|
Тема 7. Питание и режим
8 класс М.В. Мартынова, А.В. Бажина
Тип урока:
интегрированный, по географии - изучение нового
материала; по математике - закрепление знаний
(география + математика).
Учебно-воспитательные задачи:
Рассмотреть источники питания и типы режимов
рек России.
Закрепить умения строить графики функций и
анализировать их.
Рассмотреть практическое применение
математических знаний в географии.
Формировать понимание необходимости связи
географии и математики для сообразного
взаимодействия человека и природы.
Оборудование:
Физическая карта России, карточки-задания,
фотографии рек с разным типом режима.
Эпиграф:
Без знания математики нельзя понять ни
основ современной техники, ни того, как
ученые изучают природные и социальные
явления.
Колмогоров А.Н.
Ход урока.
География: "Нет
народов, которые бы не любили и не почитали воду.
И обитатели атоллов, заброшенных в пространство
Тихого океана, и жители пустынь, и мы, живущие на
обширных равнинах северного полушария, - все
одинаково поклоняются воде и любуются ею. Ее вид
и звук успокаивают надежду. Шум и плеск водопада,
рассветные плесы, мощные спины великих рек,
вечные ритмы прибоя и хрустальный родник возле
родного дома одинаково прекрасны" - говорил
Американский писатель Генри Бестон, и был
совершенно прав.
Вода окружает нас всюду. Она в сугробах
и облаках, она в болотах и ледниках, она в кране,
она в нас. Именно ей, по высказываниям древних
ученых было суждено "стать соком жизни" на
Земле.
Сегодня мы продолжаем изучение рек
России. Давайте немного вспомним то, о чем шла
речь на прошлом уроке.
- Россия - страна величайших речных систем.
Назовите и покажите их на карте.
- К бассейнам каких океанов относятся реки
России?
- Назовите и покажите реки, относящиеся к
бассейну внутреннего стока.
- Определите реку по описанию:
а) Эту реку нашей страны называли
"красавицей", "матушкой", "главной улицей
России". Ее бассейн занимает 1/3
Восточно-Европейской равнины. В настоящее время
на реке и ее главных притоках сооружены высокие
плотины и мощные ГЭС, созданы огромные
водохранилища.
(Волга)
б) А.П. Чехов так
сказал об этой реке: "Я не видел реки
великолепнее... Могучий, неистовый богатырь,
который не знает, куда девать свои силы и
молодость". Поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан.
(Енисей)
в) Коварная,
лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала - старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная
Могучая сибирская река.
(Ангара)
Каково хозяйственное использование рек?
Возможности хозяйственного
использования тесно связаны с такими
характеристиками как падение, уклон, годовой
сток и расход.
Что такое падение?
Что такое уклон?
Годовой сток?
Расход воды?
Как видите, мы, при изучении темы
постоянно сталкиваемся с математическими
расчетами. И сегодняшнюю тему мы рассмотрим с
вами не только географии, но и математики.
С одной стороны применим
математические знания и выясним географические
вопросы: как и почему изменяется расход воды в
реках в течении года. С другой стороны выясним,
для чего нужны математические расчеты,
построение графиков функций, знание их свойств.
А пока, вспомним из курса 6 класса
источники питания рек? (Дождевые, снеговые,
ледниковые и подземные воды).
В зависимости от преобладающего
источника питания находится внутригодовое
распределение стока - режим реки.
Сейчас нам предстоит построить
графики распределения стока отдельных рек по
месяцам года, а затем всем вместе определить тип
режима рек.
При построении графиков обратимся к
математике.
Математика: У вас
на столах карточки с заданиями и листы
миллиметровой бумаги. Наша задача построить
графики стока воды в реке по данным, которые
предложены в таблице.
- Чтобы начертить систему координат, что нам
необходимо?
- По данным в таблице посмотрите, в каких
четвертях будет располагаться график?
- Что будем отмечать по оси х, по оси у?
Выберите единичный отрезок. После
того, как отметите точки, соедените их
последовательно отрезками.
Дети строят графики. Затем учитель
выбирает 4 графика разного типа у ребят,
вывешивает на доcку.
Теперь по графикам зависимости стока
воды от месяца рассмотрим некоторые свойства
функции, которые вам будут необходимы для
определения режима реки.
Работа с первым графиком:
Как ведет себя график функции в промежутке с
марта по май?
Какие значения принимает функция с января по
март?
Рассмотрим промежутки с мая по декабрь. Как
ведет себя функция?
Назовите месяц, когда функция принимает
наибольшее значение?
Аналогичная работа проводится с
графиками 2, 3, 4.
География: А
теперь посмотрим для чего мы применили данные
математические расчеты.
Анализируя графики учитель вместе с
детьми выясняют, что первый график соответствует
по типу режима рекам с весенним половодьем. (реки равнинной части России - Обь,
Волга, Лена, Томь и т.д.) Второй график - рекам с летним половодьем (это горные реки Сибири). Третий -
рекам с паводковым
режимом (реки Северного
Кавказа - Терек, Кубань), и четвертый график
соответствует рекам с муссонным климатом (реки Дальнего Востока - Амур,
Охота).
Сведения количества осадков и стока
рек очень важны для составления прогнозов.
Появление первых научных гидрологических
прогнозов в России относится к концу 19 века.
Тогда Они были связаны с судоходством и
прогнозировали уровни воды в реках и глубины на
перекатах, а также предсказывали наводнения.
Любое водохозяйственное мероприятие:
водоснабжение, энергетика, решение осушение, в
первую очередь требуют оценки количества воды,
которое необходимо использовать.
Таким образом, прогноз водного режима
очень тесно связан с оценкой водных ресурсов, а
она в свою очередь - с математическим расчетом.
У нас в Томске постоянно ведутся
наблюдения за уровнем воды и расходом реки Томи.
Сообщение ученика о наводнениях в
Томске. (см. спецкурс).
После подводятся итоги урока. Все
получают оценки по математике и по географии.
Основной вывод:
"Вряд ли следует объяснять, что одна из важных
задач математики - помощь другим наукам"
(Л.Морделл). Эти слова как нельзя лучше подходят
для того, чтобы завершить ими данный урок.
|
|