В начало   |   Введение   |   Тема 1   |   Тема 2   |   Тема 3   |   Тема 4   |   Тема 5   |   Тема 6   |   Тема 7
 
  

Тема 3. Тропические пустыни Африки. Сахара

Тип урока: интегрированный (география + физика); по географии - изучение нового материала; по физике - повторение изученного и пропедевтика.

Цели урока:

  1. познакомиться с природными условиями пустыни;

  2. как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания физики.

  3. воспитать убежденность в необходимости охраны природного комплекса пустынь.

Оборудование: картины пустынь разного типа, форм рельефа, оазисов и т.п., два видеофрагмента: 1) о жизни в Сахаре и 2) о неживой природе Сахары; ребусы, карточки с новыми понятиями, физическая карта Африки, карты, атласы, весы, набор гирь песок.

Эпиграф к уроку:

Нет ничего позорнее для
натуралиста, чем мнение, что
что-то может произойти на
Земле без причины.
Цицерон

Ход урока:

Урок начинается с организационного момента (дети готовят атласы страница 14 - 15, тетради).

Географ: Сегодня мы продолжаем изучать природные зоны Африки. Какие природные зоны нами уже изучены? (Дети, отвечая, показывают на карте). Чем дальше от экватора, тем суше климат. Зона влажных экваториальных лесов сменяется саванной, а саванна, в свою очередь тропическими пустынями? Что такое пустыня? Что возникает перед глазами? (Дети отвечают и вместе с учителем приходят к выводу, что пустыня - это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или почти полным отсутствием атмосферных осадков, из-за чего население нуждается в воде, а биологическая жизнь угнетена).

Какие пустыни мы видим на территории Африки (работа по карте, дети называют и показывают).

Названия пустынь на языке африканцев отражают особенности местности. Послушаем сообщение.

(Справка о топонимах)

Сообщение ученика: Во всех переводах особенности местности отражены одним, двумя словами.

Пустыня Намиб - "Намиб" означает "щит";

Калахари - "Страна жажды";

Сахара - "ас-сахра" - пустынная степь либо перевод слова "рыжеватая", "красная".

 

Географ: Почему Намиб - щит? (так как каменистая поверхность, труднопроходимая и т.п.). Почему Калахари - страна жажды? (нет воды). То есть в любом случае это безводная, сухая, жаркая территория. Какая из пустынь самая большая? (Сахара). Часто Сахару называют "великой" в связи с её размерами и историческим прошлым. Сахара олицетворяет собой все пустыни мира, поэтому главным образом о ней пойдет речь на уроке.

Наши задачи (на доске): познакомиться с природными условиями пустыни и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания физики.

Эпиграф к нашему уроку не зря таков: "Нет ничего позорнее для натуралиста, чем мнение, что что-то может произойти на Земле без причины" (Цицерон).

Результатом нашего урока будет таблица, которую мы по ходу занятия заполним.

Рельеф поверхности

Климат

Воды

Почвы

Растительность

Животный мир

           

Итак, рельеф. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Обратите внимание на формы поверхности Сахары.

(Далее следует беседа по видеофрагменту).

Согласно общепринятым представлениям Сахара - это песчаное море, как видно в первых кадрах. Человек испытывает чувство восторга при виде этих золотых постоянно движущихся волн песка. Но, однако, пустыня - не только песок. Какие типы пустыни вы увидели ещё? (каменистые, щебнистые, галечные, солончаковые и т.д.)

Как называются песчаные пустыни? (Эрги - на доске вывешена табличка с новым термином и дети записывают его в тетрадь).

Какую площадь они занимают? (30% площади).

Физик: (о барханах) как же образуются волны песка?

1. Эрги

Давайте посмотрим, ребята, как образуются эрги, для этого посмотрим, по какой траектории движется песок? Правильно, траекторией движения песка является волнообразная линия. Давайте зарисуем и разберемся, почему песок располагается волнообразно?

Вы знаете, что в Сахаре очень большая температура и дуют ветры. Это и является причиной образования эргов. Все дело в том, что воздух у поверхности земли нагревается сильнее, чем в верхних слоях атмосферы, следовательно, траектория движения ветра в верхних слоях будет прямая линия, а вдоль поверхности земли вихревое течение воздуха и в местах образования вихрей понижается воздушное давление, в результате этого песок возвышается горбом. И таким образом образуются песчаные волны пустыни.

