В начало   |   Введение   |   Объяснительная записка   |   Тематическое планирование   |   Заключение   |   Литература
Приложение 1   |   Приложение 2   |   Приложение 3   |   Приложение 4   |   Приложение 5   |   Приложение 6
 
  

Приложение 4. Разработки уроков

   Hазад      Вперед   

Тема урока: Геологическая история территории нашего города
8 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: Выявить причины и характер изменений природных условий в геологическом прошлом Томска. Рассмотреть основные этапы развития территории. Помочь учащимся установить причинно - следственные связи в природе.

Оборудование: карта г.Томска, атласы Томской области, схема геологического летоисчисления.

Ход урока:

Урок начинается с постановки задач. План рассмотрения темы записывается в тетрадь.

Далее следует беседа на воспроизведение опорных знаний о геологическом летоисчислении. Знания о геологическом прошлом Земли накапливались постепенно. Исследовались окаменелые остатки растений и животных, определялся геологический возраст горных пород. Накапливаемые данные позволили выделить два этапа в жизни Земли.

- Какие это этапы? (планетарный и геологический)

- Какова продолжительность этих этапов? (Планетарный длиться ~ 2 млрд. лет, а геологический ~ 4.5 млрд. лет).

- Геологический этап подразделяют на эры. Какие?

Использую геохронологическую таблицу /дети отвечают/. Ожидаемый ответ:

 

 В эти эры, продолжает учитель, происходит возникновение гор и их разрушение. Образование впадин, заполняющихся водой, затем исчезающих, отступающих и т.д.

В геологической истории выделяют циклы ~ 170 млн. лет. Каждый из этих циклов начинался эпохами наступления суши. В соответствии с этим изменилась все компоненты природы: климат, состав атмосферы, растительность, животный мир, состав образующихся горных пород и полезных ископаемых. Чем же объясняется подобная цикличность? Какие биологические часы отбивают это время? Ученые еще не дали полного ответа на этот вопрос. Крупные циклы назвали галактическими годами. Предполагаются, что в течении этого цикла солнечная система вместе с землей совершает замкнутый путь - своеобразную галактическую орбиту. При прохождении ее меняются силы тяготения между космическими телами, что и отражается на движении литосферных плит. По ходу рассказа, учитель на доске, а дети в тетрадях рисуют опорную схему:

Территория Западной Сибири, Томской области и города Томска претерпевала, конечно, то же существенные изменения. Проходили десятки, сотни миллионов лет, одна геологическая эпоха сменялась другой, меняя облик территории.

О далеком прошлом той местности, где теперь мы живем, рассказывают немые свидетели давно прошедших времен: окаменелые останки животных и растений, отпечатки вымерших организмов, наконец, отложившиеся осадки древних людей и суши.

Как установлено учеными, большие пространства территории покрыты молодыми горными породами мезозойского и кайнозойского возраста, под которыми погребены более древние породы палеозоя. Молодые горные породы сверху рыхлые (пески, известняки), старые - кристаллические (базальты, граниты и т.п.).

Далее, по ходу объяснения, учитель на доске, а дети в тетрадях воспроизводят события прошедших эпох (схема -конспект).

Территория продолжает формироваться. Тектонические движения не затухают. В целом территория Томска опускается со скоростью 6-8 мм/год.

Землетрясения силой до 7 баллов были описаны в 1734, 1822, 1882, 1898, 1903, 1995 гг. (Сведения о геологических памятниках излагаются учащимся, получившим на прошлом занятии опережающее задание).

Сообщение ученика:

В пределах Томска и его окрестностей отмечено три наиболее значимых памятника такого рода. Это обнажения: Лагерный сад, Синий Утес и обнажения на реке Ушайки, по улице Обруб.

Наибольшей известностью пользуется Лагерно-садское обнажение, протяженность которого вдоль берега Томи 1.8 км. Здесь наблюдаются выходы глинистых сланцев и песчаников. Они содержат ископаемые останки животных, обитающие в теплых морях, палеозоя и остатки скелета мамонта со следами употребления в пищу этого животного первобытным человеком кайнозойского возраста. В настоящее время этот уникальный памятник природы находиться под угрозой исчезновения. Вырубка леса на склонах, прокладка дорог и строительство зданий на высоком берегу привели к тому, что склон стал оползать в реку.

Синий утес. Этот геологический памятник расположен на правом берегу реки Томи, недалеко от села Коларово, и протягивается на 1 км вдоль берега. Высота памятника около 80 м. Издалека темно-серые глинистые сланцы приобретают синеватый оттенок, отчего утес и получил такое название. Его окрестности очень красивы. Сосна, береза, осина, черемуха, рябина, множество цветов. Яркая окраска сменяет друг друга с ранней весны до поздней осени. В июне южные склоны покрываются сплошным ковром земляники.

Обнажения на реке Ушайке по улице Обруб. Это те же песчаники и сланцы. Расположен у знаменитой Воскресенской горы - места основания Томска, и улицы Обруб - одной из первых улиц города.

Далее, по ходу объяснения, учитель на доске, а дети в тетрадях воспроизводят события прошлых эпох (схема конспекта).

1. Pz









2. Mz
3.
1) Kz










2) Kz
3) Kz

Итак, сегодня мы заглянули очень далеко, в глубину времени, рассмотрев прошлое территории, де мы живем. Для чего это нужно, спросите Вы?

А для того, чтобы узнать, как развивается природа, хаотично или закономерно, и по выявленным закономерностям, может очень, предсказать, что будет с территорией в дальнейшем.

Теперь давайте проверим, на сколько мы были внимательны на уроке.

Вопросы для закрепления:

  1. Почему на Земле происходит смена эпох суши и моря, потеплений и похолоданий?
  2. Чему равен один галактический год?
  3. Какие события происходили на территории в прошлом?
  4. Продолжает ли территория формироваться? Как это происходит?
  5. Какие геологические памятники имеются в городе и его окрестностях? Какие меры по их охране вы предложите?

Домашнее задание:

Нарисовать или сделать макет территории в любой из периодов геологической истории.

  
Наверх страницы