Лекция 2
Дистанционные семинары. Классификация и типология сетевых методик и технологий. Сетевые семинары в ИОС ОО
Наиболее универсальным и распространенным типом практического занятия в высшей школе является семинарское занятие, он же является наиболее апробированной в Интернет-обучении формой организации практического занятия. Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя [16].
Семинарское занятие в вузах имеет богатую историю. Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.
Дальнейшее развитие семинары получили в университетах. В XVIII веке они предназначались главным образом для работы над первоисточниками, преимущественно по гуманитарным наукам. Окончательно слово семинар, обозначавшее первоначально научно-практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-е годы. [1]
Рассмотрим особенности сетевых семинаров с точки зрения используемых информационных технологий и организации коммуникаций.
Отличие синхронных видов занятий от асинхронных
Синхронные виды занятий (реализуемые с помощью видеоконференции, чата) более близки традиционным видам занятий, поскольку подразумевают такое же непосредственное, мгновенное общение, непосредственный отклик и т.д. Впрочем, формы коммуникаций все же опосредованы технически: эпистолярный чат или визуально-речевая видеоконференция. Исключены из взаимодействия тактильные и обонятельные органы чувств.
Как уже отмечалось, помимо удаленности, распределенности, алокальности (независимости от расстояния, положения в пространстве) не менее важной и востребованной особенностью ДОТ является асинхронность учебного процесса – независимость от времени. Поэтому синхронные виды организации технологии практических занятий не вполне реализуют преимущества ДОТ. Кроме того, организация, техническое и методическое обеспечение синхронных занятий более сложны и дороги.
Поэтому, нам представляется, что в первую очередь необходимо находить асинхронные заменители традиционных занятий и лишь в случае особой необходимости методического и дидактического уровня – формы синхронные.
При этом асинхронные занятия, безусловно, имеют дидактические особенности, сильно отличающие их от традиционных. По своему знаку эти отличия неоднозначны: для них можно найти и преимущества и недостатки.
Возможная коммуникационная организация (коммуникационная технология, применяемая для организации практического занятия):
- Один на один (преподаватель – студент без возможности коммуникации с другими студентами группы)
- Один – много (преподаватель – группа, локализованная в одном помещении)
- Много-много (распределенные студенты группы, общающиеся с преподавателем и между собой).
Третий тип организации коммуникаций является предпочтительным с точки зрения реализации преимуществ ДОТ при максимальном сохранении достоинств традиционного обучения. Однако он не всегда реализуем на практике.
Семинар-видеоконференция
Как отмечают многие авторы [16] в педагогическом аспекте данный вид семинара практически не отличается от традиционного (все участники видят друг друга). Наблюдаются некоторые особенности, связанные с техническими недостатками и т.п. (задержка, прерывание звука, изображения; неоптимальное расположение людей и техники и т.п.). Этот вид семинара – самый дорогой как по вложениям в технику, так и по оплате трафика, и самый технологически сложный. При этом практически невозможно реализовать в нем третий, предпочтительный тип коммуникаций (между учащимися, находящимися в разных местах). Семинар-видеоконференция для преподавателя, находящегося в одном месте и группы студентов, находящихся в одной аудитории, может быть организован посредством наземных компьютерных сетей или с использованием цифрового спутникового канала. Первая технология предоставляет самую дешевую видеосвязь при среднем уровне качества. Ее целесообразно использовать для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и изображения есть возможность совместного управления экраном компьютера: создание рисунков и схем на расстоянии, передача фотографического и рукописного материала. Вторая технология совмещает высокое качество видеоизображения и относительно низкую стоимость проведения видеоконференции. Эта технология может оказаться эффективной при относительно небольшом объеме занятий (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 обучающихся), при проведении обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курса и образовательных программ [17].
Асинхронный семинар-видеоконференция
При все более широком внедрении спутниково-телевизионных коммуникаций мыслима и все более актуализируется идея асинхронных, отложенных во времени видеоконференций в виде виртуальных сред видеообщения. Однако нам не известны примеры реального внедрения таких средств и методов в учебный процесс дистанционного обучения.
Интересно представить использование в подобного рода общении условных фигур для замещения реальных людей, называемых аватарами (англ. аvatars). Эти фигуры действуют в псевдомирах (например, в виртуальных чат-комнатах). Они могут напоминать реального человека или, напротив, быть совершенно противоположными, выдуманными.
