© ОмГУ © ИНОО ОмГУ
Методы проведения сетевых занятий

  Содержание
  Лекция 1
  Лекция 2
   Приложение 1
  Лекция 3
  Лекция 4
   Приложение 1
  Лекция 5
  Список литературы
  Приложение к электронному учебнику 1
  Приложение к электронному учебнику 2
  Презентация

Лекция 2

Дистанционные семинары. Классификация и типология сетевых методик и технологий. Сетевые семинары в ИОС ОО

Наиболее универсальным и распространенным типом практического занятия в высшей школе является семинарское занятие, он же является наиболее апробированной в Интернет-обучении формой организации практического занятия. Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя [16].

Семинарское занятие в вузах имеет богатую историю. Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

Дальнейшее развитие семинары получили в университетах. В XVIII веке они предназначались главным образом для работы над первоисточниками, преимущественно по гуманитарным наукам. Окончательно слово семинар, обозначавшее первоначально научно-практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-е годы. [1]

Рассмотрим особенности сетевых семинаров с точки зрения используемых информационных технологий и организации коммуникаций.

Отличие синхронных видов занятий от асинхронных

Синхронные виды занятий (реализуемые с помощью видеоконференции, чата) более близки традиционным видам занятий, поскольку подразумевают такое же непосредственное, мгновенное общение, непосредственный отклик и т.д. Впрочем, формы коммуникаций все же опосредованы технически: эпистолярный чат или визуально-речевая видеоконференция. Исключены из взаимодействия тактильные и обонятельные органы чувств.

Как уже отмечалось, помимо удаленности, распределенности, алокальности (независимости от расстояния, положения в пространстве) не менее важной и востребованной особенностью ДОТ является асинхронность учебного процесса – независимость от времени. Поэтому синхронные виды организации технологии практических занятий не вполне реализуют преимущества ДОТ. Кроме того, организация, техническое и методическое обеспечение синхронных занятий более сложны и дороги.

Поэтому, нам представляется, что в первую очередь необходимо находить асинхронные заменители традиционных занятий и лишь в случае особой необходимости методического и дидактического уровня – формы синхронные. 

При этом асинхронные занятия, безусловно, имеют дидактические особенности, сильно отличающие их от традиционных. По своему знаку эти отличия неоднозначны: для них можно найти и преимущества и недостатки.

Возможная коммуникационная организация (коммуникационная технология, применяемая для организации практического занятия):

  1. Один на один (преподаватель – студент без возможности коммуникации с другими студентами группы)
  2. Один – много (преподаватель – группа, локализованная в одном помещении)
  3. Много-много (распределенные студенты группы, общающиеся с преподавателем и между собой).

Третий тип  организации коммуникаций является предпочтительным с точки зрения реализации преимуществ ДОТ при максимальном сохранении достоинств традиционного обучения. Однако он не всегда реализуем на практике.

Семинар-видеоконференция

Как отмечают многие авторы [16] в педагогическом аспекте данный вид семинара практически не отличается от традиционного (все участники видят друг друга). Наблюдаются некоторые особенности, связанные с техническими недостатками и т.п. (задержка, прерывание звука, изображения; неоптимальное расположение людей и техники и т.п.). Этот вид семинара – самый дорогой как по вложениям в технику, так и по оплате трафика, и самый технологически сложный. При этом практически невозможно реализовать в нем третий, предпочтительный тип коммуникаций (между учащимися, находящимися в разных местах). Семинар-видеоконференция для преподавателя, находящегося в одном месте и группы студентов, находящихся в одной аудитории, может быть организован посредством наземных компьютерных сетей или с использованием цифрового спутникового канала. Первая технология предоставляет самую дешевую видеосвязь при среднем уровне качества. Ее целесообразно использовать для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и изображения есть возможность совместного управления экраном компьютера: создание рисунков и схем на расстоянии, передача фотографического и рукописного материала. Вторая технология совмещает высокое качество видеоизображения и относительно низкую стоимость проведения видеоконференции. Эта технология может оказаться эффективной при относительно небольшом объеме занятий (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 обучающихся), при проведении обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курса и образовательных программ [17].

