Как ИДО ТГУ обучает центры занятости работать с ИИ

Как ИДО ТГУ обучает центры занятости работать с ИИ

Сотрудники Института дистанционного образования ТГУ провели обучение для специалистов Кадрового центра «Работа России» Томской области по программе «ИИ-трансформация: эффективные решения для ЦЗН». Итоги этой работы они представили на Всероссийском форуме «Прогноз потребности в кадрах: цели, подходы, результаты».

В рамках форума прошел мастер-класс «Нейросети в ЦЗН: от страха к пользе», где участники обсудили применение искусственного интеллекта в сфере занятости населения, рассмотрели практические примеры и познакомились с возможностями ИИ-ассистента платформы «РосНавык» для анализа вакансий на региональном рынке труда.

От идеи до внедрения

Идея создания программы «ИИ-трансформация» возникла у команды экспертов Института дистанционного образования ТГУ — университета, который как федеральный оператор проекта «Активные меры содействия занятости» много лет работает со службами занятости по всей стране. 

Оксана Кравченко, директор Центра регионального сотрудничества и коммуникаций ИДО ТГУ, отмечает: в России и Томской области сейчас проходит масштабная модернизация службы занятости. Центры переходят на новые стандарты работы: сначала в рамках нацпроекта «Демография», а с 2025 года — национального проекта «Кадры». В свою очередь, опыт университета позволяет выстраивать обучение так, чтобы оно одинаково эффективно работало и на региональном, и на федеральном уровне, адаптировать образовательные программы под конкретные задачи.

— Центры занятости перестают быть только местом, где оформляют пособия и ищут работу, — говорит Кравченко. — Они трансформируются в единые региональные кадровые центры «Работа России». Их задача — соответствовать быстро меняющимся требованиям рынка труда: прогнозировать потребность в специалистах, обеспечивать переобучение и повышение квалификации, помогать предприятиям формировать кадровый резерв и выстраивать карьерные траектории.


По ее словам, в таких модернизированных центрах должны работать специалисты, которые владеют современными инструментами, включая технологии искусственного интеллекта, и способны эффективно выполнять новые функции. Для этого создается обновленная система управления персоналом, ориентированная на потребности как работодателей, так и соискателей.

Артем Фещенко, директор Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ, добавляет, что сегодня искусственный интеллект рассматривается как полноценный инструмент для специалистов, особенно там, где требуется интеллектуальная и творческая работа.

— В рамках исследований мы выявили 28 потенциальных рисков применения ИИ — от угрозы утечки данных до снижения качества обучения. Каждый из них отражает конкретные опасения людей, с которыми мы работаем. В пилотном проекте с томским Кадровым центром «Работа в России» мы показали, как можно эти барьеры преодолеть и превратить их в реальные результаты, — отметил он.

Минимум теории, максимум практики

Программа «ИИ-трансформация» построена по принципу минимальной теории и максимальной практики. Она рассчитана на 24 академических часа, из которых 12 часов участники провели в активном взаимодействии с преподавателем в формате очного интенсива, а остальное время — работали над своими проектами самостоятельно, получая дистанционную поддержку экспертов.

В процессе они осваивали основы работы с большими языковыми моделями, учились формулировать запросы (prompt engineering) и готовить данные, а затем применяли полученные знания на практике.

— Для нас GPT-модели — это не просто генератор текста, а «мысленная машина» для анализа и синтеза информации. И, что важно, эффективная работа с ней невозможна без грамотной подготовки данных, — подчеркнул Фещенко.

По его словам, в программе у каждого преподавателя был «цифровой двойник» — искусственный интеллект, встроенный в LMS (Learning Management System — систему онлайн-обучения). Этот ИИ-ассистент проверял задания участников, давал комментарии и подсказывал, как улучшить решения так, чтобы они максимально соответствовали реальным рабочим задачам.

Каждый день участники заполняли короткие рефлексии, а ИИ формировал «пульс дня» — дашборд с ключевыми инсайтами и барьерами, который помогал оперативно корректировать программу.

— Впервые нам удалось без увеличения трудозатрат дать заказчику подробный аналитический отчет по каждому сотруднику — с рекомендациями по его роли в будущей ИИ-трансформации. Этот подход можно применять в любой программе повышения квалификации, — отметил Фещенко.

