© ОмГУ © ИНОО ОмГУ
Методы проведения сетевых занятий

  Содержание
  Лекция 1
  Лекция 2
   Приложение 1
  Лекция 3
  Лекция 4
   Приложение 1
  Лекция 5
  Список литературы
  Приложение к электронному учебнику 1
  Приложение к электронному учебнику 2
  Презентация

Лекция 1

Формы организации учебных занятий. Особенности организации и проведения занятий в Интернет

Как известно учебный процесс, процесс обучения реализуется в виде учебных занятий. Это занятия где главное - общение, взаимодействие, коммуникации преподаватель-учащийся, учащийся-учащийся, которые не могут быть сведены к самообучению и взаимодействию учащийся-компьютер (точнее учащийся - информационная система, программа и т.п.).

Учебные занятия характеризуются и различаются:

  • Формой организации (или видом)
  • Используемыми средствами
  • Методами проведения занятий.

Организация занятий при дистанционном обучении, и даже просто применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий привносит, безусловно, специфику в формы, средства и методы обучения, о которых, собственно, пойдет речь в этих главах.  В этой лекции речь пойдет о формах организации учебных занятий.

Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно - исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы, магистерской диссертации). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий [1]. Перечисленные здесь «виды» называются также формами организации учебных занятий.

Традиционные организационные формы обучения

В высших учебных заведениях применяются разнообразные организационные формы обучения:

  • лекции;
  • практические занятия, которые делятся на:
    • семинары,
    • лабораторные работы,
    • практикумы;
  • самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя;
  • консультация
  • курсовое проектирование
  • все виды практики;
  • научно-исследовательская работа студентов (НИРС);

Отдельно выделим контрольные испытания (часто как часть практического занятия):

По полноте контролируемого содержания можно выделить:

  • Текущий контроль
  • Тематический контроль
  • Рубежный контроль
  • Итоговый контроль

Как наиболее важные выделим организационные формы итогового контроля:

  • Зачет
  • Экзамен (курсовые, государственные)
  • Защита работы, проекта (курсовой, дипломной)

Промежуточные формы контроля:

  • Коллоквиум
  • Индивидуальное собеседование
  • Контрольная работа
  • Тестирование
  • И другие

Основными организационными формами проведения занятий в современной высшей школе являются: лекции, практические занятия (семинарские, решение задач и т.п.), лабораторные работы, консультации, производственная практика, итоговые контрольные испытания (или аттестации - экзамены и зачеты) [2].

Чем же различаются между собой формы организации учебных занятий? В иерархическом порядке эти различия представляются нам так:

  1. Целями (формирований знаний (теоретическая направленность), умений и навыков (практическая направленность занятий), контроль знаний, умений, навыков и т.д.)
  2. Организация коммуникаций: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  3. Рабочим местом (аудитория, лаборатория, производство)
  4. И др.

Итак, самое главное – различие целей, которые достигаются в разных видах учебных занятий.

  1. Так, лекции в традиционной системе обучения являются основой теоретической подготовки учащихся. Они служат ориентировочной основой для последующего усвоения студентами учебного материала. Цель лекций – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах [2]. Традиционная лекция, как правило, фронтальна, за исключением лекций по дисциплинам цикла СД на старших курсах обучения, она реализуется в специализированной лекционной аудитории, снабженной демонстрационными и наглядными средствами и средствами ТСО. 
  2. Семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя, предназначенное для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. [3]. Семинар имеет групповой характер и проводится в типовых учебных аудиториях, снабженных, в лучшем случае, средствами ТСО и простейшими средствами наглядности (типа плакатов).
  3. Прочие практические занятия (например, решение задач) имеют те же общие цели (овладения навыками и умениями), но направлены, главным образом на усвоение практических материалов  курса.
  4. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера [3]. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. Характер организации учащихся, как правило, микрогруппы (по 2-3 человека) вплоть до индивидуальной работы. Специализированное лабораторное помещение снабжается, как правило, дорогостоящим и сложным специальным оборудованием.

Все перечисленные виды занятий могут существенно различаться по методам и средствам проведения, по поставленным конкретным задачам обучения.

Влияние дистанционных технологий на формы организации занятий

 Безусловно, не все виды учебных занятий могут быть реализованы с использованием дистанционных образовательных технологий (например, производственная практика и т. п.). Более того, даже те виды занятий, что успешно моделируются в Интернет-пространстве, существенно отличаются по особенностям своего проведения и дидактической эффективности от их традиционного варианта. При этом возникает вопрос – можно ли говорить о становлении новых видов (форм организации) учебных занятий в дистанционном образовании?

