Cодержание     |      Подготовительная группа     |      Младшая группа     |      Средняя группа     |      Старшая группа
  
Назад      Вперед
  
  

Средняя группа

Это удивительные ребятки. Внимательны и сосредоточенны и могут вмиг разбежаться, все делается у них стремительно и быстро. Держим в руках зеленый листик с дерева. Слушаем, как он разговаривает с нами. Проводим листиком по наружной стороне ладошки, по внутренней. Какой он ласковый. Щекотно становится. Прячем листик между ладошками. У кого спрятался? А вот травинка. Длинная, острая, узкая. Что она умеет делать? Как волна движется, умеет рисовать, кружиться. И так занятие за занятием исследуем травинки, листики.
На улице осень и листики меняют свою окраску, травинки засыхают, желтеют. Приходят в гости овощи. Что холоднее? Помидор зеленый холодный, а красный потеплее. Кто из них веселый? Кто звонче разговаривает? Так хочется все овощи попробовать на вкус. Но вот и семена в гости пришли. Горошек на ладошке можно по кругу катать, а фасоленка как колбаска, не хочет по кругу раскатываться. Вот поздние ягодки прикатились в гости. Шиповничек, да клюковка. Как разговаривают? У кого голосок звонче? Какие они по цвету , по форме? Как они умеют двигаться? Кто с горки быстрее скатиться? После каждого исследования рисуем гуашью. Что же сегодня родится? Рассказываю и показываю, как улитка ползет по травке со своим семейством. Идет сказка о маме, папе, дочке и сыночке. Какие они все разные и по величине и по характеру (строгие и веселые). Какие любопытные деточки - улиточки.
И вдруг вижу тревогу в глазах. Андрей говорит, что мы их не умеем рисовать. Тогда улитки стали смотреть мир вокруг себя. Что же они увидели? У Матвея- самолет попал в грозу, молния, гром. Он долго это проживает. Все небо в тучах. Но самолет летит. У Димы трактор едет по дороге. Трудно ему. Медленно едет трактор. У девочек - полянки, где будут жить улитки. Оля рисует улитку и закрашивает, она на полянке будет жить. У Саши Д.- улитка ползет по полянке, У Лизы - полянка большая и улитки не видно.
Саша Р. и Миша с азартом рисуют змея. Он у них спит. Просят тишины, чтобы не разбудить его. У Кати, Славы, Сергея - свое рождение картины.