Асинхронный семинар-видеоконференция

При все более широком внедрении спутниково-телевизионных коммуникаций мыслима и все более актуализируется идея асинхронных, отложенных во времени видеоконференций в виде виртуальных сред видеообщения. Однако нам не известны примеры реального внедрения таких средств и методов в учебный процесс дистанционного обучения.

Интересно представить использование в подобного рода общении условных фигур для замещения реальных людей, называемых аватарами (англ. аvatars). Эти фигуры действуют в псевдомирах (например, в виртуальных чат-комнатах). Они могут напоминать реального человека или, напротив, быть совершенно противоположными, выдуманными.

Семинар-чат (синхронный, эпистолярный)

Как показывает и наша практика и литературные данные [16] на данный вид семинара накладываются ограничения (расположены по убыванию «важности»):

  1. Ограничение количества участников (как правило, не более 5). Это связано как отсутствием приемлемых интерфейсов для учебных чатов, так и более глубокой причиной – психологической, интеллектуальной и физической невозможностью преподавателя контролировать в эпистолярной форме общение больших групп в реальном времени.
  2. Эпистолярная учебная речь значительно сложнее, а скорость передачи информации в ней меньше, чем в устной учебной речи. Поэтому не всякий учащийся способен адекватно и вовремя выразить в чате с вою позицию. Требования же к преподавателю еще выше. По-сути преподаватель должен работать с клавиатурой на уровне профессионального секретаря-машинистки. 
  3. Трудностью для удаленных на большое расстояние (несколько часовых поясов) и живущих в разных временных и трудовых ритмах согласовать единое время присутствия в чате.
  4. Ограничение по времени, как правило, не более 1-1.5 часов в связи с высоким психологическим напряжением  [16].

Безусловно, приведенные недостатки могут устраняться по мере развития техники и методики проведения учебных чатов, однако, сегодня по нашему мнению чат может являться лишь вспомогательным IT-средством при проведении практических сетевых занятий. Его целесообразно использовать:

  1. Когда оправданы синхронные семинары под контролем преподавателя в микрогруппах (3-4 учащихся).
  2. Для проведения штатных консультаций по пройденному материалу, когда ожидаемое количество участников много меньше стандартной сетевой группы (10-12 человек).
  3. Для проведения внештатных консультаций по заявкам и для малых групп учащихся (например, объяснение непонятого материала).
  4. Для самостоятельной работы малых групп без участия преподавателя (например, в при работе над совместным проектом).

Семинар-форум (асинхронный, эпистолярный).

Форум или телеконференция имеет ряд преимуществ по сравнению с чатом [16]:

  • Удобнее работать с учащимися из разных часовых поясов;
  • Как правило, интерфейс более структурированный, с большими возможностями организовать полноценный диалог (по сравнению с чатом);
  • Грациальность [6] работы участников (в наиболее удобное время с наивысшим интеллектуальным состоянием);
  • Возможность вернуться к обсуждаемой теме, поправить предыдущее сообщение, обдумать новое и т.п.;
  • Минимальные технические требования как к клиентскому месту, серверу обучения, телекоммуникациям.

Семинары в Интернете существенно отличаются от очных тем, что семинар длится не несколько часов, а несколько суток (и даже несколько недель) и любые высказывания участников семинара являются письменными, т. е. могут храниться в течение всего времени жизни курса.

Здесь можно ввести понятия активного учащегося – того, кто проходит процесс обучения в данный момент времени, и пассивного учащегося – того, кто не участвует в учебном процессе в данный момент времени, но его высказывания  за прошедший период используются (принимаются во внимание) активным учащимся.

Таким образом, каждый учащийся «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет. Учащиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Кроме этого, новый учащийся, только приступивший к занятиям, имеет возможность видеть все оставленные преподавателем высказывания учащихся прошедшего семинара по соответствующей теме, т. е. имеет место эффект присутствия в группе, даже если учащийся приступил к занятиям один. То есть речь идет о «непрерывно длящемся семинаре», когда групповое обучение реализуется в виде виртуальной группе последовательного (а не параллельного) обучения. Семинар-форум может существовать не дни, а месяцы и годы.

С нашей точки зрения именно этот инструмент-средство на сегодня является оптимальным для проведения семинарских занятий (при минимуме средств на его организацию и поддержку может дать достаточный дидактический эффект). Именно семинарам, реализуемым в этой технологии будет посвящена данная и последующая лекция.

Традиционные методы проведения семинаров делятся [6]:

  • Вопросно-ответный семинар
  • Развернутая беседа
  • Семинар с использованием докладов
  • Семинар с использованием рефератов
  • Теоретическая конференция в группе или на потоке
  • Семинар пресс-конференция
  • Комментированное чтение первоисточников
  • Семинар по методу малых групп
  • Семинар-экскурсия
  • Семинар-дискуссия
  • Семинар-деловая игра
  • Семинар-контрольная
  • Семинар-коллоквиум
  • И др.

Реально используемые в сетевых семинарах традиционные методы можно разбить на 2 различающиеся формы организации дискуссии:

  • Вопросно-ответный семинар, в котором преподаватель выносит на обсуждение всей группы один или несколько вопросов (чаще порядка 3-х) и каждый учащийся высказывается по каждому вопросу, участвует в дискуссии по вопросу с другими учащимися, отвечает на вопросы и принимает оценку преподавателя. Сюда же относятся семинар-дискуссия (одна тема или развивающаяся преподавателем тема-вопрос для обсуждения), семинар-конференция, семинар-беседа, комментированное чтение первоисточников и т.п.
  • Докладно-дискуссионный семинар. Учащийся высказывается по индивидуальной теме, выносит на обсуждение индивидуальный доклад, реферат. Далее идет дискуссия по нему, главным образом с преподавателем. Сюда же можно отнести семинар-контрольную, семинар-коллоквиум

Семинарские занятия в курсе проводятся в виде последовательности тематических семинаров, на каждом семинаре разбираются задания, выполненные учащимися, объясняются возникшие трудности, проводятся дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара. При этом проводится, как правило,  индивидуальная работа с каждым учащимся (замечания и комментарии по выполненным заданиям, объяснения, ответы на вопросы и т. п.).  Все остальные учащиеся «присутствуют» на занятиях и могут принимать активное участие в обсуждении, высказывая свое мнение [12].

Проведение электронных занятий в виртуальном представительстве РПОО

Приведенные ниже технологические карты проведения электронного занятия отражают типовые сервисные возможности учебного сетевого процесса, реализуемые в виртуальном представительстве образовательного учреждения общенационального Российского портала открытого образования (http://www.openet.ru). Значительная часть используемого материала взята из работы [6].

Модель работы слушателя в семинаре

Или технологическая карта действий учащегося (рассматривается по шагам):

  1. До проведения электронного (виртуального) семинара изучите материал темы курса, по которому будет проводиться семинар, используя предварительно размещенные «Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса».
  2. Продумайте план ответа на основные вопросы темы, выносимой на семинар, а также подготовьте свои вопросы, возникшие у Вас при изучении данной темы (рекомендуется заранее зафиксировать письменно Ваши ответы по теме и вопросы, которые Вы хотели бы задать преподавателю).
  3. Внимательно прочитайте практическое задание по теме курса, выносимой на семинар. Заранее подготовьте вопросы, которые Вы хотели бы обсудить в ходе виртуального семинара.
  4. Во время проведения виртуального семинара внимательно читайте сообщения других учащихся и комментарии преподавателя, обдумывая их содержание; принимайте участие в обсуждении, публично отсылая свои соображения.
  5. Участие в семинаре оценивается по количеству и качеству сообщений каждого учащегося. Все сообщения протоколируются автоматически.
  6. Семинарское занятие или консультация в виртуальном представительстве учебного заведения информационно-образовательной среды открытого образования (ВП ИОС ОО Российского портала открытого образования) может осуществляться в двух режимах: «Форум» (асинхронный) и «ЧАТ» (синхронный).
  7. Форма и время (период проведения) виртуального семинара определяются преподавателем и отражаются в расписании занятий, которое можно посмотреть, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель».

Участие в семнаре-форуме:

  1. При проведении виртуального семинара в режиме «Форум» необходимо, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель», последовательно выбрать в меню пункты «Коммуникации», «Форумы», «Учебные форумы», «форумы Вашей группы», форум указанного в графике курса названия.
    1. Форумы группы необходимо отличать от закрытого форума ВП (служит для общения в администратором) и открытого форума ВП (доступен без авторизации) (См. Рис. 1).
    2. Рис. 1. «Виды» форумов, доступные слушателю группы
      Рис. 1. «Виды» форумов, доступные слушателю группы
    3.  Под форумами групп понимаем форумы доступные при нажатии ссылки «Учебные форумы для слушателей). Среди них различаем:
      • общий форумы Вашей группы – он идет под именем группы и  служит для:
        1. дублирования преподавателем объявлений слушателям. Инициатор обращений  – преподаватель)
        2. Проведение между слушателем и преподавателем консультаций как технического, так и содержательного уровней, не относящимся к семинарским занятиям. Инициатор обращений – студент)
      •  форумы-семинары, которые имеют название соответствующего семинара. 
    4. Для решения через общий  форум первых двух задач, пользователи (слушатели и тьютор) должны не реже 2-х в неделю заходить в форум группы и просматривать вновь появившиеся сообщения. В течение 2-х дней после  новой записи около нее показывается флажок new! Свою работу в семинарах-форумах надо соотносить с графиком курса, указаниями преподавателя в семинаре-форуме и на доске объявлений.
    5. Чтобы прочитать сообщение в форуме, Вы должны «кликнуть» данное сообщение в списке форумов; повторное же нажатие – закрывает текст сообщения. Для того чтобы ответить какому-либо участнику в форуме, необходимо в тексте его сообщения нажать «Написать ответ…». В этом случае, ответ займет иерархическое место под данным сообщением. Вы можете также ответить непосредственно автору сообщения. Для этого необходимо нажать на фамилию автора данного сообщения. В этом случае ответ будет получен только автором сообщения, на которое дается ответ (см. Рис. 2).
    6. Рис. 2. Сообщения в форуме
      Рис. 2. Сообщения в форуме
    7. Для того, что бы участвовать в работе виртуального семинара, Вам следует использовать окно (рис. 10.27), которое находится на странице форума. Здесь можно создавать новые сообщения, задавая вопросы преподавателю
    8. Рис. 3. Форма для отсылки сообщения в форуме
      Рис. 3. Форма для отсылки сообщения в форуме
    9. После подготовки своего сообщения отправьте его в форум нажатием кнопки «Отправить». Убедитесь, что сообщение доставлено в форум, для чего обновите форум (кнопка «Обновить») и убедитесь, что оно находится среди сообщений других участников.
    10. К сообщению можно прикрепить отдельный файл любого формата. Для этого в поле «прикрепить файл» открыть нужный файл, находящийся в одной из папок файловой структуры рабочего компьютера. Этой опцией следует пользоваться в случае, когда Ваше сообщение превышает 1-1.5 стр. стандартного текста или Вы хотите снабдить его иллюстрацией или переслать преподавателю какой-либо другой файл.
    11. Одно из главных замечание по порядку проведения семинаров и консультаций в режиме форум - не соблюдаются правила дискуссии. В результате отдельные куски дискуссии оказываются разбросанными по всему форуму и поэтому крайне трудно оценить всю работу в целом. Поэтому рекомендуется:
      • В каждом своем сообщении писать строчными буквами свою фамилию (а не имя!!!),
      • Обязательно в строке «тема» пишите название или главную тему сообщения, причем даже если Ваше сообщение – ответ, при котором автоматически в этом поле появляется запись Re и название исходной темы. Лучше внести оригинальное название.
      • Если Вы отвечаете на вопрос преподавателя или ведете дискуссию по уже обозначенной теме, вся дискуссия должна происходить под первичной репликой, то есть вопросы и реплики формируются как ответы на очередное сообщение внутри этой темы. Делайте Ваше сообщение как ответ на предыдущее!!! Для правильного ведения дискуссии характерен «ступенчатый вид». См. приведенный ниже рисунок.
      • Не заводите новых независимых сообщений без крайней необходимости.
    12. В принципе, обмениваться сообщениями можно как в самом форуме, так и по электронной почте, непосредственно автору, однако в рамках семинара такой режим не рекомендуется, поскольку цель семинара – коллективная работа.

