В начало   |   Введение   |   Тема 1   |   Тема 2   |   Тема 3   |   Тема 4   |   Тема 5   |   Тема 6   |   Тема 7
 
  

Тема 7. Питание и режим
8 класс

М.В. Мартынова, А.В. Бажина

Тип урока: интегрированный, по географии - изучение нового материала; по математике - закрепление знаний (география + математика).

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Рассмотреть источники питания и типы режимов рек России.
  2. Закрепить умения строить графики функций и анализировать их.
  3. Рассмотреть практическое применение математических знаний в географии.
  4. Формировать понимание необходимости связи географии и математики для сообразного взаимодействия человека и природы.

Оборудование: Физическая карта России, карточки-задания, фотографии рек с разным типом режима.

Эпиграф:

Без знания математики нельзя понять ни
основ современной техники, ни того, как
ученые изучают природные и социальные
явления.
Колмогоров А.Н.

Ход урока.

География: "Нет народов, которые бы не любили и не почитали воду. И обитатели атоллов, заброшенных в пространство Тихого океана, и жители пустынь, и мы, живущие на обширных равнинах северного полушария, - все одинаково поклоняются воде и любуются ею. Ее вид и звук успокаивают надежду. Шум и плеск водопада, рассветные плесы, мощные спины великих рек, вечные ритмы прибоя и хрустальный родник возле родного дома одинаково прекрасны" - говорил Американский писатель Генри Бестон, и был совершенно прав.

Вода окружает нас всюду. Она в сугробах и облаках, она в болотах и ледниках, она в кране, она в нас. Именно ей, по высказываниям древних ученых было суждено "стать соком жизни" на Земле.

Сегодня мы продолжаем изучение рек России. Давайте немного вспомним то, о чем шла речь на прошлом уроке.

  1. Россия - страна величайших речных систем. Назовите и покажите их на карте.
  2. К бассейнам каких океанов относятся реки России?
  3. Назовите и покажите реки, относящиеся к бассейну внутреннего стока.
  4. Определите реку по описанию:
  5. а) Эту реку нашей страны называли "красавицей", "матушкой", "главной улицей России". Ее бассейн занимает 1/3 Восточно-Европейской равнины. В настоящее время на реке и ее главных притоках сооружены высокие плотины и мощные ГЭС, созданы огромные водохранилища.

    (Волга)

    б) А.П. Чехов так сказал об этой реке: "Я не видел реки великолепнее... Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость". Поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:

    Тебе кипучее начало

    Дано вершинами Саян,

    Недаром гордо, величаво

    Ты мчишься в грозный океан.

    (Енисей)

    в) Коварная, лихая, сумасбродная,

    Родная дочь Байкала - старика,

    Ты по тайге меж гор течешь, свободная

    Могучая сибирская река.

    (Ангара)

  6. Каково хозяйственное использование рек?
  7. Возможности хозяйственного использования тесно связаны с такими характеристиками как падение, уклон, годовой сток и расход.

  8. Что такое падение?
  9. Что такое уклон?
  10. Годовой сток?
  11. Расход воды?

Как видите, мы, при изучении темы постоянно сталкиваемся с математическими расчетами. И сегодняшнюю тему мы рассмотрим с вами не только географии, но и математики.

С одной стороны применим математические знания и выясним географические вопросы: как и почему изменяется расход воды в реках в течении года. С другой стороны выясним, для чего нужны математические расчеты, построение графиков функций, знание их свойств.

А пока, вспомним из курса 6 класса источники питания рек? (Дождевые, снеговые, ледниковые и подземные воды).

В зависимости от преобладающего источника питания находится внутригодовое распределение стока - режим реки.

Сейчас нам предстоит построить графики распределения стока отдельных рек по месяцам года, а затем всем вместе определить тип режима рек.

При построении графиков обратимся к математике.

Математика: У вас на столах карточки с заданиями и листы миллиметровой бумаги. Наша задача построить графики стока воды в реке по данным, которые предложены в таблице.

  1. Чтобы начертить систему координат, что нам необходимо?
  2. По данным в таблице посмотрите, в каких четвертях будет располагаться график?
  3. Что будем отмечать по оси х, по оси у?

Выберите единичный отрезок. После того, как отметите точки, соедените их последовательно отрезками.

Дети строят графики. Затем учитель выбирает 4 графика разного типа у ребят, вывешивает на доcку.

Теперь по графикам зависимости стока воды от месяца рассмотрим некоторые свойства функции, которые вам будут необходимы для определения режима реки.

Работа с первым графиком:

  • Как ведет себя график функции в промежутке с марта по май?
  • Какие значения принимает функция с января по март?
  • Рассмотрим промежутки с мая по декабрь. Как ведет себя функция?
  • Назовите месяц, когда функция принимает наибольшее значение?

Аналогичная работа проводится с графиками 2, 3, 4.

География: А теперь посмотрим для чего мы применили данные математические расчеты.

Анализируя графики учитель вместе с детьми выясняют, что первый график соответствует по типу режима рекам с весенним половодьем. (реки равнинной части России - Обь, Волга, Лена, Томь и т.д.) Второй график - рекам с летним половодьем (это горные реки Сибири). Третий - рекам с паводковым режимом (реки Северного Кавказа - Терек, Кубань), и четвертый график соответствует рекам с муссонным климатом (реки Дальнего Востока - Амур, Охота).

Сведения количества осадков и стока рек очень важны для составления прогнозов. Появление первых научных гидрологических прогнозов в России относится к концу 19 века. Тогда Они были связаны с судоходством и прогнозировали уровни воды в реках и глубины на перекатах, а также предсказывали наводнения.

Любое водохозяйственное мероприятие: водоснабжение, энергетика, решение осушение, в первую очередь требуют оценки количества воды, которое необходимо использовать.

Таким образом, прогноз водного режима очень тесно связан с оценкой водных ресурсов, а она в свою очередь - с математическим расчетом.

У нас в Томске постоянно ведутся наблюдения за уровнем воды и расходом реки Томи.

Сообщение ученика о наводнениях в Томске. (см. спецкурс).

После подводятся итоги урока. Все получают оценки по математике и по географии.

Основной вывод: "Вряд ли следует объяснять, что одна из важных задач математики - помощь другим наукам" (Л.Морделл). Эти слова как нельзя лучше подходят для того, чтобы завершить ими данный урок.

 

  
Наверх страницы