Специалисты по-разному отвечают на этот вопрос. Так, в Международном институте менеджмента ЛИНК, базирующем свою технологию на разработках Открытого университета Великобритании в качестве видов занятий студентам предлагают [4]:

  • Презентация или установочный семинар,
  • Самостоятельная работа студентов с учебным материалом,
  • Конференции,
  • Тьюториалы,
  • Самостоятельная работа над проектом,
  • Воскресные школы,
  • Контрольные процедуры.

В Южно-Уральском государственном университете [5] выделяют следующие виды учебных занятий:

  • Off-line  индивидуальные консультации для студентов
  • Off-line  консультации по учебным дисциплинам для группы
  • On-line коллоквиумы по проблемному вопросу для мини-группы в составе учебной группы
  • Off-line  консультации перед промежуточной аттестацией (зачетом)
  • Off-line  консультации перед итоговой аттестацией (экзаменом)
  • On-line промежуточное компьютерное тестирование
  • Off-line  семинары
  • On-line тематические дискуссии, анализ конкретных ситуаций (case-study)
  • On-line лекция
  • Оперативное информирование студентов о новостях
  • Анализ проведенных занятий

Здесь приведен достаточно подробный список видов работ, которые выполняются в дистанционном обучении, но назвать их видами занятий было бы неправильно (например, оперативное информирование никак не соответствует понятию учебного занятия). Скорее перед нами список некоторых учебных действий, различающихся временной и коммуникативной организацией, опирающихся на те или иные информационные технологии, с помощью которых решаются задачи тех или иных видов учебных занятий: лекций, семинаров, консультаций.

Лекционные занятия в дистанционном обучении

Рассмотрим подробнее лекцию как одну из основных форм организации занятий в высшей школе и возможность ее реализации в дистанционном обучении

На протяжении всей истории высшей школы - с момента ее зарождения и до наших дней - ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. Основная дидактическая цель лекции- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения.

Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция.

Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, лекции, состоявшиеся в западноевропейских уаиверситетах в XIII-XIV вв., представляли собой преимущественно чтение признанных церковью перво-источников с подробнейшими комментариями лектора. В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста (отсюда - чтение лекции). Это и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.

С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования, однако способ ее изложения изменился. Лекция стала развиваться именно как форма публичного изложения учебного предмета. Совершенствуясь как жанр искусства публичного слова, она вышла за стены университетов и вообще высшей школы, стала широко распространенным средством познания и пропаганды знаний.

В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.

Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Преимущество лекции:

  1. Это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
  2. Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знания;
  3. Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана.
  4. Лекции необходимы, если нет учебников или их мало.

Недостатки лекционного изложения материала:

  1. Лекция приручает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление.
  2. Лекции отбивают вкус и мотивацию к самостоятельным занятиям.
  3. Отнюдь не все студенты успевают осмыслить материал лекции, многие только механически записывают слова лектора.

Интересно отметить, что в 30-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов. [2]

Мы по результатам своих экспериментов также отмечаем:

  1. В качестве главного аргумента против внедрения дистанционного обучения студенты вуза приводят утверждение о том, что «живая» лекция дает знания лучшего качества
  2. Неудачи внедрения ДОТ на первых курсах обучения связаны именно с неспособностью первокурсников к самостоятельному изучению материала.

Многие способы, приемы, средства, разрабатываемые для дистанционного обучения, имеют целью наиболее «безболезненное» для учащегося замещения лекции (или урока) самостоятельным изучением материала. Особенности электронных, мультимедийных учебников, рекомендации по составлению сетевых УМК направлены именно на это. В некоторых случаях стремление максимально повторить особенности традиционной лекции приводит к абсурдным, на наш взгляд, попыткам повторения на экране компьютера временного разворачивания материала, моделирующего лекционную доску, стимулирования письменного конспектирования студентом материала и т.д. и т.п. В этих случаях разработчики игнорируют специфику электронного обучения, необоснованно архаизируя учебный процесс.

Можно ли в дистанционном обучении сохранить лекцию как вид учебного занятия? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, что позиционируется в современной литературе по ИТО как дистанционная или электронная лекция. Это [6], [7]:

  1. Фронтальная лекция в режиме реального времени с использованием технологии видеоконференции.
  2. Телелекции.
  3. Записи «живых» лекций преподавателя на видекассете (в аналоговом формате) или на CD/DVD (в цифровом формате)
  4. Аудиолекции
  5. Лекции на электронном носителе (содержащие материал в виде текста, анимации, иллюстраций, аудио, видео и пр.). Причем последние могут иметь сетевой (СУМИК) или локальный (электронные учебники на CD/DVD) варианты реализации и размещения.

