В начало   |   Введение   |   Тема 1   |   Тема 2   |   Тема 3   |   Тема 4   |   Тема 5   |   Тема 6   |   Тема 7
 
  

Тема 2.Влияние ветра и температуры на состояние воздушной среды г. Томска
6 класс
(география - математика)
М.В. Мартынова, Н.Ф. Ташлыкова

   Назад      Вперед   

Тип урока: интегрированный (география + математика)

Учебно-воспитательные цели:

  1. умение применить математические методы обработки наблюдений за природой в конкретной ситуации.
  2. Развитие интереса к математике и географии как наукам тесно связанным.
  3. Развитие творческих навыков учащихся.
  4. Расширение эколого-географических навыков.
  5. Развитие желания самостоятельного творческого поиска решений.
  6. Формирование активной, неравнодушной личности.
  7. Формирование убеждённости в необходимости охраны воздуха и других компонентов природы.
  8. Формирование навыков коллективной работы.

Оборудование: карта г.Томска, карточки-задания, листы для выполнения работы, ребусы, жетоны, атласы, рисунки детей на тему "Ветер".

Эпиграф к уроку:

Опыт, исследования и наблюдения -
таковы, величайшие источники
мудрости и творчества, доступ к
которым открыт для каждого человека.
Чэннинг

Ход урока:

Географ: "Опыт, исследования и наблюдения - таковы, величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека". Этими словами Чэннинга мне хотелось бы начать урок, так как мы, действительно, проведём с вами исследование, опыт, а значит, будем творить, и станем чуточку мудрее.

Сегодня мы завершаем изучение элементов состояния воздуха атмосферы. На предыдущих уроках нами применялись математические примеры обработки наблюдений за ветром, температурой, осадками, на уроках математики вы также строили различные графики, вычисляли амплитуду и т.п. Для чего это нужно? А для того, например, чтобы правильно построить город, учитывая природные условия. Итак, побудем в роли градостроителей - проектировщиков и выясним, правильно ли размещены предприятия, жилые кварталы, где нужно разместить заводы, чтобы уменьшить их влияние на воздушную среду нашего города.

Ну а пока повторим и проверим домашнее задние.

Один ряд детей работает в тетрадях по заданию на доске:

 (Учитель математики контролирует и выставляет оценки).

С остальными ребятами проводит фронтальный опрос:

  1. Что такое ветер?
  2. Причины возникновения ветра?
  3. Расскажите цепь причинно - следственных связей, раскрывающих образование ветра.
  4. Какие ветры вы знаете?
  5. Как образуются бризы и муссоны?
  6. В чём сходство и различие этих ветров?
  7. Каким прибором измеряют направление ветра?
  8. Каким прибором измеряют силу и скорость ветра?
  9. Для чего строят график розы ветров?

Затем проверяется задание на доске.

Дует ветер ... Обычно из обычных явлений природы. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное. Дует ветер и вызывает тревогу, несёт успокоение, разные чувства. Дома я просила нарисовать к уроку ветер или чувство, которое он вызывает. Посмотрите, что у нас получилось (на доске прикреплены рисунки детей, учитель отмечает наиболее удачные). Посмотрите какие разные ветры и какие мы с вами разные, как по-разному мы видим и ощущаем. Ветры грозные и добрые и как замечательно, что вы увидели красоту в этом явлении природы, каким бы оно не было злым или добрым.

Ветер обычен и необычен, удивителен. Иногда он становится виновником бед и разрушений, а также необычных дождей. Послушаем, какие сообщения приготовили нам ребята.

(Выступления детей приблизительно следующие)

Сообщение 1. Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920г. в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом. В одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной шли занятия. Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой то шум. Дети испугались, бросились к учительнице. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необычное, все поднялось в воздух и поплыло.

Потом учительница рассказывала: "Как будто невидимые руки подняли меня и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне стало страшно и я потеряла сознание ..." Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все.

Сообщение 2.

Ветру присущи и шутки.

В 1608 г. во Франции в местечке "Прованс" неожиданно выпал кровавый дождь, что крайне напугало население. Почти никто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой дождь предвещает смерть, но ни с кем ничего не случилось. В 1956 г. на окраине Киева выпал белый "молочный" дождь. Суеверные люди принимали такой дождь за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая огромную силу в далеких пустынях, он не редко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается молочного дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.

Случаются также во многих странах дожди из пауков, жуков, рыбы, апельсинов, пшеницы и т.п.

Географ: Итак, вы только что слышали, что ветры приносят дожди: цветные, из апельсинов и т.п. Но есть теперь, к сожалению, дожди не такие безобидные. Какие? От чего они возникают?

