Содержание

Введение 1.

Введение 2.

1. Урок.

2. Урок.

3. Урок.

4. Урок.

5. Урок.

6. Урок.

7. Урок.

8. Урок.

В конце.

География 6 кл.

уч-ль географии Мартынова М.В. уч-ль математики Ташлыкова Н.Ф.

 

Тема: "Влияние ветра и температуры на состояние воздушной среды г.Томска"

 

Тип урока: интегрированный (география+математика)

Учебно-воспитательные цели:

  1. Умение применить математические методы обработки наблюдений за природой в конкретной ситуации.
  2. Развитие интереса к математике и географии как наукам тесно связанным.
  3. Развитие творческих навыков учащихся.
  4. Расширение эколого-географических навыков.
  5. Развитие желания самостоятельного творческого поиска решений.
  6. Формирование активной, неравнодушной личности.
  7. Формирование убеждённости в необходимости охраны воздуха и других компонентов природы.
  8. Формирование навыков коллективной работы.

Оборудование: карта г.Томска, карточки-задания, листы для выполнения работы, ребусы, жетоны, атласы, рисунки детей на тему "Ветер".

Эпиграф к уроку: "Опыт, исследования и наблюдения - таковы, величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека".

Чэннинг

Ход урока:

Географ: "Опыт, исследования и наблюдения - таковы, величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека". Этими словами Чэннинга мне хотелось бы начать урок, так как мы, действительно, проведём с вами исследование, опыт, а значит будем творить, и станем чуточку мудрее.

Сегодня мы завершаем изучение элементов состояния воздуха атмосферы. На предыдущих уроках нами применялись математические примеры обработки наблюдений за ветром, температурой, осадками, на уроках математики вы также строили различные графики, вычисляли амплитуду и т.п. Для чего это нужно? А для того, например, чтобы правильно построить город, учитывая природные условия. Итак, побудем в роли градостроителей - проектировщиков и выясним правильно ли размещены предприятия, жилые кварталы, где нужно разместить заводы, чтобы уменьшить их влияние на воздушную среду нашего города.

Ну а пока повторим и проверим домашнее задние.

Один ряд детей работает в тетрадях по заданию на доске:

Укажите стрелкой направление ветра и отметьте ветер наибольшей силы.

  1. 753 мм рт. ст. - 748 мм рт. ст.
  2. 762 мм рт. ст. - 763 мм рт. ст.
  3. 764 мм рт. ст. - 762 мм рт. ст.
  4. 758 мм рт. ст. - 756 мм рт. ст.
  5. 742 мм рт. ст. - 738 мм рт. ст.

(Учитель математики контролирует и выставляет оценки).

С остальными ребятами проводит фронтальный опрос:

  1. Что такое ветер?
  2. Причины возникновения ветра?
  3. Расскажите цепь причинно - следственных связей, раскрывающих образование ветра.
  4. Какие ветры вы знаете?
  5. Как образуются бризы и муссоны?
  6. В чём сходство и различие этих ветров?
  7. Каким прибором измеряют направление ветра?
  8. Каким прибором измеряют силу и скорость ветра?
  9. Для чего строят график розы ветров? Затем проверяется задание на доске.

Дует ветер ... Обычно из обычных явлений природы. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное. Дует ветер и вызывает тревогу, несёт успокоение, разные чувства. Дома я просила нарисовать к уроку ветер или чувство, которое он вызывает. Посмотрите, что у нас получилось (на доске прикреплены рисунки детей, учитель отмечает наиболее удачные). Посмотрите какие разные ветры и какие мы с вами разные, как по разному мы видим и ощущаем. Ветры грозные и добрые и как замечательно, что вы увидели красоту в этом явлении природы каким бы оно не было злым или добрым. Ветер обычен и необычен, удивителен. Иногда он становится виновником бед и разрушений, а также необычных дождей. Послушаем какие сообщения приготовили нам ребята.