Семинар-чат (синхронный, эпистолярный)
Как показывает и наша практика и литературные данные [16] на данный вид семинара накладываются ограничения (расположены по убыванию «важности»):
- Ограничение количества участников (как правило, не более 5). Это связано как отсутствием приемлемых интерфейсов для учебных чатов, так и более глубокой причиной – психологической, интеллектуальной и физической невозможностью преподавателя контролировать в эпистолярной форме общение больших групп в реальном времени.
- Эпистолярная учебная речь значительно сложнее, а скорость передачи информации в ней меньше, чем в устной учебной речи. Поэтому не всякий учащийся способен адекватно и вовремя выразить в чате с вою позицию. Требования же к преподавателю еще выше. По-сути преподаватель должен работать с клавиатурой на уровне профессионального секретаря-машинистки.
- Трудностью для удаленных на большое расстояние (несколько часовых поясов) и живущих в разных временных и трудовых ритмах согласовать единое время присутствия в чате.
- Ограничение по времени, как правило, не более 1-1.5 часов в связи с высоким психологическим напряжением [16].
Безусловно, приведенные недостатки могут устраняться по мере развития техники и методики проведения учебных чатов, однако, сегодня по нашему мнению чат может являться лишь вспомогательным IT-средством при проведении практических сетевых занятий. Его целесообразно использовать:
- Когда оправданы синхронные семинары под контролем преподавателя в микрогруппах (3-4 учащихся).
- Для проведения штатных консультаций по пройденному материалу, когда ожидаемое количество участников много меньше стандартной сетевой группы (10-12 человек).
- Для проведения внештатных консультаций по заявкам и для малых групп учащихся (например, объяснение непонятого материала).
- Для самостоятельной работы малых групп без участия преподавателя (например, в при работе над совместным проектом).
Семинар-форум (асинхронный, эпистолярный).
Форум или телеконференция имеет ряд преимуществ по сравнению с чатом [16]:
- Удобнее работать с учащимися из разных часовых поясов;
- Как правило, интерфейс более структурированный, с большими возможностями организовать полноценный диалог (по сравнению с чатом);
- Грациальность [6] работы участников (в наиболее удобное время с наивысшим интеллектуальным состоянием);
- Возможность вернуться к обсуждаемой теме, поправить предыдущее сообщение, обдумать новое и т.п.;
- Минимальные технические требования как к клиентскому месту, серверу обучения, телекоммуникациям.
Семинары в Интернете существенно отличаются от очных тем, что семинар длится не несколько часов, а несколько суток (и даже несколько недель) и любые высказывания участников семинара являются письменными, т. е. могут храниться в течение всего времени жизни курса.
Здесь можно ввести понятия активного учащегося – того, кто проходит процесс обучения в данный момент времени, и пассивного учащегося – того, кто не участвует в учебном процессе в данный момент времени, но его высказывания за прошедший период используются (принимаются во внимание) активным учащимся.
Таким образом, каждый учащийся «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет. Учащиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Кроме этого, новый учащийся, только приступивший к занятиям, имеет возможность видеть все оставленные преподавателем высказывания учащихся прошедшего семинара по соответствующей теме, т. е. имеет место эффект присутствия в группе, даже если учащийся приступил к занятиям один. То есть речь идет о «непрерывно длящемся семинаре», когда групповое обучение реализуется в виде виртуальной группе последовательного (а не параллельного) обучения. Семинар-форум может существовать не дни, а месяцы и годы.
С нашей точки зрения именно этот инструмент-средство на сегодня является оптимальным для проведения семинарских занятий (при минимуме средств на его организацию и поддержку может дать достаточный дидактический эффект). Именно семинарам, реализуемым в этой технологии будет посвящена данная и последующая лекция.
Традиционные методы проведения семинаров делятся [6]:
- Вопросно-ответный семинар
- Развернутая беседа
- Семинар с использованием докладов
- Семинар с использованием рефератов
- Теоретическая конференция в группе или на потоке
- Семинар пресс-конференция
- Комментированное чтение первоисточников
- Семинар по методу малых групп
- Семинар-экскурсия
- Семинар-дискуссия
- Семинар-деловая игра
- Семинар-контрольная
- Семинар-коллоквиум
- И др.
Реально используемые в сетевых семинарах традиционные методы можно разбить на 2 различающиеся формы организации дискуссии:
- Вопросно-ответный семинар, в котором преподаватель выносит на обсуждение всей группы один или несколько вопросов (чаще порядка 3-х) и каждый учащийся высказывается по каждому вопросу, участвует в дискуссии по вопросу с другими учащимися, отвечает на вопросы и принимает оценку преподавателя. Сюда же относятся семинар-дискуссия (одна тема или развивающаяся преподавателем тема-вопрос для обсуждения), семинар-конференция, семинар-беседа, комментированное чтение первоисточников и т.п.
