Содержание

Введение 1.

Введение 2.

1. Урок.

2. Урок.

3. Урок.

4. Урок.

5. Урок.

6. Урок.

7. Урок.

8. Урок.

В конце.

Экспертиза учебной деятельности на уроке

 

Научно обоснованный анализ деятельности учителя является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей - увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике. При этом нельзя разрывать единство содержания деятельности учителя и его результатов. Нередко, однако, упор делается на новые методы и приемы, модернизацию прошлого опыта, находки учителя безотносительно к тому, как они влияют на учащихся. Однако в первую очередь надо фиксировать результаты нововведений - как изменилась работоспособность учащихся, что они запомнили и каким образом использовали знания. Важно анализировать также действенность старых методов обучения, традиционных методик, которые могут оказывать положительное влияние на показатели обучаемости или отрицательно сказываться на отношении детей к учению. Диагностика призвана определить разумное сочетание нового и старого в работе учителя. Далее выявляется знание учителем типичных черт и индивидуальных особенностей школьников. Это позволяет активно использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми на уроке, опираться на их силы и способности, осуществлять коррекцию общей работы, привлекать сильных учеников к работе со слабыми.

 

Следует четко выделить требования к анализу работы учителя.

Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определенной идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и результатом работы учителя. Иногда педагог добивается высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузок домашними заданиями, то есть успех приходит в результате перенапряжения сил учителя и учащихся. Высокие результаты в этом случае не могут быть ценены положительно, поскольку достигаются за счет снижения качества обучения по другим предметам вносят дисгармонию в учебный процесс.

В-третьих, изучается воспитательное влияние учителя, зрелость его мастерства.

В-четвертых, важно выявить способности учителя к анализу и оценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

 

Качество работы учителя определяется его авторитетом, мастерством. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока.

Анализ деятельности своего коллеги или подчиненного должен отвечать не только современному уровню развития науки, но и требованиям этике аналитической деятельности.

Этические требования касаются предмета содержания и форм анализа. Человек, деятельность которого анализируется, должен быть обязательно в курсе того какова цель данного анализа. С предполагаемой целью своего анализа посещающий (эксперт) должен познакомить посещаемого перед анализируемым мероприятием и осведомиться о его готовности к такого рода анализу. Эксперт должен заранее договориться с посещаемым (посещаемыми) о своем праве задавать отдельные вопросы или принимать какое-либо участие в посещаемом мероприятии.

Перед проведением анализа эксперт должен предложить посещаемому самому сделать краткий анализ мероприятия (самоанализ).

Прежде чем судить о качестве посещенного мероприятия, эксперт должен устранить все возможности непонимания в общении с посещаемым. Для этого необходимо спрогнозировать все возможности такого непонимания и задать вопросы посещаемому. Вопросы могут касаться уточнения:

- теоретических аспектов (включая терминологию);

- методик практической реализации поставленных задач;

- дифференцированных и индивидуальных особенностей участников анализируемого мероприятия, например, учеников на уроке.

Если посещаемый волнуется, предпочитает обдумать свои ответы, то лучше задать вопросы письменно или дать время на обдумывание.

Эксперт может по своему желанию предложить посещаемому сообщить или показать свой план или конспект мероприятия. Но требовать план в письменной форме в обязательном порядке - неэтично, так как способы подготовки мероприятия могут быть различны.

При анализе следует сначала отметить положительные стороны, а затем в корректной форме раскрыть недостатки. Самое лучшее, если эксперт так строит свои вопросы и высказывания, что выводы о недостатках анализируемый делает сам.

Как бы ни был опытен эксперт, он должен быть готов к тому, что анализируемый не согласится с его оценкой. Задача эксперта сделать не только грамотный анализ, но и убедить анализируемого в его правильности и объективности. По просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение на посещенное с целью анализа мероприятия. В завершение аналитической процедуры обязательно должно быть предоставлено слово анализируемому.

 

Высокий уровень аналитической деятельности у участника образовательного процесса, очевидно, достигается не сразу. О зрелости аналитической деятельности можно судить по совпадению самоанализа с результатами экспертной проверки различных уровней. И по умению руководителей и каждого из участников можно определить направления совершенствования своего профессионального мастерства. Умение видеть свои недостатки, находить способы и средства своего профессионального совершенствования ў это показатель зрелости аналитической деятельности.

В экспертной карте необходимо зафиксировать такие общие моменты для любого учебного процесса: тема и тип занятия. Так же определяется область экспертизы, предмет, инструмент и цель экспертного оценивания.

1. Диагностическая карта обязательно должна содержать формулировку цели занятия (поставленную диагностично) и триединую задачу занятия (обучающую, развивающую и воспитательную). Экспертиза не может быть начата без этих формулировок.