Строго говоря, к лекциям как учебным занятиям, в которых реализуется взаимодействие преподаватель-учащийся, учащийся-учащийся, относится только первое. Все остальное, включая и телелекцию – лишь средства для самообучения, пусть изощренные, в которых заложен определенный педагогический сценарий, значительно более мультимедийные и раскрывающие особенности лекции, но средства, а не процессы.

Мы должны это хорошо представлять и понимать. Это не значит, что цели учебного процесса, которые решает в традиционном случае лекция недостижимы. Нет, но достигаются эти задачи другими средствами и способами с определенными потерями, по сравнению с традиционной технологией.   Итак, в дистанционном обучения реализация лекционного учебного процесса ограничена практически одной технологией. Не так обстоят дела с другими видами учебных занятий. Но для раскрытия особенностей других учебных занятий рассмотрим подробнее информационные технологии, которые применяются для этого.         

Информационные технологии для организации учебных занятий в Интернет

Одним из основных отличий сетевых занятий от традиционных, является принципиальная возможность благодаря использованию тех или иных информационных технологий организовать синхронное (иногда применяют термин on-line) или асинхронное (off-line) общение участников учебного процесса.

Синхронные коммуникации есть коммуникации, подразумевающие "одновременность" присутствия преподавателя и учащегося в виртуальном месте общения и мгновенности доставки и просмотра сообщений участниками коммуникаций. Асинхронность предполагает, что сообщение может быть просмотрено получателем в другое время и выработка ответного сообщения может быть отложена. Некоторые коммуникации могут модерироваться, т.е. в сообщения могут вноситься "коррективы, правки или сообщения может быть отозвано, заблокирована его передача или оно может быть удалено модератором". Модератор может быть внешним, по отношению к участникам коммуникаций или быть его непосредственным участником. Преподаватель, чаще всего сам являет собой пример модератора. Модерирование может производиться в различное время по отношению к сообщению - до и после публикации, во время процесса коммуникаций.

Технологии, с помощью которых можно реализовать дистанционные занятия известны - электронная почта, дискуссионные форумы, чаты (разговорные комнаты), средства передачи мгновенных сообщений (ICQ), видео/аудио чаты и конференции.

В таблице 1 [8] представлены возможные варианты коммуникаций субъектов - участников процесса обучения и информационных технологий, применяемых для их реализации.

Таблица 1
  Участники Коммуникации Модерирование
Инд Группа Синхр Асинх До После Сразу
1 E-Mail        
2 E-Mail        
3 Форум    
4 Чат        
5 Чат        
6 Видео-чат      
7 Аудио-чат      

Рассмотрим,  что дает с дидактической точки зрения непосредственное переложение занятий в дистанционный режим и какие технологии для этого могут применяться (Таблица 2, «обратная» Таблице 1). Попробуем свести в единую таблицу ожидаемые «плюсы» и «минусы» оцененные пока качественно для наиболее распространенных видов занятий в вузе.

Таблица 2
Тип занятия/средства Технология, с помощью которой реализуется занятие Достоинства Недостатки
Модели лекционных занятий
Фронтальная лекция синхронная интерактивная Приемо- передающие станции,  спутниковые каналы Все дидактические достоинства традиционной лекции Большие затраты на оборудование, обеспечение проведения и связь
Фронтальная лекция синхронная однонаправленная (средство) Учебное телевидение или спутниковые станции ассиметричного доступа (приемные на местах) Относительно недорогая технология Нет обратной связи
Записи лекций в видеоформате (видеокассеты или диски). (средство) Кейс-технология, передача по обычным каналам связи (почта) Дешево Нет обратной связи, малая дидактическая эффективность
Сетевой курс лекций в виде html или ppt – файлов.  (средство) Интернет-технология (наземные и проч. каналы) ДешевоЕсть обратная связь Сомнение в дидактической эффективности
Модели практических занятий
  Чат Непосредственность общения Ограниченность управления;Организационные трудности одновременного присутствия в сети всех участников
  Форум Разнесенность работы во времени Малая скорость передачи информации по сравнению с традиционным семинаром
Синхронные лабораторные работы Автоматизированные установки удаленного доступа (АУУД) Возможность работы в сотрудничестве, группой Сложность и дороговизна создания АУУД
Асинхронные лабораторные работы Компьютерные модели изучаемых процессов (КЛР – компьютерные лабораторные работы)Автоматизированные установки удаленного доступа Удобство организации занятия, возможность использовать установки УД других учебных заведений, в том числе уникальные Меньшая дидактическая эффективность КЛР по сравнению с реальными ЛРМалый ассортимент АУУД в сети Интернет
Асинхронное практическое занятие типа: решение задач, деловая игра. С помощью электронного задачника/решебника в режиме виртуальной  консультации преподавателя (форум). Выбор удобного времени, темпа работы, места работы  и т.п.Возможность и необходимость опросить каждого Большие трудовые затраты на разработку авторских электронных задачников,Сомнение в дидактической эффективности
Синхронная консультация чат Непосредственность общения  
Асинхронная консультация форум Выбор удобного времени, темпа работы, места работы  и т.п.  
Асинхронное контрольное занятие (моделирование курсовых семинаров) Система тестирования Выбор удобного времени, темпа работы, места работы  и т.п. Опасения за качество образования за счет недобросовестности участников учебного процессаНеобходимость идентификации
Синхронное контрольное занятие  (рубежные  и итоговые контрольные тестирования)     Система тестирования Повышение производительности труда преподавателя за счет автоматизации проверки Большие трудозатраты на составление тестовНеобходимость идентификации