- Докладно-дискуссионный семинар. Учащийся высказывается по индивидуальной теме, выносит на обсуждение индивидуальный доклад, реферат. Далее идет дискуссия по нему, главным образом с преподавателем. Сюда же можно отнести семинар-контрольную, семинар-коллоквиум
Семинарские занятия в курсе проводятся в виде последовательности тематических семинаров, на каждом семинаре разбираются задания, выполненные учащимися, объясняются возникшие трудности, проводятся дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара. При этом проводится, как правило, индивидуальная работа с каждым учащимся (замечания и комментарии по выполненным заданиям, объяснения, ответы на вопросы и т. п.). Все остальные учащиеся «присутствуют» на занятиях и могут принимать активное участие в обсуждении, высказывая свое мнение [12].
Проведение электронных занятий в виртуальном представительстве РПОО
Приведенные ниже технологические карты проведения электронного занятия отражают типовые сервисные возможности учебного сетевого процесса, реализуемые в виртуальном представительстве образовательного учреждения общенационального Российского портала открытого образования (http://www.openet.ru). Значительная часть используемого материала взята из работы [6].
Модель работы слушателя в семинаре
Или технологическая карта действий учащегося (рассматривается по шагам):
- До проведения электронного (виртуального) семинара изучите материал темы курса, по которому будет проводиться семинар, используя предварительно размещенные «Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса».
- Продумайте план ответа на основные вопросы темы, выносимой на семинар, а также подготовьте свои вопросы, возникшие у Вас при изучении данной темы (рекомендуется заранее зафиксировать письменно Ваши ответы по теме и вопросы, которые Вы хотели бы задать преподавателю).
- Внимательно прочитайте практическое задание по теме курса, выносимой на семинар. Заранее подготовьте вопросы, которые Вы хотели бы обсудить в ходе виртуального семинара.
- Во время проведения виртуального семинара внимательно читайте сообщения других учащихся и комментарии преподавателя, обдумывая их содержание; принимайте участие в обсуждении, публично отсылая свои соображения.
- Участие в семинаре оценивается по количеству и качеству сообщений каждого учащегося. Все сообщения протоколируются автоматически.
- Семинарское занятие или консультация в виртуальном представительстве учебного заведения информационно-образовательной среды открытого образования (ВП ИОС ОО Российского портала открытого образования) может осуществляться в двух режимах: «Форум» (асинхронный) и «ЧАТ» (синхронный).
- Форма и время (период проведения) виртуального семинара определяются преподавателем и отражаются в расписании занятий, которое можно посмотреть, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель».
Участие в семнаре-форуме:
- При проведении виртуального семинара в режиме «Форум» необходимо, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель», последовательно выбрать в меню пункты «Коммуникации», «Форумы», «Учебные форумы», «форумы Вашей группы», форум указанного в графике курса названия.
- Форумы группы необходимо отличать от закрытого форума ВП (служит для общения в администратором) и открытого форума ВП (доступен без авторизации) (См. Рис. 1).

Рис. 1. «Виды» форумов, доступные слушателю группы
- Под форумами групп понимаем форумы доступные при нажатии ссылки «Учебные форумы для слушателей). Среди них различаем:
- общий форумы Вашей группы – он идет под именем группы и служит для:
- дублирования преподавателем объявлений слушателям. Инициатор обращений – преподаватель)
- Проведение между слушателем и преподавателем консультаций как технического, так и содержательного уровней, не относящимся к семинарским занятиям. Инициатор обращений – студент)
- форумы-семинары, которые имеют название соответствующего семинара.
- Для решения через общий форум первых двух задач, пользователи (слушатели и тьютор) должны не реже 2-х в неделю заходить в форум группы и просматривать вновь появившиеся сообщения. В течение 2-х дней после новой записи около нее показывается флажок new! Свою работу в семинарах-форумах надо соотносить с графиком курса, указаниями преподавателя в семинаре-форуме и на доске объявлений.
- Чтобы прочитать сообщение в форуме, Вы должны «кликнуть» данное сообщение в списке форумов; повторное же нажатие – закрывает текст сообщения. Для того чтобы ответить какому-либо участнику в форуме, необходимо в тексте его сообщения нажать «Написать ответ…». В этом случае, ответ займет иерархическое место под данным сообщением. Вы можете также ответить непосредственно автору сообщения. Для этого необходимо нажать на фамилию автора данного сообщения. В этом случае ответ будет получен только автором сообщения, на которое дается ответ (см. Рис. 2).

Рис. 2. Сообщения в форуме
- Для того, что бы участвовать в работе виртуального семинара, Вам следует использовать окно (рис. 10.27), которое находится на странице форума. Здесь можно создавать новые сообщения, задавая вопросы преподавателю

Рис. 3. Форма для отсылки сообщения в форуме
- После подготовки своего сообщения отправьте его в форум нажатием кнопки «Отправить». Убедитесь, что сообщение доставлено в форум, для чего обновите форум (кнопка «Обновить») и убедитесь, что оно находится среди сообщений других участников.
- К сообщению можно прикрепить отдельный файл любого формата. Для этого в поле «прикрепить файл» открыть нужный файл, находящийся в одной из папок файловой структуры рабочего компьютера. Этой опцией следует пользоваться в случае, когда Ваше сообщение превышает 1-1.5 стр. стандартного текста или Вы хотите снабдить его иллюстрацией или переслать преподавателю какой-либо другой файл.
- Одно из главных замечание по порядку проведения семинаров и консультаций в режиме форум - не соблюдаются правила дискуссии. В результате отдельные куски дискуссии оказываются разбросанными по всему форуму и поэтому крайне трудно оценить всю работу в целом. Поэтому рекомендуется:
- В каждом своем сообщении писать строчными буквами свою фамилию (а не имя!!!),
- Обязательно в строке «тема» пишите название или главную тему сообщения, причем даже если Ваше сообщение – ответ, при котором автоматически в этом поле появляется запись Re и название исходной темы. Лучше внести оригинальное название.
- Если Вы отвечаете на вопрос преподавателя или ведете дискуссию по уже обозначенной теме, вся дискуссия должна происходить под первичной репликой, то есть вопросы и реплики формируются как ответы на очередное сообщение внутри этой темы. Делайте Ваше сообщение как ответ на предыдущее!!! Для правильного ведения дискуссии характерен «ступенчатый вид». См. приведенный ниже рисунок.
- Не заводите новых независимых сообщений без крайней необходимости.

- В принципе, обмениваться сообщениями можно как в самом форуме, так и по электронной почте, непосредственно автору, однако в рамках семинара такой режим не рекомендуется, поскольку цель семинара – коллективная работа.
Участие в семнаре-чате:
- При проведении виртуального семинара в режиме «ЧАТ» необходимо, находясь в ВП ИОС ОО со статусом «Слушатель», последовательно выбрать в меню пункты «Коммуникации» – «ЧАТы».
- После того, как Вы попали в режим «ЧАТ», выберите из списка закрытых ЧАТ, ЧАТ Вашей группы. Перед первым виртуальным семинаром в режиме «ЧАТ», заранее зайдите в закрытый ЧАТ виртуального представительства и ознакомьтесь с правилами работы в ЧАТ. Для этого Вам необходимо «щелкнуть» кнопку «Справка по ЧАТ».
- При проведении виртуального семинара в режиме «ЧАТ» обратите особое внимание на точное время начала семинара, в противном случая, Вы не попадете в него, так как ЧАТ открывается преподавателем
- После того, как Вы попали в режим «ЧАТ», выберите из списка закрытых ЧАТ, ЧАТ Вашей группы. Перед первым виртуальным семинаром в режиме «ЧАТ», заранее зайдите в закрытый ЧАТ виртуального представительства (на рис. 4 представлен пример «закрытого» ЧАТа) и ознакомьтесь с правилами работы в ЧАТе. Для этого Вам необходимо «щелкнуть» кнопку «Справка по ЧАТ».

Рис.4. Пример закрытого ЧАТа ВП
- Временем начала сессии для ЧАТ группы является время появления в ЧАТ преподавателя. После этого Вы можете войти в режим «ЧАТ», используя кнопку «Войти в ЧАТ». Не забудьте выбрать цвет Вашего имени в ЧАТе (отличный от черного, которым обычно пользуется преподаватель). В ходе ЧАТАа Вы можете создавать и отправлять свои сообщения (используя поле, показанное на рис. 5), читать все сообщения, отвечать на них.

