|
Объяснительная записка
Гуманизация географии как учебного
предмета в средней школе требует разработки
новых общегеографических, интегрированных
курсов, главное внимание в которых должно быть
уделено человеку, условиям его жизни,
взаимодействию в системе "природа - население -
хозяйство".
Построение школьных географических
курсов для базовой школы по принципу "от общего
к частному, от ознакомительного к более
конструктивному", а также увеличение роли
регионального компонента, учитывающего
специфику местности, в которой проживают
школьники позволили создать курс "География
города Томска". Формирование представлений
городских школьников о территориальном
разнообразии мира в природном, хозяйственном,
социальном, этническом и иных отношениях на
локальном уровне (свой город, свой район)
позволяет сделать процесс обучения географии
более значимым для детей, повысить уровень общей
культуры, расширить краеведческие знания о
родном городе.
Изучение географии города, его
социальной структуры, взаимодействия
технологических систем с природной основой,
изучение его микроклимата растительности и
животного мира в городе - разделы экологического
воспитания. В рамках школьного экологического
мониторинга городской среды разрабатываемого в
нашей школе этот курс является очень уместным.
Здесь, рядом, вокруг школы,
тоже природа, но особая - урбанизированная.
Лабораторией для научного поиска становится
окружающий школу ландшафт, квартал, район города
и сам город с его окрестностями. Участвуя в
намеченной работе, учащиеся получают целостное
представление о мире, убеждаются в необходимости
познания географических закономерностей,
развивают творческую самостоятельность.
Программа курса предполагает
вариативность её применения, допускает
корректировку содержания с учетом возрастных
особенностей школьников, имеющихся у них
теоретических знаний.
Изучение курса проводится в течение
одного учебного года в VIII
классе, если это факультатив. Общее количество
часов - 34. (одно занятие в неделю). Если нет
факультативных часов, то изучение курса наиболее
приемлемо в течение IV
четверти за счёт часов, отведенных в VI классе на раздел "Природа и
население своей местности" (3 часа) и резервных
часов (14 часов), а в VIII-IX
классах за счёт резервных часов (13-16 часов) в
разделе "География Томской области".
Формы и методы реализации программы
самые разные. Это лекции, экскурсии, конференции,
ролевые игры, викторины, практические работы.
Организация самостоятельной исследовательской
работы, как индивидуальной, так и групповой.
Выводы о причинах и следствиях
различных социальных проблем, самостоятельно
сделанные учащимися в ходе исследований на
местности, кажутся для них наиболее
убедительными. Это повысит познавательный
интерес школьников, покажет им практическую
значимость приобретенных знаний, умений и
навыков.
Система творческих исследовательских
задач заставит по новому оценить свой
интеллектуальный потенциал и поможет начать в
будущем решать проблемы своей среды обитания.
Основные цели
курса:
- Интересно и доступно дать конкретные знания о
территориальных различиях города, о
многообразии его природных, социальных
особенностей.
- Научить ориентироваться в городском
пространстве, понимать образно-знаковый язык
карт, схематических планов города.
- Продолжить развитие картографических умений,
навыков ведения визуальных наблюдений,
инструментальных наблюдений, умение
обрабатывать и анализировать результаты
наблюдений, пользоваться источниками
географического и краеведческого содержания.
- Способствовать воспитанию природо- и
культуроохранного, экологического сознания.
- Вовлечь учащихся в активную практическую
деятельность по изучению своего края.
|
|