Кулайка |
||
---|---|---|
Главная |
Исследование горы Кулайки |
|
6. Сон Кулайки 8. Находки 10. Об авторах |
Особенно четко прослеживаются кулайские традиции в культуре селькупов, в зону обитания которых к приходу русских входила и территория нынешнего Чаинского района. Со временем неподалеку от знаменитой горы появились новые памятники кулайской культуры: Кривошенское поселение литейщика, Алдыганский могильник, Малгетское поселение, Саровские городище и др. Знания о культуре расширялись, но, как это закономерно для исследовательского процесса, каждая решенная проблема порождает несколько новых. И ученые вновь и вновь возвращались и возвращаются к неиссякаемым загадкам горы Кулайки. Ритуальный посох с бронзовым навершием и стрелы с бронзовыми втульчатыми наконечниками. Кулайская культура; 1, 2, 4 - гора Кулайка, 3 - р. Чижапка. Из фондов Томского областного краеведческого музея. О кулайских древностях, в середине 1950-х гг., рассказывал Георгий Васильевич Трухин. Того в свое время кулайская «седая древность» заворожила, и он мечтал увидеть гору Кулайку и «попытать счастье над ее загадками». В 1957 году он прошел разведкой по правобережью реки Чаи и Иксы, где открыл, пять археологических памятников – поселений и могильников, провел сборы археологического материала. В частности, при обследовании горы Кулайки им были найдены сибирские монеты 1779 года и шведские – 1763 года Г. В. Трухин считал их свидетельством поздних ритуалов на культовом месте, где свершались моления и жертвоприношения обитателями этих мест.
Бронзовый котел на поддоне раннего железного века из окресностей с. Колывани на р. Чае. Из фонда Томского областного краеведческого музея. Сомнения в толковании находок на горе Кулайке как святилища в 1972 году высказал Р. А. Ураев – археолог, сотрудник Томского областного краеведческого музея. Он в 1958 году побывал на горе Кулайке, провел там обследование и раскопки. В отличие от своих предшественников (и последователей), ему удалось выделить на памятнике культурный слой и, кроме типичных находок (бронзовые предметы, наконечник стрелы и кости животных), обнаружить остатки человеческого скелета. Последнее обстоятельство привело автора к сомнению в выводе об использование горы только как святилища.
Бронзовые изображения лосей, оленей, лошадей. Кулайская культура: 1-4 - гора Кулайка. Из фонда Томского областного краеведческого музея. Однако материалов оказалось не достаточно, и они остались неопубликованными. Позиция Р. А. Ураева забылась, и последующие посетили годы (В. А. Рябцев, В. А. Дремов, Е. Г. Шершенева и др.) поддержали версию И. М. Мягкова об отсутствии культурного слоя и полной разрушенности памятника, являвшегося древним святилещем. Но вспомнить о разногласиях пришлось. Л. А. Чиндиной, занимающейся историей кулайской культуры свыше тридцати лет, побывать на горе Кулайке довелось только на исходе века, в 2000 году. Причина визита заключалась, прежде всего, в желании самой увидеть это чудо природы и духовных страстей далеких предков родной сибирской земли и познакомить студентов с этим прекрасным, и во многом загадочным для науки памятником. С профессиональной точки зрения нужно было элементарно снять общий план памятника и зафиксировать хоть бы один профиль шурфа, доказывающий отсутствие культурного слоя. А тут еще эта смутная тревога от сомнения Р. А. Ураева и общее ощущение незавершенности сделанного, непонятной до конца сути, смысла не одинарного явления прошлого… И гора Кулайка, как выразилась местная журналистка Л. Красноперова, «выкупила очередной «ферт». При зачистке профиля мы наткнулись на погребение. На глубине 10- 15 см от дневной поверхности лежал скелет мужчины 40-50 лет, похороненного когда-то по особому обряду – в могиле, выложенной голубой глиной и густо засыпанной охрой-кровавиком. Вот так. И сразу обострился вопрос: значит на Кулайке был могильник, а не святилище? Бронзовые дугообразные зооморфные мотивы. Кулайская культура: 1-3 - гора Кулайка. Из фонда Томского областного краеведческого музея. Однако не будем торопиться. Все не так просто. Вернемся к исходным позициям и попробуем разобраться в известных версиях и высказать свою, исходя из сегодняшних данных. Для того, чтобы определить сакральность памятника, археолог обязан внимательно проанализировать культовое содержание материала и его распределение на месте, географическую и астрономическую обстановку. Святилище является тем местом, где находятся обладающие божественной благодатью духи, боги, где проходят богослужения и другие ритуальные действия: жертвоприношения, вкушение жертвенной пищи, приобщение к священным таиствам. Там и спрашивается помощь, благодать и прощение грехов у верховных существ, управляющих миром. Святилищем может быть и спецеально выстроенный храм, и природный объект, и просто специально отведенное («святое») место. Еще недавно у западносибирских народов такими священными местами служили особые рощи, озера. Реки, ручьи или их берега, мысы, горы. |
|
e-mail: trubnikova2005@sibmail.com |