Коммуникационные модели обучения в Интернет

При организации учебных занятий с использованием сетевых дистанционных образовательных технологий большую роль играет коммуникационная составляющая дистанционного обучения.  Можно выделить три вида коммуникаций, важных для  сетевого ДОТ [9]:

  • Ученик – курс (УМК курса).
  • Учитель-ученик.
  • Ученик-ученик.

Первые коммуникации являются "транспортом", доставляющим учебный контент и его учебное окружение от источника (сайта-ресурса, учителя) до учащегося. Они «не обсуждаются», используемая информационная система ДО должна безусловно обеспечить быстрый и качественный доступ учащегося к материалам и их доставку на его локальный компьютер (если последнее не ограничивается соображениями авторского права). Подсистемы, обеспечивающие этот тип коммуникаций: электронная библиотека, система тестирования, прочие информационные модули (новостная лента, расписание занятий и пр.) 

Второй тип коммуникаций тоже понятен. Он обеспечивается такими средствами как чаты, форумы, доска объявлений, курсовая ведомость и просто электронная почта)., Очень часто только эти интерактивные коммуникационные акты подразумеваются и обеспечиваются в сетевом ДОТ. В этом случае необходимо говорить о модели индивидуального обучения, только к которой порой (и совершенно неправильно) сводят личностную ориентацию дистанционного обучения.

Третий тип коммуникации на наш взгляд не менее важен. Групповая работа дидактически необходима за исключением случаев полностью сформированной в отношении парадигмы непрерывного обучения личности (прежде всего при обучении  взрослых). В этом случае необходимо говорить о модели индивидуально-группового обучения, которой мы придерживаемся и пропагандируем в этой образовательной программе. Кроме того,  как будет показано далее, групповая модель способна повысить производительности труда преподавателя.

Преимущества совместного обучения перед индивидуальным исследовались с помощью методов различных наук: социальной психологии, педагогики, социологии, когнитивной психологии. Важные результаты, касающиеся социальных, психологических, когнитивных процессов, происходящих во время совместного обучения, представлены в социокультурной когнитивной теории Л.С.Выготского, теории конструктивизма, проблемного обучения, Cognitive apprenticeship, Cognitive flexibility tdeory, Distributed cognition, Observational learning и др. Более подробно с преимуществами  информационных систем коллективного обучения можно познакомиться  в статье 1 Хрестоматии курса.

Интересен вопрос об объемах и частоте коммуникаций второго и третьего типа, Для коммуникаций первого типа – все просто: информационная система, транспортные возможности сети, компьютеров сервера и клиента  должны обеспечить какой  угодно частоты и объема  взаимодействие по запросам пользователя. Для случаев индивидуального обучения допустимы и возможны коммуникации второго типа в любом объеме и частоте, определяемые исключительно вопросами ученика и временными ресурсами преподавателя [9]. Для случаев группового обучения существо, форма и объем должны быть тщательно продуманы и "жестко" исполняемы преподавателем. Все зависит от того, кто студент (взрослый или ребенок), большая группа или малая, чему учим. Если учатся дети - объемы и частота возрастают. Группа - малая, снижаются. Студент - взрослый, снижаются или отсутствуют. Впрочем, переход на самообучение (ликвидация не только третьей, но и второй формы коммуникаций) «снимает» сам предмет нашего рассмотрения – образование. Итак, объемы и частота коммуникаций есть прямое следствие "целей" и "технологии" обучения.

