В ИДО ТГУ состоялась I методическая конференция «Лучшие практики электронного обучения»

24.04.2015

Итоги конференции

24 апреля в ТГУ на базе Института дистанционного образования прошла I методическая конференция «Лучшие практики электронного обучения».
В работе конференции приняли участие авторы ЭУК, ставшие победителями первых конкурсов по электронному обучению, а также преподаватели различных подразделений ТГУ, активно работающие в системе управления электронным обучением «Электронный университет – MOODLE». Всего, по данным оргкомитета, – 21 докладчик и более 40 слушателей с 18 факультетов ТГУ.
Содержательная часть конференции была представлена в рамках 3-х секций: «Инструментальные средства для работы в MOODLE», «Методика и дизайн электронных учебных курсов» и «Опыт применения электронного обучения в учебном процессе». Участники делились опытом внедрения в учебный процесс электронных курсов – курсов, которые являются примерами того, как в классическом университетском образовании можно использовать современные технологии электронного обучения. Преподаватели–новички в электронном обучении имели возможность получить советы и узнать о методических «находках» в электронном обучении.

  

В рамках работы конференции был представлен разнообразный опыт практики применения электронного обучения:

  • разработка онлайн курсов в ТГУ (Можаева Г.В., Бабанская О.М. – ИДО), возможности их  применения в реализации программ ДПО и внутрикампусного обучения студентов (на основе новой модели онлайн курсов в формате SPOC);
  • защита авторских прав и лицензирование электронного образовательного контента (Трубникова Т.В. – ЮИ);
  • проведение экспертизы качества электронных курсов (Лазарева Е.Г. – ММФ);
  • организация электронного обучения на факультете (Авернина С.Ю. – ФИЯ);
  • организация интегрированного обучения (аудитория + онлайн) студентов ТГУ с участием зарубежных профессоров (Кабанова Т.В. – ФПМК);
  • особенности применения инструментов MOODLE в обучении студентов различных направлений подготовки (Антонова Т.Г. – ФИЯ, Горбенко Т.И. – ФТФ, Дегиль И.М. – ФИЯ, Доценко О.А. – РФФ, Кувшинов Н.Н. – БИ, Жуков А.А. – РФФ, Ижендеев А.Ю. – ИИК,  Нагель О.В. – ФИЯ, Петелин А.Е. – ФИТ, Сизова И.А. – ИИК, Тышецкая А.Ю. – ФЖ, Тюлюпо С.В. – ФП, Якунина Е.Н. – ФИнф).

Представили факультетов (Карвунис Ю.А. – ФФК, Тышецкая А.Ю. – ФЖ, Фещенко А.В. – ФсФ) поделились методиками интеграции системы «Электронный университет – MOODLE» с современными инструментами разработки электронного контента:

  • http://webinar.tsu.ru – система проведения вебинаров Adobe Connect. Основные возможности системы: проведение занятий с удаленными студентами (преподавателями) в режиме реального времени (сопровождения совместных образовательных программ, обучении заочников и слушателей программ ДПО, проведения дистанционных занятий преподавателями, находящимися в командировке), видео-запись лекций, практик, лабораторных занятий и загрузка видео-контента в MOODLE, организация научных  мероприятий с участием удаленных докладчиков (конференции, семинары, совещания), рекламно-информационные мероприятия в режиме онлайн (день открытых дверей, переговоры с партнерами и пр).
  • https://www.thinglink.com – сервис, позволяющий превращать статические картинки в интерактивные объекты, где для каждого элемента на картинке можно выбрать и установить ссылку на веб-страницу, презентацию, видео и т.п.  Созданный объект можно добавить приложение в курс MOODLE и сделать уже имеющиеся фотографии, рисунки интерактивными.
  • http://www.mindomo.com – удобный и эффективный веб-сервис визуализации мышления,  альтернативной записи и представления учебных материалов. Инструмент может быть использован не только для разработки содержания электронного курса, но и для проведения мозговых штурмом,  конспектирования лекций, анализа и упорядочивания информации, организации исследований и проектной деятельности.
  • http://www.dipity.com – онлайн сервис для создания лент времени.  На ленте отмечаются основные факты, события, которые произошли в каждый период времени.  Отметки дополняются иллюстрациями и подробным текстовым описанием событий. Ленты времени облегчают запоминание материалов для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно. Темами для ленты могут быть сюжеты из различных предметных областей: история искусств, музыки, науки, транспорта, географических открытий, литературы, жизнеописание какой-либо исторической личности и т.д.
  • http://iii.ru – инфы (виртуальные персонажи), специально обученные виртуальные собеседники, которые встраиваются в учебный курс в MOODLE и общаются с посетителями посредством текстового чата. При этом у каждого инфа есть свой визуальный образ, который способен передавать эмоции инфа и делает общение более личным и доверительным. Основные возможности инструмента: создание визуального образа инфа, обучение (поддержание беседы по определенной теме), просмотр записей разговора инфа со студентами.
  • https://www.blogger.com – конструктор для создания сайтов и блогов.

