Приложение 1 | Приложение 2 | Приложение 3 | Приложение 4 | Приложение 5 | Приложение 6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема курса |
N урока |
Содержание учебного материала |
Учащиеся должны знать |
Учащиеся должны уметь |
Введение | 1 |
ХХ век - век урбанизации. Томск - крупный центр Западной Сибири. | Общее представление о содержании курса. Знать общую схему, определения понятий: Повышение роли городов в жизни общества. Геоурбанистика. Микрогеография городов. Томск - крупный административный, промышленный, культурный и научный центр Сибири. | Формулировать определения, изложенные на уроке. Определять роль географического фактора в жизни города. |
Тема 1. Географическое положение города
|
2-3 |
Географическое
положение города. Влияние географического
положения на историю развития города. Практическая работа N 1 "Определение географического положения города". |
Особенности
географического положения города. Влияние
географического положения на историю развития.
Современное положение Томска на физической и
политической картах мира, страны, области. Свой
район на карте города. Площадь города и своего
района. Расстояния.
|
Характеризовать особенности географического положения Томска. Определять расстояния по карте. Делать выводы о влиянии географического положения на природу и хозяйство. |
Тема 2. История возникновения Томска и история географического изучения. |
4 |
Этапы развития города. Первые поселения. Исторические районы. Воскресенская гора. Пески и Заозерье. | Знать первые поселения, историю возникновения города. Народы. Исторические районы: Воскресенская гора, Пески и Заозерье. Историю их возникновения. | Уметь показывать по карте районы и давать характеристику их историческому прошлому. |
5 |
Исторические районы: Кирпичи, Болота, Каштак, Уржатка. | Историю
возникновения данных районов.
|
Характеризовать положение этих районов по карте. Уметь излагать историю их возникновения. | |
6 |
Верхняя и Нижняя Елань. Заистьчье. | Историю возникновения данных районов. | Характеризовать положение этих районов по карте. Уметь излагать историю их возникновения. | |
7
|
Источники
географической и исторической информации о
Томске.
|
Источники исторических, краеведческих знаний о городе. Карты, схемы, справочники. Научно-популярная литература. Путеводители. Карты своего района. Знать известных исследователей города и его окрестностей. | Уметь читать карты и схемы города. | |
Тема 3. Природные особенности города.
|
8 |
Геологическая история Томска. | Геологические и географические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. Геологические памятники. | Воспроизводить геологические события, происходившие на территории города. |
9 |
Геологическое
строение. Полезные ископаемые. Практическая работа N 2 "Обозначение местонахождений полезных ископаемых на карте". |
Основные черты строения территории и размещения полезных ископаемых. | Объяснять размещение основных местонахождений полезных ископаемых. | |
10 |
Рельеф Томска. Практическая работа N 3 "Обозначение особенностей рельефа на картосхеме". |
Основные черты рельефа территории: пологоволнистая равнина, долина Томи, система долин притоков (Ушайки, Большой и Малой Киргизки, Басандайки). Пойма и террасы. Высотные отметки над уровнем моря. Современные рельефообразующие процессы: оврагообразование, оползни. Из-менение в топографии местности. Геоморфические памятники. Рельеф своего района. Знать экологические проблемы, связанные с преобразованием рельефа города. | Обозначать на картосхеме черты рельефа Томска. Давать краткую характеристику рельефа и современных рельефообразующих процессов. | |
11 |
Гидрогеологические условия и подземные воды Томска. | Особенности гидрогеологических условий. Основные горизонты подземных вод. Современное состояние водозаборов. Проблема питьевой воды в Томске. Родники, их экологическое состояние. | Выявлять проблемы водоснабжения. Характеризовать современное состояние подземных вод. | |
12 |
Реки Томска. | Реки прошлого и настоящего. Режим реки Томь и притоков. Источники питания рек. Экологическое состояние рек Томска. Пути решения проблемы. | Давать характеристику рекам города и оценку их хозяйственного использования. Знать местонахождение водных объектов города и уметь показать их на карте. | |
13 |
Озера в городе и его окрестностях. | Происхождение, питание озер, режим. Озера - памятник природы. Проблемы охраны. Современное состояние. | Местонахождение озер в городе и окрестностях, уметь показать их на карте. Формулировать экологические проблемы озер города. | |
14 |
Климат. Практическая работа N 4. "Обработка наблюдений за климатом в разные сезоны года". |
Высота солнца над горизонтом на широте города по сезонам года. Микроклиматические особенности города. Климатические характеристики сезонов. Температурный режим, осадки, направление ветра и другие атмосферные явления. | Иметь практические навыки обработки наблюдений за климатическими характеристиками, уметь анализировать изменения. | |
15 |
Влияние климата на экологическую ситуацию в городе. | Прогноз изменений климатических условий города. Отрицательное влияние климата на экологическую ситуацию в городе. Микроклимат своего района. | ||
16 |
Почвы в пределах города и своего района. | Основные типы почв города, его окрестностей, своего района. Антропогенное изменение почв. Замена почв культурным слоем. Загрязнение почв. | Определять
основные типы почв, анализировать и объяснять
размещение.
