Сейчас в Институте дистанционного образования ТГУ по международной программе IISMA учатся 29 студентов из Индонезии.
Анастасия Евсеева, заместитель директора ИДО ТГУ, рассказала о том, как выстраивалась программа, что нужно учитывать при подготовке к работе с индонезийскими студентами, и какие возможности открывает вузам участие в подобных проектах.
— Кто участвует в реализации этой международной программы?
— Наш институт включился в работу с Индонезией как с частью общеуниверситетской стратегической линии. В прошлом году ТГУ открыл представительство в Индонезии, что позволило наладить тесное сотрудничество с местными властями и развить хорошие партнерские отношения. Это стало ключевым фактором в нашем участии в программе IISMA, поддерживаемой крупным международным грантом. Программа существует уже несколько лет, и мы стали первым российским университетом, который вошел в её профессиональный трек.
Для нас эта программа интересна своим содержанием и уникальной организацией. Это не просто набор лекций или дополнительное образование, а программа, максимально ориентированная на практику. Ребята посещают различные предприятия, участвуют в тренингах, работают в томских организациях. В зависимости от специфики программы, они могут рисовать, фотографировать и выполнять другие практические задания.
Программа помогла нам укрепить сотрудничество с региональными предприятиями. Например, мы начали работать с проектом «Лампочка», оказавшимся не просто гастрохоллом, а целой экосистемой, связанной с гостиницами, университетами, образовательными треками и организацией городских мероприятий.
Также нам посчастливилось работать с «Кухтериным», руководитель которого совершенно безвозмездно предложила свою гостиницу как базу для стажировок. Такие люди действительно горят своим делом и вкладывают душу в обучение и развитие отрасли.
У нас есть и другие интересные партнеры, например, факультет журналистики, где студенты учатся не только фотографировать, но и создавать материалы уровня National Geographic. Мы стараемся работать с лидерами в каждой сфере, чтобы дать участникам возможность получать знания у лучших.
— С какими проблемами столкнулись организаторы обучения?
— Организация программы была непростой задачей. Во-первых, мы столкнулись с проблемой подбора преподавателей, владеющих английским языком. Это оказалось настоящим вызовом, так как многие специалисты либо слишком загружены, либо не владеют языком на необходимом уровне. Мы подбирали каждого преподавателя очень тщательно, проводили собеседования и отбирали специалистов не только по профессиональным, но и по личным качествам. Нам пришлось привлекать преподавателей даже из соседних регионов, чтобы обеспечить нужный уровень программы.
Программа также включает в себя множество культурных мероприятий, таких как экскурсии и мастер-классы. Например, открытие культурной части программы началось на родине Шестаковских динозавров, а зимой студенты будут кататься на собаках, это — часть культурного трека. Сочетание глубокого образовательного процесса и насыщенной культурной программы стало настоящим испытанием для нас и университета. Мы постоянно адаптируем процесс, чтобы всё проходило гладко и по-настоящему вовлекало студентов в образовательный процесс.
Конечно, мы не стремимся получить немедленную финансовую выгоду. Сейчас наша цель — наладить долгосрочные отношения с зарубежными партнёрами. Если программа пройдет успешно, на следующий год к нам приедут уже не 29 студентов, а 100.
— Что нужно знать об индонезийских студентах в плане межкультурной коммуникации?
— Индонезийские студенты оказались невероятно светлыми и позитивными людьми. Они всегда ходят группами, очень дружны, и, если один человек грустит, грустит буквально вся группа.
Мы также отметили их привычку часто устраивать перекус, поэтому в доступе у студентов должны быть рис, курица и сладости. Это важно учитывать, организуя обучение: рядом с местом проведения занятий должны быть вендинговые аппараты, кафе, удобные пространства для употребления пищи. Этот фактор сыграл немаловажную роль при проектировании карты аудиторного фонда.
Еще одной важной особенностью является их отношение к религии. Важно учитывать, что часть группы в пятницу не может приходить на занятия в определенное время, потому что уходит на молитву в мечеть. Изначально этот фактор не был учтен, что привело к необходимости перестройки расписания.
Индонезийцы — внимательные слушатели. На занятиях они всегда поддерживают полную тишину, но процесс обучения замедляется из-за того, что они задают очень много вопросов и пытаются говорить на русском языке. Как результат — образовательный процесс идет с полным погружением, но несколько медленнее, что также приводит к увеличению часов аудиторной нагрузки.
А ещё мы организовали для них волонтеров — «местных» индонезийцев, которые помогают с адаптацией. Ежедневно мы спрашиваем студентов, как у них дела, потому что, если хоть один студент будет недоволен, это отразится на всей группе.
Ещё из наблюдений: это поколение студентов, для которых цифровая фиксация каждого момента жизни имеет большое значение. Они постоянно делают селфи и фотографируют всё вокруг, включая учебный процесс. Это стоит учитывать, потому что эти фотографии сразу же попадают в их аккаунты в соцсетях. Почему это важно? Потому что всегда нужно следить за локациями, в которых студенты проходят обучение: они должны хорошо смотреться на фото, чтобы университет получил правильный фоновый пиар в зарубежном пространстве
Почему вузам важно и нужно участвовать в подобных международных программах?
Эти программы создают долгосрочные перспективы и укрепляют позиции университета на международной арене. Финансово это тоже выгодно: обучение каждого слушателя программы стоит больше, чем годовое обучение в вузе одного российского студента.
Кроме того, такие программы очень важны с точки зрения межкультурной и религиозной коммуникации. Сейчас всё больше приходится работать с представителями разных религий и культур, это создаёт особые вызовы, но и возможности для роста. Мы уже готовимся к следующей программе с мусульманскими странами. Например, недавно мы получили предложение от Иордании отправить к нам небольшую группу студентов.
И ещё один важный момент — коллаборация. В одиночку университеты не смогут закрыть все задачи. А вот партнёрство с бизнесом, другими образовательными учреждениями, уникальными специалистами и экспертами — это то, что позволяет сделать подобные проекты по-настоящему успешными.
В общем, работа с индонезийскими студентами оказалась очень интересной и многогранной. Они — будущее своей страны, и мы гордимся тем, что можем помочь им развиваться и становиться лидерами. Индонезийская диаспора, видя результаты, в перспективе может привлечь еще больше студентов в наш университет
Источник: Телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры»