Содержание

Введение 1.

Введение 2.

1. Урок.

2. Урок.

3. Урок.

4. Урок.

5. Урок.

6. Урок.

7. Урок.

8. Урок.

В конце.

Интегрированная образовательная модель в естественнонаучном образовании Заозерного архитектурно-художественного лицея

Экология становится одной из важнейших наук современности и будущего, поскольку без знания законов существования и развития биосферы, без мировоззрения, основанного на приоритете духовных ценностей, все усилия цивилизации будут направляться на борьбу с последствиями, а не с причиной, породившей конфликт человека и природы. Таким образом, на первый план выдвигается совершенствование экологического образования при приоритете духовно-нравственных ценностей. История - на всем своем протяжении наглядно показывает нам, что во все времена, в большей или меньшей степени существовали экологические кризисы, но они были только следствием. Первопричина - духовный кризис. Следовательно, необходимо изменить отношение человека к природе. А в нашем информационном обществе мы видим только единственный правильный путь - образование. Образование основанное на интеграции различных предметов, которое будет формировать не отвлеченные теоретические знания по различным предметам, а понятия, например: "вода", "природа" и так далее. Таким образом, за основу современного знания мы принимаем интеграцию современных естественнонаучных и гуманитарных наук.

Организация интегрированной образовательной модели предопределяет целесообразность создания комплексной образовательной системы, включающей в себя предметно-экологическое образование и духовно-нравственное восприятие с учетом национальных традиций и особенностей, что, в конечном счете, способствует гуманитазации образовательного процесса. Гуманитазация образовательного процесса должна быть выражена посредством преподавания учебных дисциплин с точки зрения взаимоотношения общества и окружающей среды, воспитание, формирующее потребность в здоровом образе жизни, в духовном и физическом здоровье - необходимых факторах реализации личности. Любой из перечисленных аспектов можно рассматривать и как самостоятельный модуль. Система лицея сложилась таким образом, что можно выделить три основные направления: гуманитарное, славянское, естественнонаучное. Работа по всем направлениям идет в русле построения преемственности и формировании единого образовательного пространства. Учебная деятельность ориентирована на интегрирование школьных предметов естественного и гуманитарного цикла, с целью создания целостной картины мира.

Особенно интересен, на наш взгляд, аспект национального образования. Который формирует комплекс духовных ценностей, неизбежно оказывающих влияние на взаимоотношение человека и окружающей среды. Славянское направление лицея можно рассматривать как компонент общего духовно-нравственного образования. В нем происходит знакомство учащихся с мировоззрением своего народа, его нравственными критериями, обычаями и традициями.

Стратегия всеобщего экологического образования подразумевает его непрерывность, то есть необходимость учиться в течение всей жизни в соответствии с развитием личности и сменой форм деятельности. В лицее экологическое образование простраивается как интегрированный курс и как самостоятельный предмет. Основы закладываются в предмете "Естествознание 5-6 кл.". Программа проработана таким образом, чтобы осуществлялась преемственность в предметном содержании. С 7 по 9 класс включительно "Экология" преподается как самостоятельная дисциплина, но вместе с тем, ведется активная наработка межпредметных связей: интегрированные уроки (экология - биология, экология - география, экология - химия, математика - география - экология и так далее), совместные проектно-исследовательские работы, работа в проблемно-творческих группах. Работа в старших классах также строится по принципу интеграции: в 10 классе - это осуществляется в разделе географии "Рациональное природопользование", а в 11 классе - в общей биологии как самостоятельный раздел "Глобальная экология". Нам видится, что главная задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионального ориентированного экологического образования. Таким образом, простраивая естественнонаучный цикл мы отразили, прежде всего, современные научные основы экологии. А интеграция помогла нам сформировать целостное представление у учащихся о главных законах природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы, которые являются следствием этих законов.

Современная экология - огромная, сложно структурированная область научного знания, имеющая центральную и дополняющую часть. Это целый комплекс теоретических и прикладных наук, к тому же экологические аспекты отражены практически во всех других естественных и некоторых гуманитарных дисциплинах. Вместе с тем сообразно сочетать равные доли классической экологии и прикладных проблем. Так в нашем случае вопросы классической экологии рассматриваются в рамках курса "Экология 7-9кл.". Где в центре курса - жизнь, живые объекты, включая человека и человеческое общество. Вся прикладная часть выносится в область интеграции. Не происходит подмены смысла, так как формирующаяся экологическая теория будет пронизана примерами прикладной значимости этой науки. С прикладными вопросами экологического характера выпускник школы будет встречаться всю дальнейшую жизнь в бытовой, и в производственной, и в социальных сферах и будет вынужден принимать решения в соответствие со своей подготовкой. Следует помнить, что для многих, если не для большинства, школа останется единственным источником общетеоретических экологических знаний, формирующих основы мировоззрения.

В настоящем целесообразно говорить о сотворчестве учителя и ученика, как наивысшей точки развития и использования полученных знаний. Чтобы добиваться творческих достижений необходимы желания, воля. Для творчества чрезвычайно важен ориентировочный рефлекс, на базе которого развиваются любознательность, рефлексы самовыражения и подражания, потребность в высокой самооценке и признании окружающими. Цель нашей работы - неразрывная связь теоретических знаний, практической деятельности и проектно-исследовательской работы учащихся. Не случайно, итогом 1998-99 учебного года стала работа посвященная вопросу интеграции нескольких педагогических технологий в единое целое. Создавая такую интегрированную модель, когда можно видеть не только межпредметные связи, но и внутри самого предмета сплав нескольких образовательных технологий будет приводить к высоким результатам мыслительной деятельности учащихся.

Наверх страницы