(Выступления детей приблизительно следующие)

Сообщение 1. Удивительный и единственный в своём роде случай произошёл осенью 1920г. в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом. В одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной шли занятия. Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой то шум. Дети испугались, бросились к учительнице.

Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался чёрный вихрь. А затем случилось необычное, всё поднялось в воздух и поплыло.

Потом учительница рассказывала: "Как будто невидимые руки подняли меня и весь касс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне стало страшно и я потеряла сознание ..." Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все.

Сообщение 2. Ветру присущи и шутки.

В 1608 г. во Франции в местечке "Прованс" неожиданно выпал кровавый дождь, что крайне напугало население. Почти никто не сомневался, что с неба льётся настоящая кровь. Утверждали, что такой дождь предвещает смерть, но ни с кем ничего не случилось. В 1956 г. на окраине Киева выпал белый "молочный" дождь. Суеверные люди принимали такой дождь за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая огромную силу в далёких пустынях, он не редко поднимает вверх и несёт с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придаёт каплям вид крови. Что же касается молочного дождя, то он обычно имеет в своём составе частицы мела и белой глины.

Случаются также во многих странах дожди из пауков, жуков, рыбы, апельсинов, пшеницы и т.п.

Географ: Итак, вы только что слышали, что ветры приносят дожди: цветные, из апельсинов и т.п. Но есть теперь, к сожалению дожди не такие безобидные. Какие? От чего они возникают?

Да, человек активно участвует теперь в природных процессах и явлениях. Он построил множество предприятий, которые загрязняют воздух. Конечно, чтобы предотвратить, загрязнения необходим, контроль, установка фильтров и дымоуловителей, использование новых способов добычи энергии и т.д. Но ещё очень важно правильно разместить предприятия, жилые кварталы и т.п.

В нашем городе много предприятий. Семь из них наиболее сильно загрязняют воздух. Правильно ли они размещены? Это мы и выясним на уроке.

Для этого обследуем природную среду города, используя математические методы обработки наблюдений.

Математик: какие методы мы применим?

  • Графики годового хода t воздуха
  • Вычисление ср. год. t воздуха
  • Вычислим амплитуды tА= /tmax- tmin| - расстояние между двумя точками координатной оси
  • Столбчатые диаграммы
  • Круговые диаграммы
  • Графики преобладающего направления ветра (роза ветров)?

(Демонстрируются наглядные пособия)

Географ: После выполнения работы нужно ответить на вопросы:

  1. Какие ветры преобладают в разные сезоны года?
  2. Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города находятся?
  3. Какова ср. год. t воздуха в г. Томске? Как происходит самоочищение природной среды при такой t.
  4. В какой сезон года воздух города наиболее подвержен загрязнению? Как бы вы разместили предприятия, чтобы уменьшить их влияние на окружающую среду? Дети получают задания, (см. приложение 1-3)

Математик:

I группа "Обработка наблюдений за ветром".

Строят розы ветров по сезонам года.

К.N 13има к.N 2 Весна к.N 3 Лето к.N 4 Осень

(получают карточки - задания и листы для выполнения)

 

II. группа "Контроль за выбросами предприятий"

(получают карточки - задания и листы для выполнения)

к.N 1 построить столбчатую диаграмму количества выбросов предприятий

к.N 2 посчитать суммарный выброс предприятий и выброс на каждый день

к.N 3 вырезать столбики по объёму выбросов для каждого из семи предприятий

к. N 4 обозначить на карте семь крупных предприятий города

к.N 5 построить круговую диаграмму по количеству выбросов семи крупных предприятий

 

III. группа "Наблюдения за температурой". Посчитать ср. год. 1 для г.Томска по данным разных лет.

к.N 1 за 1996г.

к.N 2 за 1997г.

к.N 3 за 1998г.

к.N 4 за 1999г. построить график

к.N 5 за 1995г.

Затем все результаты работы вывешивают на доску.

