В начало   |   Введение   |   Объяснительная записка   |   Тематическое планирование   |   Заключение   |   Литература
Приложение 1   |   Приложение 2   |   Приложение 3   |   Приложение 4   |   Приложение 5   |   Приложение 6
 
  

Приложение 6. Организация самостоятельной работы по изучению проблем транспортного обслуживания населения своего микрорайона

Хотелось бы поделиться опытом организации самостоятельной работы учащихся по изучению проблем транспортного обслуживания населения своего микрорайона. Выбор данной темы продиктован главным образом тем, что в современных условиях возрастает роль транспортного обслуживания населения крупного города. От транспорта зависит не только темп жизни населения города, но и во многом экологическое состояние, так как транспортные средства оказывают все большее влияние на окружающую среду.

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению транспортных проблем своего микрорайона состоит из трех этапов: подготовительного, исследовательского и заключительного. На первом этапе исследования необходимо обсудить вместе с учащимися, какие транспортные проблемы являются наиболее актуальными и реально значимыми для самих учащихся, так и для жителей микрорайона. На этом же этапе формулируются цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучение проблем транспортного обслуживания жителей микрорайона и принятие конкретных решений для их улучшения. Для исследования были выбраны следующие три задачи:

  1. Определить, как безопаснее, быстрее и дешевле добраться от дома до школы и обратно.

  2. Определить качество дорог микрорайона и связь с другими районами города пассажирским транспортом.

  3. Определить влияние транспортных средств на окружающую среду микрорайона.

Для проведения данного исследования учащиеся должны владеть следующими методами: анкетирования, интервьюирования, наблюдения, изучения документальных материалов и т.д. Так как учащиеся владеют не всеми этими методами исследования, желательно специально выделить время на их обучение. После знакомства учащихся с методами исследования создаются группы во главе с бригадиром по изучению выбранных проблем. На выполнение задания учащимся дается две недели.

На втором этапе группы самостоятельно приступают к работе и занимаются каждая своей проблемой.

Первая группа занимается проблемой, как безопаснее, быстрее и дешевле добраться от дома до школы и обратно. Члены группы составляют список учащихся, живущих далеко от школы, изучив классный журнал. С помощью анкетирования выясняют место жительства учащихся; каким видом транспорта пользуются; сколько времени тратят на дорогу; какое количество учащихся ездит в школу на личном транспорте родителей. Место жительства и маршруты движения (с пересадками) наносят на картосхему города. Учащиеся также выясняют, какие неудобства они испытывают по пути к школе (пересадки, долгое ожидание транспорта и т.д.).

Вторая группа занимается проблемой качества дорог микрорайона и связи микрорайона с другими районами города пассажирским транспортом. Проблема эта очень актуальна для нашего города. Для изучения учащиеся пользуются методами наблюдения, опроса жителей микрорайона и водителей общественного транспорта. Изучают картосхему маршрутов движения пассажирского транспорта по городу. Составляют картосхему микрорайона с указанием всех улиц, по которым проложены маршруты общественного транспорта. На картосхеме также указывают участки, где имеются ямы, рытвины или другие препятствия для транспортного движения. Выясняют, везде ли в положенных местах имеются разъяснительные знаки. Учащиеся также проводят интервьюирование водителей общественного транспорта и жителей микрорайона о качестве дорог. В анкеты включались также вопросы:

  1. Довольны ли вы состоянием микрорайона?
  2. Какие препятствия имеются на дорогах по маршруту?
  3. Что вы предложите для улучшения состояния дорог?

Для выяснения связи микрорайона с другими районами города в анкеты для опроса жителей микрорайона включались такие вопросы:

  1. Какие участки города вы посещаете чаще всего?
  2. Каким видом транспорта вы пользуетесь чаще всего?
  3. Есть ли места в городе, до которых вам трудно добраться?

Третья группа занимается проблемой влияния транспортных средств на окружающую среду. Это одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день не только у нас в городе, но и во всех крупных городах с интенсивным движением транспорта. Для выполнения задания учащиеся в первую очередь определяют интенсивность транспортного движения на дорогах микрорайона (единицы автомобиля за один час). Чем больше интенсивность движения, тем больше загрязненность атмосферного воздуха выбросами автомашин. Основные проблемы влияния транспорта на окружающую среду - это загазованность атмосферного воздуха и транспортный шум.

Учащиеся выясняют мнение жителей микрорайона об этих проблемах, место, которое они занимают среди других экологических проблем города, влияние, оказываемое на состояние здоровья населения. Проблему влияния транспорта на окружающую среду учащиеся связывают с жилищной проблемой микрорайона, которую они изучили ранее. Сравнивают данные о выборе районов проживания в городе и выясняют, нет ли среди факторов, влияющих на выбор места жительства, таких факторов, как транспортный шум и загазованность улиц.

Учащиеся также определяют расположение зданий по отношению к главным улицам и интенсивным движением транспорта, наличие зеленых насаждений.

В конце исследования группы систематизируют и обобщают полученные данные, составляют подробный отчет о проделанной работе. В отчет включают картосхемы микрорайона с указанием маршрутов движения пассажирского транспорта. Составляют диаграммы, таблицы и т.д.

Третий, заключительный этап проводится в форме конференции, на которую приглашаются руководители школы, представители власти, занимающиеся этими проблемами (представитель городского транспортного управления и др.), учителя других предметов и учащиеся других классов.

На конференции по своей проблеме выступают представители рабочих групп, подробно рассказывая о проделанной работе. Затем все вместе обсуждают эти проблемы, определяя, какие из них требуют дальнейшей проработки, какие нужно и можно решить сегодня.

 

  
Наверх страницы