Географ:

  1. Большая часть поверхности занята пустынями какого типа? (песчано-галечными и каменистыми).
  2. Какую площадь они занимают? Как называются? (Гамады - каменистые и реги - песчано-галечные. На доске - табличка с новыми терминами, и дети также фиксируют их в тетрадях).

Гамады - это самые бесплодные пустыни. Те формы, которые вы видите на фотографии созданы водой и ветром и похожи на тела огромных чудовищ, встающих из под земли.

Физик: (о стонущих камнях).

2. Стонущие камни

Как вы уже знаете, не вся часть пустыни покрыта песком, а большая её часть покрыта камнями. И про камни пустынь очень много сложено легенд. Каменистые фигуры, созданные старанием ветра, по ночам издают различные звуки, пугая тем самым суеверных людей, для которых эти звуки были ни чем иным, как кознями дьявола. Этим явлением заинтересовались французские ученые, они хотели узнать, почему каменные фигуры издают звуки только по ночам. Они установили, что каменные фигуры сложены из очень пористого камня. Ребята, что такое пористый камень? Правильно, это камень, который имеет отверстия - поры. Показать пористый камень. Ребята, а камень у нас это какое тело - твердое, жидкое или газообразное? Твердое тело, давайте посмотрим, что происходит с твердым телом при нагревании.

Опыт: шар с кольцом, пока шар нагревается, вспоминаем, из чего состоят тела? Из молекул. Почему молекулы у нас не слипаются? Между ними есть расстояние, то есть силы притяжения и отталкивания. Итак, шар нагрелся и застрял в кольце, почему? Так как расстояние между молекулами увеличилось, а следовательно и наш шар увеличился в объеме, тоже самое происходит и с пористыми камнями из которых сложены фигуры. Температура днем в Сахаре очень высокая и каменистые фигуры нагреваются, а значит, увеличиваются в объеме, но так как в них есть отверстия, то эти отверстия тоже увеличиваются в размере и воздух проходит в камень через них без задержки, поэтому днем каменные фигуры молчат. К вечеру же температура понижается, поверхность камня охлаждается быстрее и поры сужаются, затем постепенно остывает весь камень, его объем уменьшается и воздух выходит через суженые поры со звуком, который и напоминает стон.

Географ: Как мы уже сказали, широкое распространение имеют реги - песчано- галечные пустыни. Поверхность регов ровная, как стол, плоская и однообразная, покрыта галькой. Похожа на мостовую. Откуда же здесь галька? Ведь она образуется с помощью воды. Почему на территории, где нет рек, образовалась галька? (Потому, что в Сахаре когда-то текли полноводные реки, климат был влажным).

Верно, но все меняется, там, где текли реки, остался только "огромный высохший скелет" - сухие русла рек, которые здесь называют вади (табличка с новыми терминами - на доску, а дети записывают в тетрадь в графу "рельеф"). Знакомство с рельефом было бы не полным, если бы мы не отметили более мелкие формы. (По фотографиям, иллюстрациям). Грибовидные и столообразные скалы, чаши, кольца, шары. Почему они образуются? (Земная кора сложена разными по твердости горными породами, одни разрушаются быстро, другие медленно). Таким образом, рельеф Сахары очень разнообразен. Скажите, а что является "дирижером" всех сил, участвующих в создании такого огромного разнообразия форм?

(Климат)

Работаем с климатической картой Африки (стр.15). Выпишете в тетрадь (вопросы предварительно написаны на доске):

  1. Каковы средние температуры января и июля?
  2. Абсолютные максимальная и минимальная температуры?
  3. Годовое количество осадков (1-2 минуты).

После - беседа:

Почему такие высокие температуры воздуха и малое количество осадков? (Дети вспоминают вопросы циркуляции атмосферы, распределения давления и так далее, отвечают).

Вот каковы ощущения человека, очутившегося в Сахаре:

"Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимающееся Солнце раскаляет все вокруг. Воздух такой, что кажется вырвавшимся из печи. До песка и камней едва можно дотронуться и даже небо блекнет от жары. Таков сахарский день, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно, но этой, казалось, всюду раскаленной земле человек страдает не только от жары, но и от холода. Нестерпимый зной сменяется здесь пронизывающей ночной прохладой. Суточное колебание температуры достигает 30 градусов С и более".

Почему такая большая амплитуда?

Физик: Климат.