А теперь ответим на вопросы:

  1. Какие ветры преобладают в разные сезоны года?
  2. Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города находятся? Каков суммарный выброс предприятий и какое количество выбросов в день?
  3. Какова ср. год. (в г.Томске? Как происходит самоочищение природной среды при такой t?
  4. В какой сезон года воздух города наиболее загрязнён? 5- Как бы вы разместили предприятия, чтобы уменьшить их влияние на атмосферу города?

Сделайте вывод из всего сказанного.

(Ожидаемый ответ: Прежде чем что-то сделать - подумай, исследуй, проверь, посчитай.)

И в этом помогут вам знания математические и географические.

Правильным размещением предприятий мы, можем быть, и решим частично, конечно, проблему загрязнения воздуха в городе, но решим ли мы этим проблему загрязнения атмосферы в целом?

(НЕТ)

Так как атмосфера - самая подвижная, самая неделимая оболочка Земли, её движение не подчиняется государственным границам, не признаёт их. Всю атмосферу не пропустишь через фильтр, всё человечество в противогазы не оденешь, не отгородишь воздушное пространство одного города от другого.

Борьба за чистый воздух должна включать в себя целый комплекс мероприятий. Каких?

(ответы детей)

Д/з. Нарисовать в тетради план города, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятий, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятия, жилые кварталы и зоны отдыха. С.СЗ.Ю.ЮЗ

Викторина

  1. Что означают эти числа?

    3000м 760 мм. рт. ст.

    6¦С 740 м. рт. ст.

    1 мм. рт. ст. А"0¦С

  2. Ребусы.

    Загаданны слова: "влажность" "воздух" "туман"

  3. Ответьте быстро:
    • Флюгер - это не птица, а ...
    • Гигрометр - это не человек, а ...
    • Тропосфера - это не прибор, а ...
    • Прибор для измерения I?
    • Сезон года, когда ветер дует с моря на сушу?
    • Какова амплитуда, если июнь +22¦С - Январь -15¦С (37¦С)
    • Что такое относительная влажность воздуха?
  4. Осадки - что это такое? И) Ветер, меняющий направление два раза в сутки?
  5. Пользуясь политической картой полушарий атласа определить государства, моря или острова, на территорий которых находятся точки с координатами. Сложение первых букв названия даст слово.

    10¦ю.ш., 75¦з.д. Перу

    20¦ю.ш.,57¦в.д. Оман

  6. 70¦ю.ш.,40¦з.д. Гренландия
  7. 55¦ю.ш.,150¦в.д. Охотское море
  8. 12¦ю.ш.,43¦в.д. Джибути
  9. 40¦ю.ш.,65¦з.д. Аргентина

    Ответ на вопрос - "Погода" - тема нашего следующего урока.

Приложение 1.

