|
||||||||||||||||||||||||||||||
Экспертиза учебной деятельности на уроке
Научно обоснованный анализ деятельности учителя является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей - увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике. При этом нельзя разрывать единство содержания деятельности учителя и его результатов. Нередко, однако, упор делается на новые методы и приемы, модернизацию прошлого опыта, находки учителя безотносительно к тому, как они влияют на учащихся. Однако в первую очередь надо фиксировать результаты нововведений - как изменилась работоспособность учащихся, что они запомнили и каким образом использовали знания. Важно анализировать также действенность старых методов обучения, традиционных методик, которые могут оказывать положительное влияние на показатели обучаемости или отрицательно сказываться на отношении детей к учению. Диагностика призвана определить разумное сочетание нового и старого в работе учителя. Далее выявляется знание учителем типичных черт и индивидуальных особенностей школьников. Это позволяет активно использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми на уроке, опираться на их силы и способности, осуществлять коррекцию общей работы, привлекать сильных учеников к работе со слабыми.
Следует четко выделить требования к анализу работы учителя. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определенной идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и результатом работы учителя. Иногда педагог добивается высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузок домашними заданиями, то есть успех приходит в результате перенапряжения сил учителя и учащихся. Высокие результаты в этом случае не могут быть ценены положительно, поскольку достигаются за счет снижения качества обучения по другим предметам вносят дисгармонию в учебный процесс. В-третьих, изучается воспитательное влияние учителя, зрелость его мастерства. В-четвертых, важно выявить способности учителя к анализу и оценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.
Качество работы учителя определяется его авторитетом, мастерством. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока. Анализ деятельности своего коллеги или подчиненного должен отвечать не только современному уровню развития науки, но и требованиям этике аналитической деятельности. Этические требования касаются предмета содержания и форм анализа. Человек, деятельность которого анализируется, должен быть обязательно в курсе того какова цель данного анализа. С предполагаемой целью своего анализа посещающий (эксперт) должен познакомить посещаемого перед анализируемым мероприятием и осведомиться о его готовности к такого рода анализу. Эксперт должен заранее договориться с посещаемым (посещаемыми) о своем праве задавать отдельные вопросы или принимать какое-либо участие в посещаемом мероприятии. Перед проведением анализа эксперт должен предложить посещаемому самому сделать краткий анализ мероприятия (самоанализ). Прежде чем судить о качестве посещенного мероприятия, эксперт должен устранить все возможности непонимания в общении с посещаемым. Для этого необходимо спрогнозировать все возможности такого непонимания и задать вопросы посещаемому. Вопросы могут касаться уточнения:
Если посещаемый волнуется, предпочитает обдумать свои ответы, то лучше задать вопросы письменно или дать время на обдумывание. Эксперт может по своему желанию предложить посещаемому сообщить или показать свой план или конспект мероприятия. Но требовать план в письменной форме в обязательном порядке - неэтично, так как способы подготовки мероприятия могут быть различны. При анализе следует сначала отметить положительные стороны, а затем в корректной форме раскрыть недостатки. Самое лучшее, если эксперт так строит свои вопросы и высказывания, что выводы о недостатках анализируемый делает сам. Как бы ни был опытен эксперт, он должен быть готов к тому, что анализируемый не согласится с его оценкой. Задача эксперта сделать не только грамотный анализ, но и убедить анализируемого в его правильности и объективности. По просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение на посещенное с целью анализа мероприятия. В завершение аналитической процедуры обязательно должно быть предоставлено слово анализируемому.
Высокий уровень аналитической деятельности у участника образовательного процесса, очевидно, достигается не сразу. О зрелости аналитической деятельности можно судить по совпадению самоанализа с результатами экспертной проверки различных уровней. И по умению руководителей и каждого из участников можно определить направления совершенствования своего профессионального мастерства. Умение видеть свои недостатки, находить способы и средства своего профессионального совершенствования ў это показатель зрелости аналитической деятельности. В экспертной карте необходимо зафиксировать такие общие моменты для любого учебного процесса: тема и тип занятия. Так же определяется область экспертизы, предмет, инструмент и цель экспертного оценивания. 1. Диагностическая карта обязательно должна содержать формулировку цели занятия (поставленную диагностично) и триединую задачу занятия (обучающую, развивающую и воспитательную). Экспертиза не может быть начата без этих формулировок. 2. Дидактическое оформление занятия (отбор адекватных целей, методов, средств обучения). 3. Руководство творческой деятельностью учащихся в процессе занятия: способность эффективно передавать информацию для познавательной деятельности студентов;
4. Реализация преподавателем воспитательной функции занятия. 5. Умение преподавателя создавать условия рефлексии. 6. Умение преподавателя организовывать собственную деятельность. Владение методиками. 7. Соответствие занятия заявленной технологии:
8. Методические особенности занятия:
9. Выводы и предложения эксперта:
Инновационная деятельность предполагает, что учитель и школьники находятся в процессе сотворчества. Цель экспертизы инновационного урока ў помочь учителя определиться с процессом целеполагания и выработкой критериев для дальнейшего анализа. Приводим примерную экспертизу проблемного урока. Проблема: работа по формированию умений и навыков учебно-интеллектуального труда (результат диагностики).
В экспертизу могут быть включены не только уроки педагогов - предметников, но и внеклассные воспитательные мероприятия, мероприятия эстетической направленности, управленческие совещания. | ||||||||||||||||||||||||||||||