В начало   |   Введение   |   Тема 1   |   Тема 2   |   Тема 3   |   Тема 4   |   Тема 5   |   Тема 6   |   Тема 7
 
  

Тема 5. Реки и человек
8 класс

Тип урока: Интегрированный урок (география + биология + химия).

Учебно-воспитательные задачи:

  1. выявить роль рек в хозяйственной деятельности человека,
  2. доказать необходимость бережного, рационального использования.

Эпиграф:

Вода - это не просто минеральное сырье,

вода - это действительно проводник культуры,

это также живая кровь, которая создает

жизнь там, где ее не было.

Академик А.П. Карпинский

 

Организация и ход урока.

Учитель географии: Вступление. Трудно переоценить роль воды в становлении, истории культуры человека. В древности она считалась первичным элементом начала, всех начал.

Освоение просторов, Сибири, Дальнего Востока русскими, людьми проводилось в основном по рекам. По берегам рек ставились крепости, от рек начиналась жизнь.

Реки - наиболее активное звено во всеобщем влагообороте. С поверхности мирового океана в год испаряется, слой воды толщиной 1,2 м, восполняемый впадающими реками и осадками, выпавшими на поверхность океана.

Работа с картами атласа.

1. По физической карте определите

а) К бассейнам каких океанов относятся реки России?

б) В каком направлении Россия имеет уклоны и куда сбрасывается наибольшая масса воды?

(Около 18 % стока наших рек приходится на бассейны Балтийского и Черного морей, Каспия. Здесь сосредоточена основная часть населения и наиболее велики потребности в воде. Напротив, к бассейну Северного Ледовитого и Тихого океанов, где проживает менее 1/5 населения, относятся 82% стока).

в) Какие закономерности в речной сети можно заметить, рассматривая физическую карту России.

(Характер речной сети различен к западу и востоку от Енисея. На Западно-Сибирской равнине развита густая сеть равнинных рек с широкими долинами. К востоку от Среднесибирского плоскогорья они протекают в узких, глубоких долинах, русла рек каменисты, порожисты. Реки Европейского Севера на востоке - равнинные, а на западе - молодые, со слабо разработанными равнинами.

Реки бассейна Тихого океана невелики. Они стекают с хребтов, расположенных вдоль побережий морей.

Реки бассейна Атлантического океана небольшие, но многоводные).

Итак, мы установили зависимость течения рек от рельефа.

Теперь попытаемся, установить зависимость рек от климата, выявить их режим по климатической карте.

  1. Где больше всего осадков выпадает на Восточно-Европейской равнине? (в центральной части).
  2. Какую закономерность вы наблюдаете в уменьшении их количества? (к северу и югу ў 300ў500 мм).

Вывод: реки бассейна Северного Ледовитого и Атлантического океанов, а также Каспийского бассейна имеют одинаковое количество осадков. И все же реки, текущие на запад и на север, полноводнее других. Почему? (Малое испарение в тундре, вечная мерзлота).

В каких районах реки снегового, дождевого питания? Почему?

Полноводность реки зависит от питания, но не в меньшей степени и от человека. Каково будет наше отношение к воде, такими мы и увидим наши голубые артерии.

Известны ли вам нормы расхода воды на 1 человека?

Расход воды в сутки на 1 человекаў160 л.

Куда же расходуется вода? Неужели мы столько ее потребляем? Нет, 10% подаваемой воды теряется в водопроводах, 2% - из-за утечки, вызванной неисправностями, около 15% - из-за отсутствия регулирования воды в домах. В результате, значительная часть воды расходуется бесполезно.

Значит, перед нами проблема взаимодействия рек и человека, которая заключается во влиянии и использовании воды в жизни и деятельности человека и влияний человека на реки.

Далее ў слово за биологом и химиком.

Задачи: показать

а) значение рыб в жизни человека;

б) негативные последствия хозяйственной деятельности.

1. Демонстрация кадров из фильма о разнообразии рыб, на фоне которых звучат слова И. Ф. Правдина: "Каждый раз, когда я начинаю думать о рыбах, передо мной встаёт длинная вереница разнообразных картин. Спокойно дремлющая на дне неглубокой реки зеленоватая щука, и взбирающаяся на деревья ползун-рыба...".

Посмотрев фильм, мы могли убедиться в том, что велико разнообразие рыб по внешнему облику, величине и образу жизни. На территории России их насчитывается 1400 видов.

2. Работа с таблицей "Экологические группы рыб".

Выявить черты приспособленности рыб к жизни в родных водных слоях:

- природные рыбы;

- обитатели толщи воды;

- засадчики в растениях;

- илистый прыгун. Летучая рыба.

Какое же значение в жизни человека имеет такое разнообразие рыб? Предоставим слово представителям разных профессий, связанных с изучением рыб, с использованием рыбных богатств.

Задание: Слушая сообщения, постарайтесь узнать рыб, которые будут названы (учебник, стр. 110, рис. 86). Схема под кодоскоп

 

Схема используется при выступлениях ребят, которые готовили сообщения о профессиях.

Учитель делает заключение: с помощью "профессионалов" мы ответили на поставленный вопрос о назначений рыб.

Затем учитель зачитывает отрывок: "С виду это было вполне невинная речка. Еще недавно в ней водились окуни, плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но год назад фабрика игрушек полностью уничтожила всю живность. Дольше всех продержалась старая щука. Но и она била вынуждена сместиться вниз по течению и ушла в другую речку. И там умерла от тоски и одиночества, т.к. у нее была красная голова, синий хвост, зеленое брюхо, и другие щуки с ней не разговаривали".

Вопрос: Что случилось со старой щукой?

Учитель комментирует, анализирует ответы ребят и делает вывод.

3. Выступление учащихся:

а) перспективы использования воды;

б) вода - уголь будущего.

Ребята сообщают о состоянии рек в различных местах России и отмечают, что оно катастрофическое.

4. Сообщения учащихся:

а) вода - лучший растворитель;

б) очистка воды на водоочистительных станциях.

Затем ученик читает стихотворение Л. Мартынова "Вода":

Вода благоволила литься!

Она блистала столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться,

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало чистой,

Дистиллированной воде!

5. Работа с таблицей.

Задание учащимся: подобрать материал из периодической печати и заполнить таблицу.

Хозяйственная

деятельность

Негативные последствия

Мероприятия по охране рек

Рост городов.

Транспортные магистрали.

Сокращение сельскохозяйственных угодий

Сокращение площади лесов.

Нарушение оборота веществ.

   

В нашей стране уделяется определенное внимание строительству очистных сооружений. Однако, может ли решить проблему очистка речных вод, если она сопровождается обратным сбросом в реки? Ведь даже при самой современной очистке вода может стать пригодной для, употреблений лишь после многократного разбавления природной чистой водой. К примеру, для разбавления, 1 км3 очищенной сточной воды необходимо 10 км3 чистых, речных, вод, а не очищенной - в 3 - 5 раз больше.

Вывод: Установленные взаимосвязи воды и суши, с другими природными компонентами требуют рассматривать природу как единое целое. Загрязнение и оскуднение рек и других открытых водоемов, а также подземных вод неизбежно, сказывается, прежде всего, на растительности, животном мире, условиях жизни людей.

  
Наверх страницы