  1. Посчитайте, сколько всего вредных веществ выбрасывают предприятия.
    1. ГРЭС - 2 - 1200 тонн/год
    2. Томский завод резиновой обуви (ТЗРО) -1200 тонн/год
    3. ТЭЦ-3 -800 тонн/год
    4. Томский лесопромышленный комбинат (ЛПК) - 450 тонн/год
    5. Строительная фирма "Вира" - 600 тонн/год
    6. Завод древесностружечных плит (ДСП) - 250тонн/год
    7. Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) -800 тонн/год
  2. Постройте круговую диаграмму по количеству выбросов предприятий.
    1. ГРЭС-2 - 1200 тонн/год
    2. Томский завод резиновой обуви (ТЗРО) - 1200 тонн/год
    3. ТЭЦ-3 -800 тонн/год
    4. Томский лесопромышленный комбинат (ЛПК) - 450 тон/год
    5. Строительная фирма "Вира" - 600 тонн/год
    6. Завод древесностружечных плит (ДСП) - 250тонн/год
    7. Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) -800 тонн/год
  3. Вырежьте столбцы для каждого предприятия. Высота столбика должна соответствовать количеству выбросов предприятия.
    1. ГРЭС-2 - 1200 тонн/год
    2. Томский завод резиновой обуви (ТЗРО) -1200 тонн/год
    3. ТЭЦ -3 - 800 тонн/год
    4. Томский лесопромышленный комбинат (ЛПК) - 450 тон/год
    5. Строительная фирма "Вира" - 600 тон/год
    6. Завод древесностружечных плит (ДСП) - 250 тон/год
    7. Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) - 800 тон/год
  4. Посчитайте, сколько всего вредных веществ выбрасывают предприятия, и сколько веществ выбрасывают они каждый день.
    1. ГРЭС-2 - 1200 тон/год
    2. Томский завод резиновой обуви (ТЗРО) - 600 тон/год
    3. ТЭЦ-3 - 800 тон/год
    4. Томский лесопромышленный комбинат (ЛПК) - 450 тон/год
    5. Строительная фирма "Вира" - 600 тон/год
    6. Завод древесностружечных плит (ДСП) - 250 тон/год
    7. Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) - 800 тон/год
  5. Постройте столбчатую диаграмму по количеству выбросов предприятий.
    1. ГРЭС-2 - 1200 тонн/год
    2. Томский завод резиновой обуви (ТЗРО) - 1200 тонн/год
    3. ТЭЦ-3 - 800 тонн/год
    4. Томский лесопромышленный комбинат (ЛПК) - 450 тонн/год
    5. Строительная фирма "Вира" - 600 тонн/год
    6. Завод древесностружечных плит (ДСП) - 250 тонн/год
    7. Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) - 800 тонн/год

Приложение 2.

  1. Постройте график "роза ветров" по многолетним данным для зимы.

    С-2дня

    СВ - 9 дней

    В - 6 дней

    ЮВ - 10 дней

    Ю-20 дней

    ЮЗ-21 день

    3-10 дней

    СЗ -12 дней

  2. Постройте график "роза ветров" по многолетним данным для весны.

    С-2 дня

    СВ - 4 дней

    В - 5 дней

    ЮВ - 9 дней Ю - б дней ЮЗ- 15 день

    3-20 дней

    СЗ - 25 дней

  3. Постройте график "роза ветров" по многолетним данным для лета.

    С - 6 дня

    СВ-4 дней

    В - 5 дней

    ЮВ - 9 дней

    Ю - 6 дней

    ЮЗ-15 день

    3-20 дней

    СЗ - 25 дней

  4. Постройте график "роза ветров" по многолетним данным для осень. С-29 дней СВ - 6 дней В - 8 дней ЮВ - 3 дня Ю-15 дней ЮЗ-8 дней 3-6 дней СЗ-15 дней.
    Вычислите среднегодовую t воздуха в г. Томске по следующим данным за 1999 г.
  5. Я

    Ф

    М

    А

    М

    И

    И

    А

    С

    О

    Н

    Д

    -19

    -16

    -10

    -1

    +8

    +15

    +18

    +16

    +9

    -3

    -11

    -18

  6. Вычислите среднегодовую t воздуха в г. Томске по следующим данным за 1997 г.
  7. Я

    Ф

    М

    А

    М

    И

    И

    А

    С

    О

    Н

    Д

    -21

    -16

    -10

    -1

    +8

    +15

    +18

    +15

    +9

    -1

    -11

    -18

  8. Вычислите среднегодовую I воздуха г.Томска по следующим данным за 1998г.
  9. Я

    Ф

    М

    А

    М

    И

    И

    А

    С

    О

    Н

    Д

    -20

    -17

    -10

    0

    +8

    +15

    +18

    +15

    +9

    -1

    -11

    -18

  10. Вычислите среднегодовую I воздуха г.Томска по следующим данным за 1996г.
  11. Я

    Ф

    М

    А

    М

    И

    И

    А

    С

    О

    Н

    Д

    -19

    -18

    -10

    0

    +7

    +14

    +17

    +14

    +7

    0

    -12

    -19

Наверх страницы