![]() |
Кулайка |
![]() |
---|---|---|
Главная |
Этимология топонима Кулайки |
|
6. Сон Кулайки 8. Находки 10. Об авторах |
Западная Сибирь населялась людьми, говорящими на различных языках. Одни народы появлялись, другие исчезали, третьи сотни, а то и тысячи лет обитали на одном месте. В этом непрерывном и сложном потоке времени и событий языки постоянно взаимодействовали. Многие из них не исчезали бесследно и сохранялись в географических названиях, которые изучаются особой наукой топонимикой (с греческого языка: топос – «место», онима – «имя»). Топонимика любой местности – это продукт ряда эпох. «Каждый новый хозяин, - говорят Я. А. Яковлев, - осваивая доставшиеся ему владения, наряду с собственным имянарячением, наследует и уже существовавший до него набор топонимов». Чтобы ориентироваться в пространстве, человек всему давал и дает название: реки Чая, Нарга, Икса (Квега); села Подгорное, Усть-Бакчара, озера Лебатер, Варгатер, Большое, Круглое; гора Кулайка, Лось-гора (и тоже место Шора-Еры); местечко Шабуры. Часть перенаселенных выше названий понятна сразу из русского языка, и мы видим: географические объекты свои имена получили по местоположению, размерам, формам и другим характеристиками.
По поводу этимологии топонима Кулайка существует несколько версий, причем восходящих к разным языкам. И. М. Мягков давал два перевода с языка хантов («остяков»): 1) куль – «рыба», айка – «маленькая», 2) куль – «водяной бог, живущий в темных водах». Последняя версия перекликается с данными К. Ф. Карьялайнена, специалиста по угорской мифологии. Он среди множества разновидностей водных духов у хантов называет kil – junk – «рыба дух» и kul – tate – junk – «рыба творец дух». Почитались они только на реке Тром-Агане и Васюгане. По современным данным, на горе Кулайке и прилегающей территории в обозримое исторически время ханты не проживали. Здесь селились только селькупы. Поэтому и вывести название горы логичнее из селькупского, а не из хантыйского языка. Такое значение названия горы кулайки подтверждает мысль о том, что обитатели этих мест знали о захоронениях или сами хоронили своих близких на горе. То есть какой-то могильник здесь существовал. А само понятие «гора духов предков» свидетельствует о зарождении здесь обряда и спрашивания благодати: обилия в потомстве людей и животных, удачи в охоте и других деяниях, богатства, победы в битве, счастливой свадьбы, обретения здоровья. И принесения при этом очень дорогие по тем временам жертв. Памятуя о дискуссии, сегодня мы можем уверенно сказать, что оба культовых явления – поколения духам на святилище и погребальная церемония на месте земного последнего пристанища человека – существовали. Но остается вопрос, как они соотносились: были ли одновременны. Являлись ли частью единого (например, культовая обрядность сопровождалась человеческими жертвоприношениями или, наоборот, погребение умерших сопрягалось с богатыми дарами). И ответ на этот вопрос нам еще предстоит поискать. Очень надеемся, что «старушка Кулайка» подскажет его.
Кулайка может гордиться: две с половиной тысячи лет она остается заповедным местом. |
|
e-mail: trubnikova2005@sibmail.com |