Рис. 5. Поле заполнения текста сообщения в режиме «ЧАТ»
- Во время проведения семинара Вы можете отправлять Ваши сообщения в общий ЧАТ нажатием кнопки «Отправить реплику в общий ЧАТ». В этом случае Ваше сообщение будет отражено на экране. При предварительном нажатии на имя любого другого участника ЧАТа перед Вашим сообщением появится кому направлена Ваша реплика.
- Можно также отправлять сообщение преподавателю нажатием кнопки «Отправить реплику в приват». Данный режим общения обеспечивает преподавателю возможность индивидуального опроса учащихся или беседы с ним. При этом все реплики в данном режиме видят только два пользователя – преподаватель и опрашиваемый им учащийся.
- Также в одном из полей присутствует набор значков, идентифицирующих тип сообщения:
идея;
восклицание;
вопрос;
ряд смайликов (улыбка; грусть; сбит с толку; широкая улыбка; удивление; умная мысль).
Тип сообщения проставляется перед фамилией присутствующего и определяет общую тональность реплики. Чтобы воспользоваться значком типа сообщения, следует поставить маркер около выбранного типа и ввести сообщение. Смайлик может выделять какое-то отдельное слово или предложение. Чтобы воспользоваться смайликом, следует его «кликнуть» мышкой и он появится в той части предложения, где в данный момент находится курсор.
- Семинар заканчивается (его закрывает преподаватель) выходом его из ЧАТ.
Технические особенности работы в форуме преподавателя (тьютора)
- Безусловно, преподаватель (тьютор) обладает большими правами, чем слушатель, однако, не на порядок.
- Ему доступны для просмотра и редактирования форумы всех групп, к которым он приписан как тьютор.
- При создании курса и подписке к нему группу и тьютора задаются общий форум и ЧАТ группы.
- Тьютор может создавать новые учебные форумы любой из таких групп в течение всего учебного процесса группы, задавать им любые названия (за исключением первого группового форума, название которого повторяет абберивиатуру группы), удалять их.
- Он может модерировать (редактировать и удалять) любые сообщения своих форумов
Технические особенности работы в чате преподавателя (тьютора)
- ЧАТ группы в текущий момент времени единственен.
- Во времени за период действия курса может быть проведено какое угодно число ЧАТов. Каждый из них после закрытия сессии архивируется и становится доступным преподавателю для анализа (см. рис. 6).

Рис. 6. Архив ЧАТа
- Каждому ЧАТу преподаватель задает свое название.
- Преподавателю доступен режим ПРИВАТ с любым слушателем группы, слушателю – только с преподавателем. При отправке сообщения в приват необходимо выбрать пользователя, кому будет адресовано сообщение. Если между двумя пользователями ведется диалог в привате, то в списке напротив фамилии, имени и отчества участников диалога показывается наличие сообщений в привате.
- Преподаватель имеет возможность менять параметры работы и изменять индивидуальные настройки ЧАТ: частота обновления (в секундах) основного ЧАТ или привата; списка пользователей; количество отображаемых сообщений (в основном ЧАТ и в
привате); цвет имени пользователя в рабочем поле ЧАТ (рис. 7).

Рис. 7. Настройки ЧАТ
- Параметры работы изменяются путем редактирования цифры в соответствующем поле ввода и последующим нажатии кнопки «Изменить настройки». Новые параметры сохраняются в системе до выхода пользователя из ЧАТ.
- При проведении ЧАТ учебной группы существуют некоторые особенности. Временем начала сессии для ЧАТ группы является время появления в ЧАТ тьютора. В ЧАТ учебной группы только у тьютора и администратора присутствует кнопка «Закрыть сессию», которая используется для окончания соответствующего занятия. Преподаватель имеет возможность модерировать (удалять сообщения слушателей) дискуссию. Такие же возможности есть у администраторов. Однако администраторы не могут посылать сообщения в общий ЧАТ. Они могут общаться только с тьютором в привате. Присутствие администратора может использоваться для большего контроля хода занятия в ЧАТе.
РЕЗЮМЕ
Общий алгоритм подготовки учебного занятия в информационной среде дистанционного обучения (ИСДО):
- Разбиение (декомпозиция) учебного занятия на последовательность учебных действий (learning act) (например, обмен сообщениями (преподаватель-студент, преподаватель-группа, студент-студент), оценка результата, проверка знаний, донесение оценок до студента (группы) и т.д.).
- Подбор технологий/сервисов ПО РВУ для каждого учебного действия.
- Построение сценариев работы студента, преподавателя и прочих участников образовательного процесса (лаборант, администратор или куратор учебного процесса)
Создание методических указаний-инструкций для студентов и преподавателей.
|