящены качеству и трансформации системы дополнительного профессионального образования. Символично, что мы начинали в студенческой столице и завершаем в промышленном сердце России. Основная цель этих мероприятий — сближение образования и рынка труда. Мы работаем в рамках большой команды, пересобирая национальные проекты в сфере кадров и образования.

2. Рабочие группы и их задачи

Создано множество рабочих групп для решения стратегических задач в образовании. Я выделяю три ключевые группы: по развитию высшего образования, по трансформации системы дополнительного профессионального образования и по экспорту образования. Томский и Казанский университеты активно работают над развитием дополнительного профессионального образования. И мы можем назвать нашу работу стратегической в рамках национальных проектов.

3. Вызовы в дополнительном образовании

Ключевыми вызовами в ДПО являются кадровый дефицит и низкая производительность труда. Дополнительное образование должно способствовать росту производительности в условиях нехватки кадров. Необходима синергия между работодателями, вузами и цифровыми платформами.

4. Демографические и экономические вызовы

Сокращение трудоспособного населения, особенно в возрасте 30-39 лет, и рост продолжительности жизни создают нагрузку на экономику. Низкая производительность труда также является серьёзной проблемой. Прогнозы показывают нехватку 2,5 миллионов работников для базового функционирования экономики по основным отраслям. Это подчеркивает необходимость активных действий в сфере дополнительного образования.

5. Проблемы с работодателями

Несмотря на значительные инвестиции государства в ДПО, вклад работодателей в процесс образования остаётся довольно скромным. При этом 70% работодателей недовольны качеством выпускников вузов, а 60% считают необходимым более активно влиять на образовательную политику. Инструментом такого влияния могут стать программы дополнительного образования, спроектированные в тесной кооперации с работодателями.

6. Цифровизация в образовании

Мы создали единую цифровую среду для оценки качества образовательных программ и обратной связи. Это позволяет нам анализировать данные и действительно верифицировано вносить предложения по разработке дальнейших концепций в области ДПО. Использование дистанционных технологий продолжает расти. Уже нет смысла обсуждать, как нужно обучать в системе ДПО — очно или онлайн. Сочетание этих технологий сегодня — самый эффективный путь, именно сочетание онлайн и офлайн форматов форматов поможет улучшить качество образования.

7. Увеличение спроса на программы

Спрос на программы проекта «Содействия занятости» значительно возрос. Заявок в 10 раз больше, чем возможностей для обучения. Это создает необходимость находить новые пути для удовлетворения потребностей граждан. К тому же сильно изменился спрос на содержание программ ДПО. За последние четыре года мы на 38% сократили программы с такой тематикой, как работа на маркетплейсах, например, или по направлению «психология». Но растёт спрос на программы, связанные с приоритетными направлениями в производстве, например, в четыре раза вырос спрос на программы обучения, связанные с беспилотной авиацией. Практикоориентированность в обучении также растёт, и мы должны как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям рынка.

8. Вызовы для ищущих работу

Работа с категорией «ищущие работу» остается актуальной задачей. Бюрократические сложности и страх предприятий потерять сотрудника, если он перейдёт в категорию «ищущие» мешают процессу обучения. И сам сотрудник чаще всего не понимает, почему он должен стать «ищущим», если у него есть работа, которую он не планирует менять, но хотел бы развиваться и дообучаться на рабочем месте. Необходимо упростить процедуры для работающих сотрудников.

9. Поддержка регионов

Не могу не сказать о большом вкладе некоторых регионов в наши с вами общие победы. В этом году карта самых успешных регионов выглядит так: это не только Москва и Петербург, мы видим здесь Татарстан, Башкортостан, Ростовскую область, Красноярский край традиционно в лидерах. Отдельно хотел бы сказать о поддержке новых субъектов Российской Федерации — в рамках федпроекта «Содействие занятости» обучено много людей. Не могу не сказать про Поволжский федеральный округ. В этом году здесь обучено и трудоустроено более семи тысяч человек. Нижегородская область тоже в верхней части списка и, что примечательно, по количеству программ, спроектированных под реальный сектор экономики, Нижегородская область в лидерах. Так и должно быть в промышленном сердце России.

10. Уникальность текущего момента

Сейчас есть уникальная возможность для пересмотра национальных проектов. Мы можем договориться о том, как строить систему образования в перспективе до 2040 года. И на основе этих договорённостей принять стратегические для всей страны решения. Важно активно участвовать в этих процессах как российским вузам, так и представителям реального сектора экономики.

Для обеспечения экономического роста в условиях кадрового дефицита сотрудников Михаил Шепель призвал предприятия вкладывать средства в обучение и переобучение сотрудников, обеспечивать ускоренный выход на рынок труда молодых специалистов и студентов, а пенсионеров и сотрудников предпенсионного возраста удерживать на рынке труда.


Роль Томского государственного университета как оператора федпроекта «Содействие занятости» высоко оценивалась всеми выступающими на пленарной сессии. На вопрос ведущего сессии Игоря Пантюхина, руководителя управления по труду и занятости населения Нижегородской области, в чём залог успеха ТГУ в проектировании и реализации программ ДПО в масштабах всей страны, ответила Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ.

— Томский государственный университет демонстрирует успех благодаря качеству образовательных программ. С нами работает в этом году 155 образовательных организаций страны, в партнёрстве с которыми успешно реализованы 1048 образовательных программ. И они все прошли экспертизу, они разработаны под определенные требования российской экономики, и они все имеют критерии качества, которые мы, как федеральный оператор, безусловно задаем. Важно отметить, что сегодняшние потребности реального сектора экономики требуют пересмотра содержания и структуры образовательным программ, чтобы они соответствовали запросам рынка труда, — сказала Светлана Велединская.

Обсуждение целей и задач развития дополнительного профессионального образования в перспективе до 2040 года продолжилось в формате фокус-групп. Участники фокус-групп в течение двух дней ищут решение таких вопросов как проблемы нормативного правового регулирования ДПО, отраслевая подготовка и непрерывное профессиональное образование кадров, анализ рисков и возможностей для развития ДПО в РФ, исследование потребности провайдеров в сформированной стратегии развития ДПО и другие. Модераторами и экспертами групп стали представители Академии Пастухова, филиала ТГУ, и специалисты ИДО ТГУ Светлана Велединская и Олеся Бабанская.

Текст: Ирина Корнева
Фото: Марина Гаранина

Больше материалов по теме:

Смотрите также