|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
География 6 кл.уч-ль географии Мартынова М.В. уч-ль математики Ташлыкова Н.Ф.
Тема: "Влияние ветра и температуры на состояние воздушной среды г.Томска"
Тип урока: интегрированный (география+математика) Учебно-воспитательные цели:
Оборудование: карта г.Томска, карточки-задания, листы для выполнения работы, ребусы, жетоны, атласы, рисунки детей на тему "Ветер". Эпиграф к уроку: "Опыт, исследования и наблюдения - таковы, величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека". Чэннинг Ход урока: Географ: "Опыт, исследования и наблюдения - таковы, величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека". Этими словами Чэннинга мне хотелось бы начать урок, так как мы, действительно, проведём с вами исследование, опыт, а значит будем творить, и станем чуточку мудрее. Сегодня мы завершаем изучение элементов состояния воздуха атмосферы. На предыдущих уроках нами применялись математические примеры обработки наблюдений за ветром, температурой, осадками, на уроках математики вы также строили различные графики, вычисляли амплитуду и т.п. Для чего это нужно? А для того, например, чтобы правильно построить город, учитывая природные условия. Итак, побудем в роли градостроителей - проектировщиков и выясним правильно ли размещены предприятия, жилые кварталы, где нужно разместить заводы, чтобы уменьшить их влияние на воздушную среду нашего города. Ну а пока повторим и проверим домашнее задние. Один ряд детей работает в тетрадях по заданию на доске: Укажите стрелкой направление ветра и отметьте ветер наибольшей силы.
(Учитель математики контролирует и выставляет оценки). С остальными ребятами проводит фронтальный опрос:
Дует ветер ... Обычно из обычных явлений природы. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное. Дует ветер и вызывает тревогу, несёт успокоение, разные чувства. Дома я просила нарисовать к уроку ветер или чувство, которое он вызывает. Посмотрите, что у нас получилось (на доске прикреплены рисунки детей, учитель отмечает наиболее удачные). Посмотрите какие разные ветры и какие мы с вами разные, как по разному мы видим и ощущаем. Ветры грозные и добрые и как замечательно, что вы увидели красоту в этом явлении природы каким бы оно не было злым или добрым. Ветер обычен и необычен, удивителен. Иногда он становится виновником бед и разрушений, а также необычных дождей. Послушаем какие сообщения приготовили нам ребята. (Выступления детей приблизительно следующие) Сообщение 1. Удивительный и единственный в своём роде случай произошёл осенью 1920г. в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом. В одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной шли занятия. Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой то шум. Дети испугались, бросились к учительнице. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался чёрный вихрь. А затем случилось необычное, всё поднялось в воздух и поплыло. Потом учительница рассказывала: "Как будто невидимые руки подняли меня и весь касс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне стало страшно и я потеряла сознание ..." Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все. Сообщение 2. Ветру присущи и шутки. В 1608 г. во Франции в местечке "Прованс" неожиданно выпал кровавый дождь, что крайне напугало население. Почти никто не сомневался, что с неба льётся настоящая кровь. Утверждали, что такой дождь предвещает смерть, но ни с кем ничего не случилось. В 1956 г. на окраине Киева выпал белый "молочный" дождь. Суеверные люди принимали такой дождь за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая огромную силу в далёких пустынях, он не редко поднимает вверх и несёт с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придаёт каплям вид крови. Что же касается молочного дождя, то он обычно имеет в своём составе частицы мела и белой глины. Случаются также во многих странах дожди из пауков, жуков, рыбы, апельсинов, пшеницы и т.п. Географ: Итак, вы только что слышали, что ветры приносят дожди: цветные, из апельсинов и т.п. Но есть теперь, к сожалению дожди не такие безобидные. Какие? От чего они возникают? Да, человек активно участвует теперь в природных процессах и явлениях. Он построил множество предприятий, которые загрязняют воздух. Конечно, чтобы предотвратить, загрязнения необходим, контроль, установка фильтров и дымоуловителей, использование новых способов добычи энергии и т.д. Но ещё очень важно правильно разместить предприятия, жилые кварталы и т.п. В нашем городе много предприятий. Семь из них наиболее сильно загрязняют воздух. Правильно ли они размещены? Это мы и выясним на уроке. Для этого обследуем природную среду города, используя математические методы обработки наблюдений. Математик: какие методы мы применим?
(Демонстрируются наглядные пособия) Географ: После выполнения работы нужно ответить на вопросы:
Математик: I группа "Обработка наблюдений за ветром". Строят розы ветров по сезонам года. К.N 13има к.N 2 Весна к.N 3 Лето к.N 4 Осень (получают карточки - задания и листы для выполнения)
II. группа "Контроль за выбросами предприятий" (получают карточки - задания и листы для выполнения) к.N 1 построить столбчатую диаграмму количества выбросов предприятий к.N 2 посчитать суммарный выброс предприятий и выброс на каждый день к.N 3 вырезать столбики по объёму выбросов для каждого из семи предприятий к. N 4 обозначить на карте семь крупных предприятий города к.N 5 построить круговую диаграмму по количеству выбросов семи крупных предприятий
III. группа "Наблюдения за температурой". Посчитать ср. год. 1 для г.Томска по данным разных лет. к.N 1 за 1996г. к.N 2 за 1997г. к.N 3 за 1998г. к.N 4 за 1999г. построить график к.N 5 за 1995г. Затем все результаты работы вывешивают на доску. А теперь ответим на вопросы:
Сделайте вывод из всего сказанного. (Ожидаемый ответ: Прежде чем что-то сделать - подумай, исследуй, проверь, посчитай.) И в этом помогут вам знания математические и географические. Правильным размещением предприятий мы, можем быть, и решим частично, конечно, проблему загрязнения воздуха в городе, но решим ли мы этим проблему загрязнения атмосферы в целом? (НЕТ) Так как атмосфера - самая подвижная, самая неделимая оболочка Земли, её движение не подчиняется государственным границам, не признаёт их. Всю атмосферу не пропустишь через фильтр, всё человечество в противогазы не оденешь, не отгородишь воздушное пространство одного города от другого. Борьба за чистый воздух должна включать в себя целый комплекс мероприятий. Каких? (ответы детей) Д/з. Нарисовать в тетради план города, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятий, разместить в нем с учётом преобладающих ветров предприятия, жилые кварталы и зоны отдыха. С.СЗ.Ю.ЮЗ Викторина
Приложение 1.
Приложение 2.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||