По итогам конференции принято решение о разработке программы повышения квалификации по обучению новым технологиям, интегрируемым в электронные курсы системы MOODLE. Кроме того, выявилась необходимость подготовки методических рекомендаций авторам–разработчикам электронных курсов по вопросам авторских прав.
Также принято решение о доработке экспертной анкеты и экспертного заключения в Порядке регистрации и проведения экспертизы электронных учебных курсов ТГУ для внедрения в учебный процесс в соответствии с утвержденными на последнем заседании Методического совета ТГУ Методическими рекомендациями по разработке ЭУК.
Все докладчики и участники конференции получили сертификаты. По результатам проведения самые интересные доклады будут опубликованы в электронном сборнике, а также к публикации готовится обзорная статья «Лучшие практики электронного обучения в ТГУ». Методическую конференцию по лучшим практикам электронного обучения решено перевести в ежегодный формат и расширить аудиторию участников.

 

Видеозаписи докладов:

http://webinar.ido.tsu.ru/p891nwj34ox/
Можаева Г.В., директор ИДО ТГУ, «Современные тенденции в развитии электронного обучения».

http://webinar.ido.tsu.ru/p1i8f8x9kww/
Фещенко А.В.,         заведующий лабораторией компьютерных средств обучения ИДО, «Совершенствование технологий разработки электронного образовательного контента и организации электронного обучения;
Трубникова Т.В., доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности ЮИ ТГУ, советник ректора ТГУ по правовым вопросам, «Авторские и смежные права по созданию электронных курсов».

http://webinar.ido.tsu.ru/p3pmvfdrbvm/
Аверина С.Ю.
, ответственная за внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ФИЯ ТГУ, «Опыт организации электронного обучения на факультете».

http://webinar.ido.tsu.ru/p7csf2wn3lw/
Кабанова Т.В
.,        доцент, зам. декана по международным связям  ФПМК ТГУ   к. ф.-м. наук, «Опыт применения электронного обучения в учебном процессе».    

http://webinar.ido.tsu.ru/p21q9wd7kix/
Лазарева Е.Г.
, доцент, к.ф.-м.н., ММФ ТГУ, «Организация экспертизы электронных курсов на факультете».

http://webinar.ido.tsu.ru/p10idkc8b5i/
Дегиль И.М.,
старший преподаватель, ФИЯ ТГУ, «Опыт – дитя ошибок: из практики организации обучения в MOODLE на ФИЯ»;
Нагель О.В.,
доцент, к.филол.н., факультет иностранных языков ТГУ, Использование ;
Антонова Т.Г., старший преподаватель, ФИЯ ТГУ.

http://webinar.ido.tsu.ru/p3xsdhbx2j9/
Петелин А.Е., доцент, к.ф.-м.н., ФИТ ТГУ, «Особенности использования «элементов» в курсе MOODLE».

http://webinar.ido.tsu.ru/p2l84jt5k7g/
Якунина Е.Н.,           доцент, к.б.н, ФИнф ТГУ, «Практика электронного обучения в курсе «Групповая динамика и коммуникации»».

http://webinar.ido.tsu.ru/p8r4gzabbxc/
Жуков А.А.
, доцент, к.ф.-м.н., РФФ ТГУ, «Применение электронного обучения в практикуме по радиоэлектронике».

http://webinar.ido.tsu.ru/p2eufgpwjgy/
Горбенко Т.И.
, доцент, к.ф.-м.н., ФТФ ТГУ, «Электронное обучение как фактор повышения профессиональной  подготовки студентов технических специальностей»;
Доценко О.А., доцент, к.ф.-м.н., РФФ ТГУ, «Электронный учебный курс «Материалы и компоненты электронной техники»»
Тышецкая А.Ю., старший преподаватель, к.филол.н., ФЖ ТГУ,«Использование инструмента «семинарское занятие» в процессе обучения студентов (на примере факультета журналистики)»;
Ижендеев А.Ю.,  доцент, к.и.н., ИИК ТГУ, «Использование семинаров в Moodle (на примере курса Источниковедение)».

http://webinar.ido.tsu.ru/p4uedp4k13b/
Сизова И.А., доцент, к.и.н., ИИК ТГУ, «Опыт разработки и применения электронного курса для обучения студентов–музеологов (на примере электронного курса в системе Moodle «Информационные технологии в музейной деятельности»)».

http://webinar.ido.tsu.ru/p9qxbqmkss5/
Кувшинов Н.Н.
, старший преподаватель, БИ ТГУ, «Один год в MOODLE – плюсы и минусы системы.

http://webinar.ido.tsu.ru/p178u1lo9d1/
Карвунис Ю.А.
, старший преподаватель, ФФК ТГУ, «Опыт использования блога в учебном процессе».

http://webinar.ido.tsu.ru/p1il6n3gidx/
Тюлюпо С.В.,
доцент, к.психол.н., ФП ТГУ, «Социальные процессы в виртуальной среде MOODLE: факты и артефакты»;
Фещенко А.В.,         зав. лабораторией компьютерных средств обучения ИДО, «Вовлечение студентов в разработку электронного курса: через блоги к Moodle»;
Бабанская О.В., начальник научно-методического отдела ИДО ТГУ, «Онлайн курсы и перспективы их использования в университетском электронном обучении».