Участие в семнаре-чате:

  1. При проведении виртуального семинара в режиме «ЧАТ» необходимо, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель», последовательно выбрать в меню пункты «Коммуникации» – «ЧАТы».
    1. После того, как Вы попали в режим «ЧАТ», выберите из списка закрытых ЧАТ, ЧАТ Вашей группы. Перед первым виртуальным семинаром в режиме «ЧАТ», заранее зайдите в закрытый ЧАТ виртуального представительства и ознакомьтесь с правилами работы в ЧАТ. Для этого Вам необходимо «щелкнуть» кнопку «Справка по ЧАТ».
    2. При проведении виртуального семинара в режиме «ЧАТ» обратите особое внимание на точное время начала семинара, в противном случая, Вы не попадете в него, так как ЧАТ открывается преподавателем
    3. После того, как Вы попали в режим «ЧАТ», выберите из списка закрытых ЧАТ, ЧАТ Вашей группы. Перед первым виртуальным семинаром в режиме «ЧАТ», заранее зайдите в закрытый ЧАТ виртуального представительства (на рис. 4 представлен пример «закрытого» ЧАТа) и ознакомьтесь с правилами работы в ЧАТе. Для этого Вам необходимо «щелкнуть» кнопку «Справка по ЧАТ».
    4. Рис.4 . Пример закрытого ЧАТа  ВП
      Рис.4. Пример закрытого ЧАТа ВП
    5. Временем начала сессии для ЧАТ группы является время появления в ЧАТ преподавателя.  После этого Вы можете войти в режим «ЧАТ», используя кнопку «Войти в ЧАТ». Не забудьте выбрать цвет Вашего имени в ЧАТе (отличный от черного, которым обычно пользуется преподаватель). В ходе ЧАТАа Вы можете создавать и отправлять свои сообщения (используя поле, показанное на рис. 5), читать все сообщения, отвечать на них.
    6. Рис. 5 Поле заполнения текста сообщения в режиме «ЧАТ»
      Рис. 5. Поле заполнения текста сообщения в режиме «ЧАТ»
    7. Во время проведения семинара Вы можете отправлять Ваши сообщения в общий ЧАТ нажатием кнопки «Отправить реплику в общий ЧАТ». В этом случае Ваше сообщение будет отражено на экране. При предварительном нажатии на имя любого другого участника ЧАТа перед Вашим сообщением появится кому направлена Ваша реплика.
    8. Можно также отправлять сообщение преподавателю нажатием кнопки «Отправить реплику в приват». Данный режим общения обеспечивает преподавателю возможность индивидуального опроса учащихся или беседы с ним. При этом все реплики в данном режиме видят только два пользователя – преподаватель и опрашиваемый им учащийся.
    9. Также в одном из полей присутствует набор значков, идентифицирующих тип сообщения:
      • идея;

        восклицание;

        вопрос;

        ряд смайликов (улыбка; грусть; сбит с толку; широкая улыбка; удивление; умная мысль).

