Вчера в Санкт-Петербурге закончился IX Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России».
Михаил Шепель, директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, директор ИДО ТГУ, выступил с докладом о необходимости изменений в профессиональных стандартах и системе квалификаций для устранения разрывов между образованием и рынком труда.
Про уровни квалификации
«Не всегда вузам удается выстроить магистратуру как отдельное полноценное направление обучения. Чаще она становится «довеском» бакалавриата. И в этом смысле мы (прим. - ТГУ как участник пилотного проекта по обновлению системы высшего образования), когда говорим о базовом высшем образовании 4- 6 лет, пытаемся выстроить другую модель. Продолжительность обучения определяется исходя из сложности деятельности, широты полномочий, ответственности и наукоёмкости той сферы, в которой готовится специалист. Сейчас в эксперименте вузы могут сами выбирать эти направления. Это нужно делать, разумеется, вместе с работодателями и СПК, чтобы определить для разных направлений деятельности – на какие уровни квалификации необходимо выйти по завершению обучения. Возможно, выделяя подуровни. Например, после шестого года обучения присваивается, скажем, сразу шестой уровень квалификации, после магистратуры – выше, после аспирантуры – восьмой уровень».
Про роль ДПО
«Один из аспектов, где ДПО может помочь вузам обрести баланс между практикоориентированностью и фундаментальностью, связан с микроквалификациями. На одном из недавних выступлений Антон Олегович Котяков сделал акцент на таком вызове рынка труда как «выпадение» к 2030 году самого трудоспособного населения (30-39 лет). Этот вызов поможет преодолеть ускоренная подготовка и возможность студентов выходить на рынок труда в процессе обучения. Это станет возможным, если студент получил микроквалификацию. У ряда университетов уже есть опыт в области микроквалификаций, можно брать его за основу для дальнейшего поиска решений. Большое количество направлений и проектов ДПО, например, «Содействие занятости», позволяет переучиться категориям 40-50+, что также скорректирует нехватку квалифицированных кадров в будущем».
Про микроквалификации
«У университетов есть такой опыт, когда они сами присваивают определённую микростепень, например, в области искусственного интеллекта. Но все это пока не очень коррелирует с теми квалификационными рамками и профессиональными стандартами, которые имеются в системе труда. Как мы предлагаем мыслить и двигаться в этом направлении: допустим, у нас есть какие-то модули, микропрограммы (функциональные программы), по результатам которых университет может присваивать микростепень (это может быть как отдельный модуль, так и модуль в структуре основной образовательной программы, это может быть часть модулей по выбору слушателя). После получения микростепени должна быть соответствующая процедура независимой оценки качества в СПК, который подтверждает соответствующую микроквалификацию. И она может быть обретена как путём соответствующего обучения и получения микростепени и последующей квалификации, так и с помощью трудового опыта и самообучения. В этом смысле, одно не исключает другого, но требует переработки самих профессиональных стандартов, требований к ним. Мы знаем, что ВНИИ труда идет в этом направлении, предлагает новую форму – отраслевую профессиональную характеристику. Понятно, что пока мы все находимся в процессе. Но логика нашего движения и поиска такова. Мы готовы участвовать в дискуссии, обсуждать с коллегами возможные варианты решения».
Тему микроквалификаций также обсудили на федеральной территории «Сириус» в рамках семинара-совещания Минобрнауки РФ и руководителей российских вузов. Так, на секции «Микростепени и дополнительные квалификации» (модератор – ректор ТГУ Эдуард Галажинский) обсудили внедрение инструментов, способных снизить дефицит кадров в условиях быстро меняющихся рынков.