Да, человек активно участвует теперь в природных процессах и явлениях. Он построил множество предприятий, которые загрязняют воздух. Конечно, чтобы предотвратить, загрязнения необходим, контроль, установка фильтров и дымоуловителей, использование новых способов добычи энергии и т.д. Но ещё очень важно правильно разместить предприятия, жилые кварталы и т.п.

В нашем городе много предприятий. Семь из них наиболее сильно загрязняют воздух. Правильно ли они размещены? Это мы и выясним на уроке.

Для этого обследуем природную среду города, используя математические методы обработки наблюдений.

Математик: какие методы мы применим?

  • Графики годового хода t воздуха
  • Вычисление ср. год. t воздуха
  • Вычислим амплитуды t А=/ tmax- tmin/ - расстояние между двумя точками координатной оси
  • Столбчатые диаграммы
  • Круговые диаграммы
  • Графики преобладающего направления ветра (роза ветров)?

(Демонстрируются наглядные пособия)

Географ: После выполнения работы нужно ответить на вопросы:

  1. Какие ветры преобладают в разные сезоны года?
  2. Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города находятся?
  3. Какова ср. год. t воздуха в г. Томске? Как происходит самоочищение природной среды при такой t.
  4. В какой сезон года воздух города наиболее подвержен загрязнению? Как бы вы разместили предприятия, чтобы уменьшить их влияние на окружающую среду?

Дети получают задания. (см. приложение)

Математик:

I группа. "Обработка наблюдений за ветром".

(получают карточки - задания и листы для выполнения)

I I группа. "Контроль за выбросами предприятий".

(получают карточки - задания и листы для выполнения)

I I I группа. "Наблюдения за температурой".

Затем все результаты работы вывешивают на доску.

А теперь ответим на вопросы:

  1. Какие ветры преобладают в разные сезоны года?
  2. Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города находятся? Каков суммарный выброс предприятий и какое количество выбросов в день?
  3. Какова ср. год. t в г.Томске? Как происходит самоочищение природной среды при такой t?
  4. В какой сезон года воздух города наиболее загрязнён?
  5. Как бы вы разместили предприятия, чтобы уменьшить их влияние на атмосферу города?

Сделайте вывод из всего сказанного.

(Ожидаемый ответ: Прежде чем что-то сделать - подумай, исследуй, проверь, посчитай.)

И в этом помогут вам знания математические и географические.

Правильным размещением предприятий мы, можем быть, и решим частично, конечно, проблему загрязнения воздуха в городе, но решим ли мы этим проблему загрязнения атмосферы в целом?

(НЕТ)

Так как атмосфера - самая подвижная, самая неделимая оболочка Земли, её движение не подчиняется государственным границам, не признаёт их. Всю атмосферу не пропустишь через фильтр, всё человечество в противогазы не оденешь, не отгородишь воздушное пространство одного города от другого.

Борьба за чистый воздух должна включать в себя целый комплекс мероприятий. Каких?

(ответы детей)

Дамашнее задание: Нарисовать в тетради план города, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятий, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятия, жилые кварталы и зоны отдыха. С.СЗ.Ю.ЮЗ

Викторина:

  1. Что означают эти числа?
  2. 3000 м     760 мм. рт. ст.

    6¦ С     740 мм. рт. ст.

    1 мм. рт. ст.     А>> 0¦ С

  3. Ребусы.
  4. Загаданы слова:

    "влажность"

    "воздух"

    "туман"

  5. Ответьте быстро:
  6. А) Флюгер - это не птица, а ...

    Б) Гигрометр - это не человек, а ...

    В) Тропосфера - это не прибор, а ...

    Г) Прибор для измерения t?

    Д) Сезон года, когда ветер дует с моря на сушу?

    Е) Какова амплитуда, если             июнь +22¦ С

                                                             Январь -15¦ С (37¦ С)

    Ж) Что такое относительная влажность воздуха?

    З) Осадки - что это такое?

    И) Ветер, меняющий направление два раза в сутки?

  7. Пользуясь политической картой полушарий атласа определить государства, моря или острова, на территорий которых находятся точки с координатами. Сложение первых букв названия даст слово.

10¦ ю.ш., 75¦ з.д. Перу

20¦ ю.ш.,57¦ в.д. Оман

70¦ ю.ш.,40¦ з.д. Гренландия

55¦ ю.ш.,150¦ в.д. Охотское море

12¦ ю.ш.,43¦ в.д. Джибути

40¦ ю.ш.,65¦ з.д. Аргентина

Ответ на вопрос - "Погода" - тема нашего следующего урока.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

 

  
Наверх страницы