2. Дидактическое оформление занятия (отбор адекватных целей, методов, средств обучения).

3. Руководство творческой деятельностью учащихся в процессе занятия: способность эффективно передавать информацию для познавательной деятельности студентов;

  • умение создавать общение в учебном процессе;
  • умение регулировать процесс общения;
  • умение создавать позитивный эмоциональный фон.

4. Реализация преподавателем воспитательной функции занятия.

5. Умение преподавателя создавать условия рефлексии.

6. Умение преподавателя организовывать собственную деятельность. Владение методиками.

7. Соответствие занятия заявленной технологии:

  • точки удивления;
  • способы взаимодействия участников (студентов) на занятии.

8. Методические особенности занятия:

  • позиция преподавателя - уровень положительного влияния преподавателя на студентов;
  • позиция студента - уровень активности и самостоятельности в образовательной системе занятия.

9. Выводы и предложения эксперта:

  • адекватность (соответствие содержания образования и целей);
  • соответствие методики и технологии типу занятия.

Инновационная деятельность предполагает, что учитель и школьники находятся в процессе сотворчества. Цель экспертизы инновационного урока ў помочь учителя определиться с процессом целеполагания и выработкой критериев для дальнейшего анализа. Приводим примерную экспертизу проблемного урока. Проблема: работа по формированию умений и навыков учебно-интеллектуального труда (результат диагностики).

Умения и навыки

Деятельность учителя на уроке по данной проблеме

Деятельность учащихся

Замечания изучающего урок

1.Умение мотивировать свою деятельность

правильность и обоснованность цели урока с учетом данной проблемы, уровня подготовленности класса, возможностей самого учителя; создание благоприятных условий на уроке для поддержки положительных мотивов (любознательности, познавательного интереса);- разумная система поощрения (похвала ответа, создание своеобразных ситуаций).

наличие сознательной учебной дисциплины, стремление охотно выполнять требования учителя; повышенная тяга к познавательным играм, учебным дискуссиям, спорам и другим методам стимулирования учения; откровенность в высказываниях суждениях.

 

2. Умение внимательно слушать объяснения учителя, активно воспринимать учебную информацию

оптимальный отбор методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих формирование у учащихся умение слушать объяснение учителя, активно воспринимать учебную информацию, - эффективность использования всех научных достижений в области данного учебного предмета;

- четкость плана рассказа учителя, выделение главного, повторение основных положений, применение подходящих приемов запоминания (зрительных, образных);

- эмоциональность изложения, образность, точность, использование специальной терминологии.

самостоятельное разрешение проблемных ситуаций; стремиться быстро находить свои собственные примеры; делать записи, зарисовки в тетрадях; при слушании следить за планом рассказа, выделять мысленно самое главное, существенное, задавать вопросы учителю при непонимании материала.

 

3. Умение осмысливать логически запоминать учебный материал, выделяя в нем главное

формирование мыслительных процессов на всех этапах урока, использование проблемных ситуаций, таких мыслительных ситуаций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование; формирование установки на запоминание учащимися определенного материала на длительный срок, организация деятельности, способствующей этому запоминанию___(зарисовки, вычерчивание схем, таблиц); - устойчивость внимания на разных этапах урока, случаи отвлечения внимания и его причины, приемы поддерживания его на уровне высокой устойчивости; - логичность, доступность изложения материала урока; - концентрация внимания учащегося на основе определения формулировки, выводов и обобщения

анализ текста с целью выделения главного, выявление вспомогательных компонентов, необязательных для запоминания; овладение приемами планирования; анализ планов своих товарищей.

 

4. Отработка умения самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи

использование различных приемов организации самостоятельной работы учащихся на уроках, подбор упражнений, широкое использование дидактического материала, карточек - консультаций; задания по отыскиванию учащимися сферы применения изучаемых вопросов в окружающей деятельности и составление на этой основе новых задач; - организация различных лабораторных и практических задач - использование различных приемов проблемного обучения.

самостоятельное составление задач и их коллективное обсуждение; выполнение лабораторных работ; написание сочинений; высказывание предположений, поиск аргументов, самостоятельная формулировка выводов.

 

5. Отработка самоконтроля в учении

организация различных приемов самоконтроля: проверка правильности выполнения письменных заданий, ответы на контрольные вопросы учебника, составление плана прочитанного, взаимное рецензирование.

ответ на контрольные вопросы; сравнение с образом, который демонстрируется на экране;* взаимная проверка сочинений.

 

В экспертизу могут быть включены не только уроки педагогов - предметников, но и внеклассные воспитательные мероприятия, мероприятия эстетической направленности, управленческие совещания.

Наверх страницы