Пилотные проекты: от рутинных задач до интеллектуальной автоматизации

По итогам обучения в Кадровом центре «Работа России» Томской области появилось восемь проектов, часть из которых уже внедрена. Пять из них показали особенно высокую эффективность:

  • Автоматизация документооборота. Ранее на подготовку корпоративного кодекса по новому стандарту уходило до 16 часов. Теперь, благодаря заранее подготовленным промптам и работе ИИ с шаблонами, этот процесс занимает около одного часа. Сотрудники могут вносить изменения в текст на лету, а система автоматически корректирует формулировки в соответствии с требованиями стандарта.

  • Оптимизация вакансий.  До внедрения ИИ только 23% вакансий проходили модерацию на цифровой платформе «РосНавык» с первого раза. Нейросеть научили анализировать тексты и автоматически исправлять формулировки в соответствии с правилами площадки. В результате — 100% публикаций стали одобряться сразу, а время размещения вакансии сократилось на 75%.

  • IT-чатбот.  Для службы техподдержки был создан чатбот, обученный на внутренних регламентах и инструкциях. Он берет на себя ответы на типовые запросы, что снизило нагрузку на системных администраторов до 60% и ускорило обработку заявок в три раза.

  • Автоматизация актов единовременной финансовой помощи. Разработан промпт и VBA-код для Excel, который позволяет автоматически формировать отчеты и акты на основании введенных данных. Раньше эта работа выполнялась вручную, занимая несколько часов; теперь — минуты.

  • Обучение сотрудников. Создан инструмент, который с помощью ИИ автоматически генерирует тексты образовательных программ и проводит диагностику компетенций сотрудников. Это позволяет быстро выявлять пробелы в знаниях и формировать персональные планы обучения.

— К внедрению ИИ нас подтолкнули два ключевых фактора, — рассказывает заместитель директора по проектной работе Кадрового центра Томской области Оксана Лунева. — Первый — стратегический: распоряжение правительства о цифровой трансформации социальной сферы. Это требование переводить внутренние процессы на новый уровень, снижать нагрузку на специалистов и выстраивать работу вокруг потребностей клиента. Второй — повседневные «боли»: рутинная отчетность, повторяющиеся запросы, постоянная корректировка документов и строгие KPI по скорости и качеству работы.

По ее словам, если изначально у сотрудников был скептицизм, то личный опыт изменил отношение: когда специалист видит, как с помощью ИИ он экономит часы рутинной работы, то начинает использовать инструмент охотнее.

Планы на будущее включают обучение всех сотрудников центра, создание микрокурсов, формирование внутренней базы проверенных промптов для каждого подразделения, расширение аналитики на основе ИИ и запуск чатбота-консультанта для территориальных отделов.

— Сегодня центры занятости — это уже не только про трудоустройство и пособия. Это площадки для создания новых продуктов, помощи работодателям и соискателям, запуска проектов. Чтобы на все это хватало времени, мы должны оптимизировать рутину — и ИИ в этом надежный помощник, — подчеркнула Лунева.

Масштабирование опыта

Сейчас доступна дистанционная версия программы для всех сотрудников центров занятости в России. Обучение асинхронное, с практическими приемами для интеграции ИИ в работу. В качестве дополнительного ресурса создан Telegram-канал «Цифровые будни» с кейсами и практическими советами по работе с искусственным интеллектом.

По словам Оксаны Кравченко, опыт Томской области показал, что такой формат обучения не просто возможен, но и крайне востребован.

— Этот кейс можно и нужно масштабировать на всю сеть центров занятости России, — подчеркнула она. — В первую очередь он полезен для руководителей и ведущих специалистов ЦЗН, региональных менеджеров, отвечающих за кадровую политику и цифровую трансформацию, а также для тех, кто заинтересован в практическом применении ИИ для улучшения работы службы.

Как отметила Кравченко, проект легко адаптировать и для других сфер. «Команда под руководством Артема Фещенко готова обучать специалистов в масштабах всей страны», — добавила она.

По словам Кравченко, этот опыт показал, что переход от скепсиса к активному использованию ИИ возможен буквально за несколько дней практики.

— Когда специалисты видят, что технология реально экономит им часы рутинной работы, они начинают искать новые способы ее применения, — подчеркнула она. — И важно, что речь идет не просто о «модных трендах», а о конкретных рабочих инструментах, которые помогают быстрее и качественнее выполнять задачи, оставляя время на живое общение с людьми. 


Узнать детальнее о программе:

Кравченко Оксана Ивановна, Директор центра регионального сотрудничества и коммуникации Института дистанционного образования

kravchenko_oi@ido.tsu.ru


Смотрите также