Проблематика внедрения системы микроквалификаций остается актуальной, неоднозначной и пока неподдающейся окончательному решению. Существует мнение, что обсуждения длятся долго, а конкретных результатов пока не видно. Однако важно помнить, что любые существенные изменения в таких сложных областях, как система образования и профессиональная подготовка, требуют времени, рефлексий и множества «подходов к снаряду».
Необходимо не только понять, как такая система должна работать на практике, но и создать пространство для открытого диалога. Это приглашение для всех — коллег, подписчиков и экспертов — присоединиться к обсуждению и совместно искать решения.
Сегодня мы попросили Светлану Велединскую, директора Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ, рассказать о том, какие проблемы остаются на пути к внедрению системы микроквалификаций и, самое главное, какие решения кажутся возможными в ближайшей перспективе.
Микроквалификации все чаще становятся темой обсуждения в контексте раннего выхода студентов на рынок труда. Легитимен ли такой шаг, ведь у студента еще нет полноценного диплома? Возникает вопрос: а нужен ли какой-то документ, подтверждающий завершенный фрагмент квалификации или «микроквалификацию»? И если да, то что мы можем положить в основание микроквалификации? Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) слишком широки, а профессиональные стандарты (ПС) — слишком медлительны для динамичных изменений рынка труда.
Тем не менее, анализ вакансий показывает, что на рынке труда появляются новые позиции, которые не отражены в профессиональных стандартах. Например, такие должности, как промт-инженеры, маркетплейс-менеджеры или тестировщики, возникли вследствие быстрого развития технологий и уже оформились в полноценные карьерные позиции. Однако они не попадают ни в ПС, ни в справочники профессий, что затрудняет процесс профессионального обучения. Если мы хотим встроить эти блоки в образовательные программы и выдавать документы об освоении микроквалификации, нам нужен мобильный, быстрый стандарт. Но кто способен его создавать? И главное, нужно ли это делать?
В какую ветку образования поместить микроквалификации?
Система профессионального обучения позволяет выдавать документы о профессии даже без базового образования, что идеально подходит для студентов младших курсов. Но здесь мы ограничены перечнем профессий, по которым можно выдавать такие документы. Новые профессии туда быстро не попадают.
Система ДПО также позволяет осваивать не полные квалификации, а их части, но не позволяет выдавать документ до получения диплома.
В ДПО существуют программы повышения квалификации. Вопреки названию, эти программы предназначены не только для углубления имеющихся квалификаций, но и получения компетенций, связанных с новыми профессиями. Такие программы можно назвать «навыковыми», или «микроквалификационными». Их суть в освоении группы навыков, необходимых для определенных трудовых позиций. После обучения выпускники таких программ могут претендовать на стартовые позиции тестировщика, аналитика данных или маркетолога.
Казалось бы, решение найдено. Но! Студент не может получить документ о ДПО до получения диплома об СПО или ВО. Возникает и другая проблема: документ (удостоверение о повышении квалификации) подтверждает факт обучения на программе, а не освоение микроквалификации. Получается замкнутый круг: явление мы уловили, программы определили, но цели не добились. Работодателю непонятна квалификация выпускника, а студенту недоступно трудоустройство до получения полного диплома. Что делать? Мы обсуждали место таких программ в системе российского образования. Если микроквалификации важны, и в том числе для студентов, то их нужно включать в систему «Профессионального обучения по профессиям рабочих и должностям служащих», где нет требований к базовому образованию. Но тогда необходимо оперативно пересматривать перечень должностей хотя бы раз в год.
Второй важный вопрос — какие стандарты должны применяться к микроквалификациям? В общении с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) мы пришли к выводу о необходимости создания мини-стандартов, подобных тем, которые используются для независимой оценки квалификаций. Это относительно быстрый путь.
Но, в любом случае, вопрос о микроквалификациях нельзя закрывать. Он требует дальнейшего обсуждения в профессиональных сообществах — как в сфере труда, так и в сфере образования.
Источник: Телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры»