В начало   |   Введение   |   Тема 1   |   Тема 2   |   Тема 3   |   Тема 4   |   Тема 5   |   Тема 6   |   Тема 7
 
  

Введение

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе. (Т.Э.Казарина, Е.В. Мамаева. - География в школе, N 3, 1994).

Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.

В этой работе я хочу поделиться опытом проведения бинарных уроков, и может быть, убедить учителей в необходимости осуществления интегрированных уроков. Почему они необходимы в современной школе?

Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. Это, прежде всего тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности.

"Интеграция" в переводе с латинского языка означает "объединение в целое каких-либо частей". Интегрированный урок - это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.

Как я уже говорила, география настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Приведу в пример лишь те уроки, которые уже проводились непосредственно мной. Хотя в планах на будущее много задумок по интеграции с литературой, историей и др. предметами.

География 6 класс.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер.

С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси - нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течении года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.

Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.

Результатом совместной работы с учителем математики является интегрированный урок (математика + география). "Влияние температуры и ветра на состояние воздушной среды города Томска", где дети применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи:

Правильно ли размещены предприятия в городе?

Где целесообразнее разместить жилые кварталы с учетом климатических особенностей?

География 7 класс.

При изучении темы "Тропические пустыни Африки" (интегрированный урок география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика. Ответить на вопросы:

Почему в Сахаре большие амплитуды температуры воздуха?

Почему происходит увеличение площади пустыни?

Как движутся пески и образуются барханы?

помогает знание законов физики.

Выполняя практическую работу по определению плотности песка и воды, дети проникают в суть явлений и процессов, происходящих в пустынях.

В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры можно привести из географии. На интегрированном уроке для детей открытием является то, что Пифагор, чьи "штаны во все стороны равны", первым сделал интереснейшее предположение, что Земля - шар. "Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил Пифагор.

Жизнь на Земле в значительной мере зависит от формы и размеров нашей планеты, а так же от расстояния до Солнца и угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Это урок "Геометрия вокруг нас" (математика + география).

Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме "Австралия" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.

География 8 класс.

При изучении темы "Рельеф России" прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы. На этом уроке ребята закрепляют знание закона сохранения вещества и энергии, знакомятся с физическим понятием деформации и видами деформации, а так же сейсмическими волнами - продольными и поперечными. Решают проблему использования энергии вулканов человеком. Интегрированный урок (география + физика) "Внутренние процессы формирования рельефа".

На уроках темы "Реки России" при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течении года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (математика + физика) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.

Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.

Урок - конференция "Мировые природные ресурсы, основные черты их географии" (интеграция географии и экологии). На этом уроке дети выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.

Далее вниманию читателя будут предложены разработки названных интегрированных уроков разного типа:

  • урок - конференция;
  • урок - семинар;
  • урок - игра;
  • урок нового проблемного видения и т.д.
  
Наверх страницы