Кулайка |
||
---|---|---|
Главная |
Этимология топонима Кулайки |
|
6. Сон Кулайки 8. Находки 10. Об авторах |
Западная Сибирь населялась людьми, говорящими на различных языках. Одни народы появлялись, другие исчезали, третьи сотни, а то и тысячи лет обитали на одном месте. В этом непрерывном и сложном потоке времени и событий языки постоянно взаимодействовали. Многие из них не исчезали бесследно и сохранялись в географических названиях, которые изучаются особой наукой топонимикой (с греческого языка: топос – «место», онима – «имя»). Топонимика любой местности – это продукт ряда эпох. «Каждый новый хозяин, - говорят Я. А. Яковлев, - осваивая доставшиеся ему владения, наряду с собственным имянарячением, наследует и уже существовавший до него набор топонимов». Чтобы ориентироваться в пространстве, человек всему давал и дает название: реки Чая, Нарга, Икса (Квега); села Подгорное, Усть-Бакчара, озера Лебатер, Варгатер, Большое, Круглое; гора Кулайка, Лось-гора (и тоже место Шора-Еры); местечко Шабуры. Часть перенаселенных выше названий понятна сразу из русского языка, и мы видим: географические объекты свои имена получили по местоположению, размерам, формам и другим характеристиками. Но не ясно при первом озвучивании географического названия, в первую очередь – иноязычного, пришедшего из прошлого. Что они означают? С какого языка переводятся? В решении этих вопросов помогает этимология – наука о происхождении и значении слов. Большинство из перечисленных выше топонимов уходят своими корнями в сельский язык. Например, названии Нарга состоит из двух частей: нюр / нар / ньяр – «низина, сор» и га / ка – «река»; Лебатер: лэба – «темный» и то / ти / тер – «озеро». Однако, кроме селькупов, оставили свой след в топонимике и другие народы: коми – зыряне (Шора-Еры: шор – «ручей», ер / ер – «лось»), тюрки (Икса: й / йк – «река», су – «река»). По поводу этимологии топонима Кулайка существует несколько версий, причем восходящих к разным языкам. И. М. Мягков давал два перевода с языка хантов («остяков»): 1) куль – «рыба», айка – «маленькая», 2) куль – «водяной бог, живущий в темных водах». Последняя версия перекликается с данными К. Ф. Карьялайнена, специалиста по угорской мифологии. Он среди множества разновидностей водных духов у хантов называет kil – junk – «рыба дух» и kul – tate – junk – «рыба творец дух». Почитались они только на реке Тром-Агане и Васюгане. По современным данным, на горе Кулайке и прилегающей территории в обозримое исторически время ханты не проживали. Здесь селились только селькупы. Поэтому и вывести название горы логичнее из селькупского, а не из хантыйского языка. В этом случае возможны различные переводы, но наиболее соответствуют содержанию и месту интересующих нас находок два очень близких по смыслу варианта. Первый – «Гора духов предков» (кула – «духи предков», кэ – «гора»). Второй – «Со смертными (или мертвыми) связанные (пуповина) люди» - дословно восходит к словосочетанию кулыль шель кумыт. По сути дела, это вариант первого значения. Такое значение названия горы кулайки подтверждает мысль о том, что обитатели этих мест знали о захоронениях или сами хоронили своих близких на горе. То есть какой-то могильник здесь существовал. А само понятие «гора духов предков» свидетельствует о зарождении здесь обряда и спрашивания благодати: обилия в потомстве людей и животных, удачи в охоте и других деяниях, богатства, победы в битве, счастливой свадьбы, обретения здоровья. И принесения при этом очень дорогие по тем временам жертв. Памятуя о дискуссии, сегодня мы можем уверенно сказать, что оба культовых явления – поколения духам на святилище и погребальная церемония на месте земного последнего пристанища человека – существовали. Но остается вопрос, как они соотносились: были ли одновременны. Являлись ли частью единого (например, культовая обрядность сопровождалась человеческими жертвоприношениями или, наоборот, погребение умерших сопрягалось с богатыми дарами). И ответ на этот вопрос нам еще предстоит поискать. Очень надеемся, что «старушка Кулайка» подскажет его. Гора Кулайка и сегодня принимает эстафету поколений: это излюбленное место отдыха жителей райцентра всех возрастов, сюда приходят женихи и невесты, здесь в момент радостной встречи поверяют свои сокровенные мысли разъехавшиеся по свету земляки… Кулайка может гордиться: две с половиной тысячи лет она остается заповедным местом. |
|
e-mail: trubnikova2005@sibmail.com |