В начало   |   Введение   |   Объяснительная записка   |   Тематическое планирование   |   Заключение   |   Литература
Приложение 1   |   Приложение 2   |   Приложение 3   |   Приложение 4   |   Приложение 5   |   Приложение 6
 
  

Тематическое планирование курса

 

Тема курса

 

N урока

Содержание учебного материала

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Введение

1

ХХ век - век урбанизации. Томск - крупный центр Западной Сибири. Общее представление о содержании курса. Знать общую схему, определения понятий: Повышение роли городов в жизни общества. Геоурбанистика. Микрогеография городов. Томск - крупный административный, промышленный, культурный и научный центр Сибири. Формулировать определения, изложенные на уроке. Определять роль географического фактора в жизни города.
Тема 1.

Географическое положение города

 

 

2-3

Географическое положение города. Влияние географического положения на историю развития города.

Практическая работа N 1 "Определение географического положения города".

Особенности географического положения города. Влияние географического положения на историю развития. Современное положение Томска на физической и политической картах мира, страны, области. Свой район на карте города. Площадь города и своего района. Расстояния.

 

Характеризовать особенности географического положения Томска. Определять расстояния по карте. Делать выводы о влиянии географического положения на природу и хозяйство.
Тема 2.

История возникновения Томска и история географического изучения.

4

Этапы развития города. Первые поселения. Исторические районы. Воскресенская гора. Пески и Заозерье. Знать первые поселения, историю возникновения города. Народы. Исторические районы: Воскресенская гора, Пески и Заозерье. Историю их возникновения. Уметь показывать по карте районы и давать характеристику их историческому прошлому.

5

Исторические районы: Кирпичи, Болота, Каштак, Уржатка. Историю возникновения данных районов.

 

Характеризовать положение этих районов по карте. Уметь излагать историю их возникновения.

6

Верхняя и Нижняя Елань. Заистьчье. Историю возникновения данных районов. Характеризовать положение этих районов по карте. Уметь излагать историю их возникновения.

 

7

 

Источники географической и исторической информации о Томске.

 

Источники исторических, краеведческих знаний о городе. Карты, схемы, справочники. Научно-популярная литература. Путеводители. Карты своего района. Знать известных исследователей города и его окрестностей. Уметь читать карты и схемы города.
Тема 3.

Природные особенности города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Геологическая история Томска. Геологические и географические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. Геологические памятники. Воспроизводить геологические события, происходившие на территории города.

9

Геологическое строение. Полезные ископаемые.

Практическая работа N 2 "Обозначение местонахождений полезных ископаемых на карте".

Основные черты строения территории и размещения полезных ископаемых. Объяснять размещение основных местонахождений полезных ископаемых.

10

Рельеф Томска.

Практическая работа N 3 "Обозначение особенностей рельефа на картосхеме".

Основные черты рельефа территории: пологоволнистая равнина, долина Томи, система долин притоков (Ушайки, Большой и Малой Киргизки, Басандайки). Пойма и террасы. Высотные отметки над уровнем моря. Современные рельефообразующие процессы: оврагообразование, оползни. Из-менение в топографии местности. Геоморфические памятники. Рельеф своего района. Знать экологические проблемы, связанные с преобразованием рельефа города. Обозначать на картосхеме черты рельефа Томска. Давать краткую характеристику рельефа и современных рельефообразующих процессов.

11

Гидрогеологические условия и подземные воды Томска. Особенности гидрогеологических условий. Основные горизонты подземных вод. Современное состояние водозаборов. Проблема питьевой воды в Томске. Родники, их экологическое состояние. Выявлять проблемы водоснабжения. Характеризовать современное состояние подземных вод.

12

Реки Томска. Реки прошлого и настоящего. Режим реки Томь и притоков. Источники питания рек. Экологическое состояние рек Томска. Пути решения проблемы. Давать характеристику рекам города и оценку их хозяйственного использования. Знать местонахождение водных объектов города и уметь показать их на карте.

13

Озера в городе и его окрестностях. Происхождение, питание озер, режим. Озера - памятник природы. Проблемы охраны. Современное состояние. Местонахождение озер в городе и окрестностях, уметь показать их на карте. Формулировать экологические проблемы озер города.

