Кулайка

Главная

Этимология топонима Кулайки

6. Сон Кулайки

8. Находки

9. Тайны Кулайки

10. Об авторах

Западная Сибирь населялась людьми, говорящими на различных языках. Одни народы появлялись, другие исчезали, третьи сотни, а то и тысячи лет обитали на одном месте. В этом непрерывном и сложном потоке времени и событий языки постоянно взаимодействовали. Многие из них не исчезали бесследно и сохранялись в географических названиях, которые изучаются особой наукой топонимикой (с греческого языка: топос – «место», онима – «имя»). Топонимика любой местности – это продукт ряда эпох. «Каждый новый хозяин, - говорят Я. А. Яковлев, - осваивая доставшиеся ему владения, наряду с собственным имянарячением, наследует и уже существовавший до него набор топонимов». Чтобы ориентироваться в пространстве, человек всему давал и дает название: реки Чая, Нарга, Икса (Квега); села Подгорное, Усть-Бакчара, озера Лебатер, Варгатер, Большое, Круглое; гора Кулайка, Лось-гора (и тоже место Шора-Еры); местечко Шабуры. Часть перенаселенных выше названий понятна сразу из русского языка, и мы видим: географические объекты свои имена получили по местоположению, размерам, формам и другим характеристиками.

Но не ясно при первом озвучивании географического названия, в первую очередь – иноязычного, пришедшего из прошлого. Что они означают? С какого языка переводятся? В решении этих вопросов помогает этимология – наука о происхождении и значении слов. Большинство из перечисленных выше топонимов уходят своими корнями в сельский язык. Например, названии Нарга состоит из двух частей: нюр / нар / ньяр – «низина, сор» и га / ка – «река»; Лебатер: лэба – «темный» и то / ти / тер – «озеро». Однако, кроме селькупов, оставили свой след в топонимике и другие народы: коми – зыряне (Шора-Еры: шор – «ручей», ер / ер – «лось»), тюрки (Икса: й / йк – «река», су – «река»).

По поводу этимологии топонима Кулайка существует несколько версий, причем восходящих к разным языкам.

И. М. Мягков давал два перевода с языка хантов («остяков»): 1) куль – «рыба», айка – «маленькая», 2) куль – «водяной бог, живущий в темных водах». Последняя версия перекликается с данными К. Ф. Карьялайнена, специалиста по угорской мифологии. Он среди множества разновидностей водных духов у хантов называет kil – junk – «рыба дух» и kul – tate – junk – «рыба творец дух». Почитались они только на реке Тром-Агане и Васюгане.

По современным данным, на горе Кулайке и прилегающей территории в обозримое исторически время ханты не проживали. Здесь селились только селькупы. Поэтому и вывести название горы логичнее из селькупского, а не из хантыйского языка. В этом случае возможны различные переводы, но наиболее соответствуют содержанию и месту интересующих нас находок два очень близких по смыслу варианта. Первый – «Гора духов предков» (кула – «духи предков», кэ – «гора»). Второй – «Со смертными (или мертвыми) связанные (пуповина) люди» - дословно восходит к словосочетанию кулыль шель кумыт. По сути дела, это вариант первого значения.

Такое значение названия горы кулайки подтверждает мысль о том, что обитатели этих мест знали о захоронениях или сами хоронили своих близких на горе. То есть какой-то могильник здесь существовал. А само понятие «гора духов предков» свидетельствует о зарождении здесь обряда и спрашивания благодати: обилия в потомстве людей и животных, удачи в охоте и других деяниях, богатства, победы в битве, счастливой свадьбы, обретения здоровья. И принесения при этом очень дорогие по тем временам жертв.

Памятуя о дискуссии, сегодня мы можем уверенно сказать, что оба культовых явления – поколения духам на святилище и погребальная церемония на месте земного последнего пристанища человека – существовали. Но остается вопрос, как они соотносились: были ли одновременны. Являлись ли частью единого (например, культовая обрядность сопровождалась человеческими жертвоприношениями или, наоборот, погребение умерших сопрягалось с богатыми дарами). И ответ на этот вопрос нам еще предстоит поискать. Очень надеемся, что «старушка Кулайка» подскажет его.

Гора Кулайка и сегодня принимает эстафету поколений: это излюбленное место отдыха жителей райцентра всех возрастов, сюда приходят женихи и невесты, здесь в момент радостной встречи поверяют свои сокровенные мысли разъехавшиеся по свету земляки…

Кулайка может гордиться: две с половиной тысячи лет она остается заповедным местом.

Вверх

Главная

e-mail: trubnikova2005@sibmail.com