Введение
Взаимопроникновение идей и методов
различных наук является отличительной чертой
нашего времени. Интеграция, комплексный подход
необходим для решения экологических,
экономических и социальных проблем общества. В
наше время взаимосвязь природы и человека
особенно актуальна. При анализе происходящего
пересекаются предметные области географии,
физики, химии, математики, биологии, истории,
экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих
областях помогает раскрыть не только вопросы
отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь
между учебными предметами.
В новых программах по географии и
другим предметам введены специальные разделы о
межпредметных связях. Этим положено начало
системе использования межпредметных связей в
образовательной и воспитательной работе.
(Т.Э.Казарина, Е.В. Мамаева. - География в школе, N
3, 1994).
Но каковы бы ни были программные
требования и методические указания, они будут
осуществляться на деле лишь при том условии, если
учитель будет достаточно осведомлен о сущности
межпредметных связей, убежден в их необходимости
и будет обладать практическими умениями
осуществлять их в работе.
В этой работе я хочу поделиться опытом
проведения бинарных уроков, и может быть, убедить
учителей в необходимости осуществления
интегрированных уроков. Почему они необходимы в
современной школе?
Межпредметные связи иногда
рассматривают лишь с точки зрения
рационализации процесса обучения, экономии сил и
времени учащихся, более прочного усвоения
школьниками знаний по изучаемым предметам. Между
тем основная задача установления межпредметных
связей заключается в том, чтобы качественно
поднять уровень знаний, умений и развития
учащихся путем более глубокого проникновения в
объективно существующее закономерные связи в
явлениях природы и общества. Актуальность
проблемы межпредметных связей в обучении
обусловлена объективными процессами в
современной культуре. Это, прежде всего
тенденция интеграции научных знаний в
теоретических исследованиях и практической
деятельности.
"Интеграция" в переводе с латинского
языка означает "объединение в целое каких-либо
частей". Интегрированный урок - это тоже
объединение знаний из области различных
предметов по определенной теме.
Как я уже говорила, география
настолько универсальна, что при желании учителя
может интегрироваться с любым предметом. В
каждом уроке географии можно найти связь с
какой-либо дисциплиной. Приведу в пример лишь те
уроки, которые уже проводились непосредственно
мной. Хотя в планах на будущее много задумок по
интеграции с литературой, историей и др.
предметами.
География 6 класс.
При изучении темы "Атмосфера" очень
тесной является связь программы географии с
математикой и физикой. Данная тема включает
такие понятия, как температура, атмосферное
давление, влажность, осадки, ветер.
С понятиями температуры, давления
учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в
курсе географии 6 класса эти величины уже
рассматриваются. Поэтому целесообразно эти
понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в
качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить
эти явления, расширить и углубить знания уже в 6
классе на уроках географии.
В курсе математики 6 класса
рассматриваются столбчатые и круговые
диаграммы, вычисляют среднее арифметическое,
читают графики. И все это как нельзя к стати для
получения среднемесячной, среднегодовой
температуры воздуха, а для вычисления расстояния
между двумя точками координатной оси -
нахождения амплитуды температуры воздуха.
Ребята учатся отвечать на вопросы, используя
графики зависимости температуры от времени года,
от высоты. Определяют преобладающее направление
ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть
наглядное представление о количестве осадков в
течении года и по месяцам, строят столбчатые и
круговые диаграммы.
Таким образом, учащиеся убеждаются,
что, используя математические методы, которыми
обрабатывают результаты наблюдения, выявляют
закономерности, ученые делают выводы, составляют
прогнозы.
Результатом совместной работы с
учителем математики является интегрированный
урок (математика + география). "Влияние
температуры и ветра на состояние воздушной среды
города Томска", где дети применяют знания в
конкретной ситуации и решают практические
задачи:
Правильно ли размещены предприятия в
городе?
Где целесообразнее разместить жилые
кварталы с учетом климатических особенностей?
География 7 класс.
При изучении темы "Тропические
пустыни Африки" (интегрированный урок география
+ физика) рассматриваются физические явления
миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение
этим физическим явлениям дает физика, так как
дети на уроках физики знакомятся с такими
понятиями, как плотность вещества, изменение
свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому
суть многих явлений и процессов объясняет
физика. Ответить на вопросы:
Почему в Сахаре большие амплитуды
температуры воздуха?
Почему происходит увеличение площади
пустыни?
Как движутся пески и образуются
барханы?
помогает знание законов физики.
Выполняя практическую работу по
определению плотности песка и воды, дети
проникают в суть явлений и процессов,
происходящих в пустынях.
В математике при знакомстве с
геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность
геометрии, геометрических тел в природе очень
велика. И живые примеры можно привести из
географии. На интегрированном уроке для детей
открытием является то, что Пифагор, чьи "штаны во
все стороны равны", первым сделал интереснейшее
предположение, что Земля - шар. "Все в природе
должно быть совершенно и гармонично. Но
совершеннейшее из геометрических тел есть шар.
Земля тоже должна быть
совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил
Пифагор.
Жизнь на Земле в значительной мере
зависит от формы и размеров нашей планеты, а так
же от расстояния до Солнца и угла наклона земной
оси к плоскости орбиты. Это урок "Геометрия
вокруг нас" (математика + география).
Урок обобщающего повторения в форме
игры - соревнования по теме "Австралия"
интегрирован с биологией. Животный и
растительный мир Австралии уникален с точки
зрения биологии, поэтому целесообразна
интеграция географии с биологией.
География 8 класс.
При изучении темы "Рельеф России"
прослеживается связь с физикой. Внутренние
процессы, движение вещества мантии формируют
рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм,
землетрясения очень хорошо объясняют физические
законы. На этом уроке ребята закрепляют знание
закона сохранения вещества и энергии, знакомятся
с физическим понятием деформации и видами
деформации, а так же сейсмическими волнами -
продольными и поперечными. Решают проблему
использования энергии вулканов человеком.
Интегрированный урок (география + физика)
"Внутренние процессы формирования рельефа".
На уроках темы "Реки России" при
знакомстве с типами водного режима рек
одновременно закрепляются знания по теме
"Функции. Свойства функций" из математики.
Поскольку тип водного режима определяется по
распределению расхода воды в течении года.
Графики распределения расхода воды ничто иное,
как графики функций. Дети осознают на таком
уроке, что функция, график функции - это не нечто
абстрактное, существующее само по себе, а
необходимое звено для составления прогнозов
наводнений. На интегрированном уроке (математика
+ физика) "Питание и режим рек России" дети
понимают, что без знания математики нельзя
провести какое-либо водохозяйственное
мероприятие, будь то орошение, водоснабжение,
осушение, строительство гидроэлектростанции,
сооружение водохранилища. Тип урока -
комбинированный с практической направленностью.
Интегрированный урок "Реки и
человек" (география + биология) помогает усвоить
важную роль рек в хозяйственной деятельности
человека. Значение рыб в жизни человека освещает
биолог, а химик говорит с ребятами о негативных
последствиях хозяйственной деятельности -
загрязнение воды рек бытовыми и промышленными
отходами. Тип урока - урок изучения нового
материала.
Урок - конференция "Мировые
природные ресурсы, основные черты их географии"
(интеграция географии и экологии). На этом уроке
дети выявляют особенности современного этапа
взаимодействия природы и общества.
Далее вниманию читателя будут
предложены разработки названных
интегрированных уроков разного типа:
- урок - конференция;
- урок - семинар;
- урок - игра;
- урок нового проблемного видения и т.д.
|