Ребята, посмотрите какая большая амплитуда колебаний температуры в Сахаре. Давайте разберемся, с чем это связано. Скажите, много осадков выпадает в Сахаре? Очень мало, а вообще вода есть в Сахаре? Практически нет. А что преобладает в Сахаре? Пески и камни. В этом все и дело. Скажите, песок может сохранять тепло? Нет, например: в жаркий день на пляже мы не можем идти босиком по песку, так как он очень горячий, но если мы вечером придем на тот же пляж, то увидим, что песок очень холодный. Следовательно, песок не удерживает тепло, а сразу это тепло отдает в атмосферу. А какое же вещество сохраняет тепло? Правильно, вода, но так как в Сахаре очень мало влаги, то сохранять тепло нечему, поэтому и наблюдается большая амплитуда колебаний температуры.

А сейчас, ребята, я вам также предлагаю сравнить опытным путем плотности воды и песка.

Лабораторная работа:

Цель работы: Сравнить опытным путем плотности воды и песка.

Приборы и материалы: весы, набор гирь, песок.

Плотность воды (Рв) = 1000 кг/м3

Объем песка (Vп) = 11 см3

Плотность песка, кг/м3

Плотность песка, гр

Объем песка, см3

1119

123,26

11

pпеска=mпеска/Vпеска=12326/11=1119 кг/м3

Вывод: плотность песка больше плотности воды.

Географ: Характеристика климата не будет полной, если не упомянуть о ветре - этом великом и властном хозяине пустыни. Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить "страшную песню песков". Горе каравану, застигнутому таким ветром в пустыне. Караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.

Физик: Песчаные бури.

Песчаные бури (самумы) - с давних пор овеяны мрачной известностью. Так русский путешественник прошлого века А.Е.Елисеев описывает бурю в Африке:

"Задыхались люди и животные. Не хватало самого воздуха, который словно поднялся вверх и улетел. Сердце страшно стучало, голова болела немилосердно, рот и глотка высохли, и мне казалось, что еще час - и смерть от удушья песком неизбежна". Как вы поняли, ребята, песчаная буря это мелкая песчаная пыль, которая проникает всюду. Что же порождает эти ужасные песчаные бури? Одна из причин этого в том, что в жаркое время года атмосферное давление начинает понижаться, то есть:

Раскаленные пески сильно нагревают воздух у поверхности земли, и этот воздух поднимается вверх, а на его место устремляются потоки холодного воздуха с сильными порывами ветра, так и образуются песчаные бури.

 

Географ: До сих пор мы рассматривали неживую природу и явления в ней, а теперь давайте посмотрим видеофрагмент о жизни в Сахаре. Обратите внимание на то, как живые организмы и человек приспособились к суровым условиям пустыни.

Видеофрагмент N 2. Затем следует беседа по видеофрагменту.

Сахара не самое удобное место на Земле для жилья. Однако жизнь существует там, где есть вода.

  1. Где есть вода?
  2. Какую воду использует жители?
  3. Как называются уголки жизни в пустыне?
  4. Какие животные обитают?
  5. Как они приспособились к условиям пустыни? (Дети рассказывают о верблюде, грызунах, жуках-скарабеях, скорпионах, маленькой пустынной лисичке, страусах и других).
  6. А какие растения? Как они приспособились? (Рассказывают о верблюжьей колючке, леканоре и других. Далее идет сообщение о финиковой пальме).

Сообщение ученика:

Трудно перечислить, что значит финиковая пальма для жителей пустыни - и тень, и пища, и строительный материал, ведь каждая дверь, каждый столб в хижинах из её древесины. Листьями пальмы покрыты жилища, из их волокон плетут циновки и вьют веревки. Сказать проще, финиковая пальма обеспечивает жизнь.

Еще бы, это стройное и мощное дерево высотой 20-30 метров с кроной из перистых листьев дает тень! И именно в её тени возможно земледелие: сначала низкорослые персиковые деревья, под ними овощи и так далее. Но главное богатство пальмы, конечно, финики. Пальма начинает плодоносить через 4-5 лет, к 11 годам дает уже более 40 кг. фиников и продолжает плодоносить в течение 100 лет. По закону оазисов урожай фиников начинают собирать одновременно в один день, срезают тяжелые янтарные гроздья и подвешивают под потолком, где они могут храниться годами. Финики можно назвать "хлебом пустыни", их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными. Туареги считают, что счастлив тот муж, которого жена в течение месяца кормит блюдами из фиников, и ему это не надоедает, так как кушанья не повторяются. Животные тоже охотно едят финики. Размолотыми косточками плодов кормят скот. Финиковыми дровами согреваются ночью. В некоторых отдаленных районах финики до сих пор заменяют деньги, во многих родах ласковым словом "Финик" называют любимых девушек, и, наконец, рыбу в оазисах иногда ловят тоже... на финики. Словом, не даром местные жители превозносят финиковую пальму в своих стихах и песнях.