        Тип сообщения проставляется перед фамилией присутствующего и определяет общую тональность реплики. Чтобы воспользоваться значком типа сообщения, следует поставить маркер около выбранного типа и ввести сообщение. Смайлик может выделять какое-то отдельное слово или предложение. Чтобы воспользоваться смайликом, следует его «кликнуть» мышкой и он появится в той части предложения, где в данный момент находится курсор.

    10. Семинар заканчивается (его закрывает преподаватель) выходом его из ЧАТ.
Технические особенности работы в форуме преподавателя (тьютора)
  1. Безусловно, преподаватель (тьютор) обладает большими правами, чем слушатель, однако, не на порядок.
    1. Ему доступны для просмотра и редактирования форумы всех групп, к которым он приписан как тьютор.
    2. При создании курса и подписке к нему группу и тьютора задаются общий форум и ЧАТ группы.
    3. Тьютор может создавать  новые учебные форумы любой из таких групп в течение всего учебного процесса группы, задавать им любые названия (за исключением первого группового форума, название которого повторяет абберивиатуру группы), удалять их.
    4. Он может модерировать (редактировать и удалять) любые сообщения своих форумов

Технические особенности работы в чате преподавателя (тьютора)

  1. ЧАТ группы в текущий момент времени единственен.
    1. Во времени за период действия курса может быть проведено какое угодно число ЧАТов. Каждый из них после закрытия сессии архивируется и становится доступным преподавателю для анализа (см. рис. 6).
    2. Рис. 6. Архив ЧАТа
      Рис. 6. Архив ЧАТа
    3. Каждому ЧАТу преподаватель задает свое название.
    4. Преподавателю доступен режим ПРИВАТ с любым слушателем группы, слушателю – только с преподавателем. При отправке сообщения в приват необходимо выбрать пользователя, кому будет адресовано сообщение. Если между двумя пользователями ведется диалог в привате, то в списке напротив фамилии, имени и отчества участников диалога показывается наличие сообщений в привате.
    5. Преподаватель имеет возможность менять параметры работы и изменять индивидуальные настройки ЧАТ: частота обновления (в секундах) основного ЧАТ или привата; списка пользователей; количество отображаемых сообщений (в основном ЧАТ и в привате); цвет имени пользователя в рабочем поле ЧАТ (рис. 7).
    6. Рис. 7. Настройки ЧАТ
      Рис. 7. Настройки ЧАТ
    7. Параметры работы изменяются путем редактирования цифры в соответствующем поле ввода и последующим нажатии кнопки «Изменить настройки». Новые параметры сохраняются в системе до выхода пользователя из ЧАТ.
    8. При проведении ЧАТ учебной группы существуют некоторые особенности. Временем начала сессии для ЧАТ группы является время появления в ЧАТ тьютора. В ЧАТ учебной группы только у тьютора и администратора присутствует кнопка «Закрыть сессию», которая используется для окончания соответствующего занятия. Преподаватель имеет возможность модерировать (удалять сообщения слушателей) дискуссию. Такие же возможности есть у администраторов. Однако администраторы не могут посылать сообщения в общий ЧАТ. Они могут общаться только с тьютором в привате. Присутствие администратора может использоваться для большего контроля хода занятия в ЧАТе.

РЕЗЮМЕ

Общий алгоритм подготовки учебного занятия в информационной среде дистанционного обучения (ИСДО):

  1. Разбиение (декомпозиция) учебного занятия на последовательность учебных действий (learning act) (например, обмен сообщениями (преподаватель-студент, преподаватель-группа, студент-студент), оценка результата, проверка знаний, донесение оценок до студента (группы) и т.д.).
  2. Подбор технологий/сервисов ПО РВУ для каждого учебного действия.
  3. Построение сценариев работы студента, преподавателя и прочих участников образовательного процесса (лаборант, администратор или куратор учебного процесса) 

Создание методических указаний-инструкций для студентов и преподавателей.