В начало   |   Введение   |   Объяснительная записка   |   Тематическое планирование   |   Заключение   |   Литература
Приложение 1   |   Приложение 2   |   Приложение 3   |   Приложение 4   |   Приложение 5   |   Приложение 6
 
  

Объяснительная записка

Гуманизация географии как учебного предмета в средней школе требует разработки новых общегеографических, интегрированных курсов, главное внимание в которых должно быть уделено человеку, условиям его жизни, взаимодействию в системе "природа - население - хозяйство".

Построение школьных географических курсов для базовой школы по принципу "от общего к частному, от ознакомительного к более конструктивному", а также увеличение роли регионального компонента, учитывающего специфику местности, в которой проживают школьники позволили создать курс "География города Томска". Формирование представлений городских школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом и иных отношениях на локальном уровне (свой город, свой район) позволяет сделать процесс обучения географии более значимым для детей, повысить уровень общей культуры, расширить краеведческие знания о родном городе.

Изучение географии города, его социальной структуры, взаимодействия технологических систем с природной основой, изучение его микроклимата растительности и животного мира в городе - разделы экологического воспитания. В рамках школьного экологического мониторинга городской среды разрабатываемого в нашей школе этот курс является очень уместным. Здесь, рядом, вокруг школы, тоже природа, но особая - урбанизированная. Лабораторией для научного поиска становится окружающий школу ландшафт, квартал, район города и сам город с его окрестностями. Участвуя в намеченной работе, учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, развивают творческую самостоятельность.

Программа курса предполагает вариативность её применения, допускает корректировку содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний.

Изучение курса проводится в течение одного учебного года в VIII классе, если это факультатив. Общее количество часов - 34. (одно занятие в неделю). Если нет факультативных часов, то изучение курса наиболее приемлемо в течение IV четверти за счёт часов, отведенных в VI классе на раздел "Природа и население своей местности" (3 часа) и резервных часов (14 часов), а в VIII-IX классах за счёт резервных часов (13-16 часов) в разделе "География Томской области".

Формы и методы реализации программы самые разные. Это лекции, экскурсии, конференции, ролевые игры, викторины, практические работы. Организация самостоятельной исследовательской работы, как индивидуальной, так и групповой.

Выводы о причинах и следствиях различных социальных проблем, самостоятельно сделанные учащимися в ходе исследований на местности, кажутся для них наиболее убедительными. Это повысит познавательный интерес школьников, покажет им практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков.

Система творческих исследовательских задач заставит по новому оценить свой интеллектуальный потенциал и поможет начать в будущем решать проблемы своей среды обитания.

Основные цели курса:

  • Интересно и доступно дать конкретные знания о территориальных различиях города, о многообразии его природных, социальных особенностей.
  • Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города.
  • Продолжить развитие картографических умений, навыков ведения визуальных наблюдений, инструментальных наблюдений, умение обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания.
  • Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания.
  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края.
  
Наверх страницы