14

Климат.

Практическая работа N 4. "Обработка наблюдений за климатом в разные сезоны года".

Высота солнца над горизонтом на широте города по сезонам года. Микроклиматические особенности города. Климатические характеристики сезонов. Температурный режим, осадки, направление ветра и другие атмосферные явления. Иметь практические навыки обработки наблюдений за климатическими характеристиками, уметь анализировать изменения.

15

Влияние климата на экологическую ситуацию в городе. Прогноз изменений климатических условий города. Отрицательное влияние климата на экологическую ситуацию в городе. Микроклимат своего района.  

16

Почвы в пределах города и своего района. Основные типы почв города, его окрестностей, своего района. Антропогенное изменение почв. Замена почв культурным слоем. Загрязнение почв. Определять основные типы почв, анализировать и объяснять размещение.

 

17

Растения в пределах города. Основные виды растений города и его окрестностей. Благоприятное влияние древесной растительности на микроклимат города, района. Парки, скверы. Ботанические памятники природы: Университетская роща, Ботанический сад, Михайловская роща, Лагерный сад. Современное состояние. Экологические проблемы. Определять основные виды растений города. Формулировать проблемы охраны зеленых зон города.

 

18

Животный мир города и района. Видовое разнообразие животного мира. Влияние городской застройки на животный мир. Давать характеристику животного мира города.
 

Тема 4. Социально-экономическая характеристика города.

19

Характер застройки города. Размещение жилых кварталов и предприятий. Наползание города на природные ландшафты. Увеличивающееся давление на природную среду, ухудшающее качество жизни.

 

Ориентироваться по картосхеме города. Уметь анализировать ситуацию и делать выводы.

20

Население Томска. История заселения города. Численность населения. Особенности национального состава. Быт, обычаи, религиозные традиции народов.  

21

Профессии, преобладающие в современном хозяйстве города. Рейтинг профессий в городе. С чем связана такая профессиональ-ная подготовка кадров. Учебные заведения города.  

22

Крупные предприятия Томска. Размещение крупных предприятий, их продукция. Влияние предприятий на окружающую среду. Проблемы экологии. Уметь давать характеристику крупным предприятиям Томска. Вычленять проблемы экологического характера и пути их решения. Анализировать современное состояние их работы.
 

 

 

 

 

23

Жилые кварталы и микрорайоны. Улицы и площади. Размещение жилых кварталов и микрорайонов, улиц и площадей города. Зоны одноэтажной застройки и многоэтажные жилые массивы. Ориентироваться по картосхеме города.

24

Топонимический словарь города. Географические названия в городе. Происхождение наименований. Объяснять географические названия отдельных объектов.

25

Транспорт. Виды пассажирского транспорта. Основные маршруты. Загруженность автотранспортом улиц. Шумовое загрязнение в городе и своем районе Наносить на картосхему основные маршруты транспорта. Анализировать экологическую ситуацию, связанную с насыщенностью улиц транспортом.

26

Экологические проблемы в городе. Основные источники загрязнения: промышленные предприятия, автотранспорт, коммунальное хозяйство, неорганизованные свалки. Выбросы ГРЭС-2. Проблемы переработки мусора. Городские свалки.  

 

 

27

Объекты здравоохра-нения, образования и культуры на карте города Размещение объектов в городе. Анализ размещения. Ориентироваться по картам города.

28

Парки и скверы. Места отдыха томичей. Любимые зеленые уголки города. Размещение. Влияние на экологическую обстановку.  

29

Связи Томска с городами России и зарубежными странами. Перспективы развития города. Культурные, научные, промышленные связи города. Значение для функционирования всех хозяйственных систем города. Ответственность горожан, живущих в городе, за состояние окружающей среды. Анализировать сведения из периодической печати.

30 - 34

Практические работы на местности. Природные комплексы города, своего района. Взаимосвязи, существующие в ПК, социальные проблемы города. Описывать ПК, выявлять взаимосвязи между компонентами ПК, выявлять изменения в компонентах ПК, связанных с деятельностью человека, вычленять проблемы своего города, района.
  
Наверх страницы