|
|
17 |
Растения в пределах города. | Основные виды растений города и его окрестностей. Благоприятное влияние древесной растительности на микроклимат города, района. Парки, скверы. Ботанические памятники природы: Университетская роща, Ботанический сад, Михайловская роща, Лагерный сад. Современное состояние. Экологические проблемы. | Определять
основные виды растений города. Формулировать
проблемы охраны зеленых зон города.
|
|
18 |
Животный мир города и района. | Видовое разнообразие животного мира. Влияние городской застройки на животный мир. | Давать характеристику животного мира города. | |
Тема 4. Социально-экономическая характеристика города. |
19 |
Характер застройки города. | Размещение жилых
кварталов и предприятий. Наползание города на
природные ландшафты. Увеличивающееся давление
на природную среду, ухудшающее качество жизни.
|
Ориентироваться по картосхеме города. Уметь анализировать ситуацию и делать выводы. |
20 |
Население Томска. | История заселения города. Численность населения. Особенности национального состава. Быт, обычаи, религиозные традиции народов. | ||
21 |
Профессии, преобладающие в современном хозяйстве города. | Рейтинг профессий в городе. С чем связана такая профессиональ-ная подготовка кадров. Учебные заведения города. | ||
22 |
Крупные предприятия Томска. | Размещение крупных предприятий, их продукция. Влияние предприятий на окружающую среду. Проблемы экологии. | Уметь давать характеристику крупным предприятиям Томска. Вычленять проблемы экологического характера и пути их решения. Анализировать современное состояние их работы. | |
|
23 |
Жилые кварталы и микрорайоны. Улицы и площади. | Размещение жилых кварталов и микрорайонов, улиц и площадей города. Зоны одноэтажной застройки и многоэтажные жилые массивы. | Ориентироваться по картосхеме города. |
24 |
Топонимический словарь города. | Географические названия в городе. Происхождение наименований. | Объяснять географические названия отдельных объектов. | |
25 |
Транспорт. | Виды пассажирского транспорта. Основные маршруты. Загруженность автотранспортом улиц. Шумовое загрязнение в городе и своем районе | Наносить на картосхему основные маршруты транспорта. Анализировать экологическую ситуацию, связанную с насыщенностью улиц транспортом. | |
26 |
Экологические проблемы в городе. | Основные источники загрязнения: промышленные предприятия, автотранспорт, коммунальное хозяйство, неорганизованные свалки. Выбросы ГРЭС-2. Проблемы переработки мусора. Городские свалки. |
|
|
27 |
Объекты здравоохра-нения, образования и культуры на карте города | Размещение объектов в городе. Анализ размещения. | Ориентироваться по картам города. | |
28 |
Парки и скверы. | Места отдыха томичей. Любимые зеленые уголки города. Размещение. Влияние на экологическую обстановку. | ||
29 |
Связи Томска с городами России и зарубежными странами. Перспективы развития города. | Культурные, научные, промышленные связи города. Значение для функционирования всех хозяйственных систем города. Ответственность горожан, живущих в городе, за состояние окружающей среды. | Анализировать сведения из периодической печати. | |
30 - 34 |
Практические работы на местности. | Природные комплексы города, своего района. Взаимосвязи, существующие в ПК, социальные проблемы города. | Описывать ПК, выявлять взаимосвязи между компонентами ПК, выявлять изменения в компонентах ПК, связанных с деятельностью человека, вычленять проблемы своего города, района. |