Географ:

  1. Кто они, эти местные жители?
  2. Как называется этот народ? (кочевники-туареги).
  3. Туарегов, вечно кочующих по самым отдаленным и необитаемым районам Сахары, называют "синими призраками". Почему? (Из-за своеобразной одежды - синее покрывало, закрывающее лицо от ветра и обжигающего солнца).

Это покрывало юноша получает на семейном празднике, когда ему исполняется 18 лет. С этого момента он становится мужчиной и никогда в жизни, ни днем, ни ночью не снимает покрывало со своего лица и будет лишь чуточку отодвигать его ото рта во время еды.

Среди этих желтых ландшафтов радует каждая встреча с человеком. И все-таки человек в Сахаре предпочитает оазисы.

Физик: о миражах.

Иногда перед путником пустыни возникают огромные оазисы, которые внезапно исчезают. Как вы думаете, что такое мираж? Правильно, мираж - это оптический обман или обман зрения. Давайте разберем, как возникает мираж. Вы знаете, что нижние слои атмосферы, прилегающие к раскаленному песку, имеют меньшую плотность, чем воздух в верхних слоях, то есть: pнв< pхв, за счет этого нагретый слой воздуха приобретает зеркальные свойства и отражает солнечные лучи. Рассмотрим этот процесс.

В оптике существуют законы отражения и преломления. Угол падения равен углу отражения. Луч, идущий от солнца попадает на пальму под каким-то углом и отражается от неё под тем же самым углом. Затем доходит до границы холодного и нагретого воздуха и здесь опять закон оптики, луч из более холодной среды в более нагретую преломляется под большим углом (угол 1 и 2) и наоборот, луч, идущий из более нагретой среды в более холодную преломляется под меньшим углом (угол 3 и 4), тем самым попадает в глаз наблюдателя, и опять отражается от глаза под тем же самым углом, и наблюдатель видит перед собой в пустыне прекрасный оазис!

 

Географ: Итак, мы рассмотрели с вами ПК пустыни. Каждый ПК уникален, его нужно сохранить. Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на такой факт: Плато Тассили (демонстрируется фотография), находящееся в центральной Сахаре, - один из древних центров обитания человека в Сахаре. Здесь сохранилась наскальная живопись: сцены охоты, танцев, сражений, выпаса быков. "Картинная галерея" Сахары позволила проследить, как изменились условия жизни человека в этом районе, заставила задуматься над возможным происхождением пустыни. Пустыня растет со скоростью 10 км в год, она продвигается на юг.

В чем причина? Только ли в изменении климата? Каковы меры борьбы с опустыниванием? Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти? Только общими усилиями, усилиями всех государств мы сможем сохранить и сберечь нашу замечательную планету.

Физик: Подведем итоги.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали? (Ответы детей).

Нам хотелось, чтобы вы поняли, что ничего в природе не происходит без причины.

Географ: В заключение урока поиграем (соревнование между рядами - командами по пройденному материалу. За правильный ответ команде - жетон). Чья команда наберет большее количество жетонов, та и будет победителем.

Вопросы командам

  1. Как называются сухие русла рек в Сахаре?
  2. Горячие ветры Сахары?
  3. Как называются каменистые пустыни?
  4. Самая высокая температура воздуха?
  5. Это арабское слово обозначает однообразную коричневую пустынную равнину.
  6. Закончите предложение: "В Сахаре ветер встает и ложится вместе с ......чем?"
  7. Жители пустыни говорят: "Солнце в нашей стране заставляет кричать даже ..... что?"
  8. Кого называют "синими призраками", вечно кочующими по районам Сахары?
  9. Что называют "хлебом пустыни"?
  10. Каково движение воздуха при образовании барханов?
  11. Какая пустыня в переводе с африканского языка означает "щит"?
  12. Какие последствия имеют вырубка лесов и выпас скота в саванне? Как называется это явление?
  13. Почему животные пустыни имеют желтовато-палевую окраску?
  14. Почему в Сахаре большие амплитуды температуры?

Найди ошибку:

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км2. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от личных бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные шимпанзе, страусы и гиены.

Ребусы:

Загаданы слова:

Калахари, Намиб, пустыня, Сахара, бархан.

После - подведение итогов, выставление оценок, тетради собираются выборочно.

Домашнее задание: написать сочинение "3 дня в Сахаре" с описанием физических явлений.

  
Наверх страницы