Лепка змей. Хорошенько разминаем пластилин. Из одной руки перекладываем в другую кусочек пластилина. Так дружно работаем. Хорошо размягчили. Теперь раскатываем. Им нравится раскатывать пластилин, превращаем его колбаску. Но вот змейки оживают у каждого в руках. Мама змейка к каждой змейке подходит гладит, целует, здоровается.
На следующем занятии делаем змея Горыныча. Сережа и Андрей очень стараются. Им хочется слепить очень большого змея. Настя и Наташа делают лепешечки. Это у них мисочки. Матвей- змей небольшой, но ему нужно миску слепить, покормить змея. Делаем змею рот и язык. Матвей очень доволен своей работой. Саша Д. делает ворота из колбаски. Продолжаем лепить из пластилина, но добавляю семена. Новый всплеск фантазии. Появляются цветы. У Матвея и Кирилла - Иван-царевич, лук, стрелы. У Жени - Чудо-юдо. Женя - у нее папа и мама, сегодня еще и бабушка появилась. Это очень важно для нее. Настя открывает маленькие кусочки пластилина и укладывает их на доску. Появляется дорожка, пирожки и хлеб. У Лизы - солдат с 1 ногой. Лепят стрекозы и самолеты. Наконец рождается сказка. Как Иван-царевич сражался с чудо-юдо и победил его. Все участвовали в сказке. Важно было к каждому в гости прийти, поздороваться с его персонажем, отведать хлебушка теплого.
Занятие "Волшебный пластилин".
Что спряталось в комочке пластилина? У Матвея - волшебный камень в руках, а в нем стрекоза спит. Слава - его привлекает пластилин, он может лепить, но ему хочется баловаться. Его нужно постоянно чем-то заинтересовывать или он может наблюдать, что у других появляется. Может долго сидеть, слушать, если не может никого отвлечь от занятий.
Лепка. Украшения.
Добавляю к пластилину горошек. Появляются торты, пироженое, пирожки для гномов. У Славы - рыбка, у Леры - кот, у Матвея - пирожки (Бабушка вкусные печет ему). В комочке пластилина спит собачка, ее не будить.
Наступает "колбасочный период". Все из колбасок лепим, придумываем, фантазируем. Появляются улитки из колбаски. Немного надо прищепнуть края, как придумала Саша Д. , и очень красивыми становятся улитки. Рождаются деревья. Они живые - на одной ножке-стволе и с красивой кроной. У Насти - птенчик маленький; у Наташи - цветочек; у Димы, Сережи- мотоцикл; У Матвея- корабль; у Славы- самолет.
Раздаю по 2 косточки от хурмы. Рожаются зверушки: кошечки, лошадки, козлята, зайчики. У них есть по 2 ушка , им не страшно, у них все получается. Рождается сказка. Их зверушки любят общаться друг с другом.
Очень им нравится работать с соленым тестом и пластмассовыми формочками. Они с таким энтузиазмом штамповали цветочки, елочки, грибки. Им хотелось больше и больше делать. В их работе возникал ритм, он их уравновешивал, приводил в гармонию.
Наступила зима. Дети лепят снеговиков. Но у Андрея появляются змеи постоянно. Он с ними разговаривает. А нашим снеговикам нужны друзья. Ему скучно стоят целый день. Появляются стулья, миски, пироженое для него.
Начинают разыгрываться сказки. "Волк и семеро козлят". У Димы очень крупная коза и большой волк. Все из больших кусков пластилина. Любимая сказка "Алюль, Булюль, Сиртаки-сиританур". Могут слушать и слушать ее. Завораживают эти непонятные имена козлят. Наступает момент и рождаются их собственные сказки. Строим железную дорогу, мост, поезд, который едет по мосту. Охраняют мост стражники с ружьями. Но вот появляется дракон, стражники сражаются с ним, но дракон съедает поезд.
Исследование. Что такое шар, колесо?
Появляются колеса для автобуса и лепим автобус. Он приезжает к каждому в гости. Дети спрашивают мою Ф.И.О. и называют свою. Им сегодня важно услышать имя и фамилию каждого. Как она звучит?
Сегодня привели Андрея с ревом на занятие. Он не помахал папе на прощание. Так расстроился, не может успокоиться. Стали лепить и сочинять сказку "Блин, воробей и мышка". Слепили топор, пилу, бревна и папа Андрея (якобы) распиливал бревно. Помогал мышке костер разжигать. Воробей летал к девочкам за зернышками и приносил Блину для каши, супа. Мама Андрея лечила мышке зубы, т.к. мышка не своим делом занималась и сломала зубы. Все успокоились. Было интересно всем общим делом заниматься.
"Петушок". Лепили петушков. Андрей слепил большого, а Лиза- важного. У Ольги - часы, у Димы- змей, у Жени Т.- след от пули, у Матвея- сверло, буравчик, он сверлил дырки и т.д. Родилась сказка "Петушки, мышки, волк и слон".
Все ближе к весне идут сказки весенние. Рождаются насекомые: бабочки, стрекозы, жуки. Сказка "Жук и стрекоза". Стрекоза нападала на утят, как только они подходили к пище. Но добрый жук (Матвей) спас утят. Бабочки летают над полянкой. Всем понравилась их сказка. Во второй подгруппе у Миши и Саши Р. родился заяц. В сказке заяц сражается со стрекозой. Ребята пришли с улицы. Там очень жарко. Дима и Слава - друзья. Слава не лепит. Сидит спокойно и ждет, когда закончится сказка. Он наблюдает за развитием событий.

Полина рядышком сядет с ними и наблюдает. А потом рождается чудо: лошадки, собачки в виде подвесок. Она с радостью дарит их. А Катя поднимает свои лучисто-голубые глаза и внимательно наблюдает за мной. Действительно ли понравилась ее работа? И тогда просит еще листок бумаги и начинает творить. Тихая радость светится внутри нее.
Кристина изменилась. Раньше быстренько нарисует и бежит в группу играть, либо наблюдает, как другие рисуют. Теперь выполняет несколько работ. Иногда просто поплачет. Ей хочется, чтобы ее увидели, пожалели. (А мое время ограниченно, очень жалко.) Она садится за стол учителя. Ей теперь все видно, слез уже не видно, продолжает рисовать.
Вероника в прошлом году была громкоголосая. В этом - другая. Исчезла резкость, грубость. Она берет большой лист бумаги, много карандашей. (Это все ее.) Рисует все очень маленькое. Потом садится и вырезает нарисованное.
Но вот появляется Женя М.. В начале года - она рисовала ровно час и все забирала с собой. Иногда с ревом. Маринка - очень тихая, мечтательная, наблюдательная девочка. Рисовала много, все рисунки получались очень трогательные. В конце года Женя и Маринка сдружились и приходили со 2-ой подгруппой и занимались все равно час, но уже с ребятами из других групп. В Жене есть твердость, иногда жесткость. Маринке нравится, когда человек настойчив. Рисунки пошли знаковые (кресты, скелеты), но трогательность, нежность цвета осталась. Теперь в их рисунках появилась что-то общее. Что-то взяли от мальчиков: компьютеры, игры, клады. исунок Марины "Символика - кресты, скелеты"
  
Наверх страницы