Формы организации дистанционных занятий в Интернет

Резюмируя все вышесказанное можно отметить следующее:

  1. Устоявшиеся в высшем профессиональном образовании виды учебных занятий определяются не технологиями их проведения, но целями в отношении формирования знаний умений и навыков теоретического и практического содержания дисциплины, а   также формами коммуникативной организации (индивидуальная, групповая, фронтальная) и применяемыми средствами (включая помещения и оборудование). 
  2. Особенности дистанционных сетевых занятий определяются опосредованным взаимодействием участников учебного процесса и применяемыми инфоокоммуникационными технологиями.
  3. Одной из важнейших особенностей сетевых занятий становится варьирование временным режимом, в соответствие с чем все занятия можно разделить на синхронные и несинхронные 
  4. С помощью информационных и телекоммуникационных технологий участники учебного процесса реализуют те или иные учебные действия, совокупность которых составляет ту или иную организационную форму сетевого занятия, имеющего аналог традиционного и решающую ту же совокупность дидактических задач.

Последнее можно представить с помощью следующей схемы-таблицы:

Таблица 3
Информационная и телекоммуникационная технология/сервис информационной системы ДО Учебное действие В каком виде сетевого учебного занятия может применяться
Видеоконференция Лекция преподавателя Лекция
Обмен сообщениями синхронный Семинар
Форум Обмен сообщениями асинхронный Семинар
Консультация групповая
Обмен файлами асинхронный Практическое занятие типа решения задач
Лабораторная работа
Домашняя работа (индивидуальное задание)
Чат Обмен сообщениями синхронный Семинар
Консультация индивидуальная
Коллоквиум и другие формы контроля
Система тестирования Автоматическое тестирование Лабораторная работа (допуск к ЛР)
Практическое занятие (допуск)
Контрольные испытания типа тематического контроля
Тестирование с проверкой преподавателя Лабораторная работа (защита ЛР)
Тестирование под надзором преподавателя/администратора Итоговая аттестация (зачет, экзамен)
Доска объявлений Сообщение для группы асинхронное Семинар, лабораторная работа и т.д.
Индивидуальное сообщение учащемуся асинхронное Домашняя работа (анализ выполнения индивидуального задания)
SMS-сообщение Индивидуальное сообщение учащемуся синхронное Практическое занятие (срочное объявление, рассылка заданий)
e-mail Обмен сообщениями и файлами асинхронный Домашняя работа (индивидуальное задание)
Консультация индивидуальная
Курсовая работа

Информационные и коммуникационные технологии здесь предстают как средства обучения. Подобную же таблицу можно представить для действий учащегося, связанных с его самостоятельной работой:

Таблица 4
Средства обучения (самообучения) Виды самостоятельной работы Частью какого вида сетевого учебного занятия может являться
Телевизионные лекцииАудиолекцииЛекция на видеокассетеЭлектронная сетевая лекция (текстовая)Электронная лекция на компакт-диске (мультимедийная)В целом электронная библиотека курса. Усвоение теоретических знаний через непосредственное изучение материала Подготовка к прочим видам занятий
Лабораторная установка удаленного доступа Удаленное управление установкой Лабораторная работа (проведение)
Компьютерная лабораторная работа Изучение явления Лабораторная работа (проведение)
Видеодемонстрации, компьютерные анимации Изучение явления Подготовка к прочим видам занятий
Система тестирования Тренинг, автоматическое тестирование Самопроверка знаний перед аттестационными мероприятиями

Итак, всякое сетевое занятие (как и весь курс в целом)  можно представить совокупностью учебных действий, основанных на наборе информационных технологий, поддерживаемых выбранной средой обучения. При этом встает задача проектирования курса, которая заключается в обоснованном выборе учебных действий и технологий на основе базирующейся на учебном плане структуре занятий курса (выданная нагрузка). Результатом такого планирования является технологическая карта курса, о которой речь пойдет в следующем разделе программы. Мы же в следующих лекциях данного раздела разделах рассмотрим методические особенности проведения конкретных видов сетевых занятий.

Однако прежде мы рассмотрим психологические особенности коммуникаций в Интернете, поскольку они важны для реализации любых видов занятий, ибо все они построены на коммуникативных взаимодействиях между людьми – участниками учебного процесса.

Психологические особенности коммуникаций в Интернете

Прежде всего, согласимся с [10]: Общение становится более персонифицированным.   В это трудно поверить, но личная переписка между преподавателем и студентом создает новый стиль общения, который обогащает обе стороны… Применительно к коммуникативной деятельности было показано [11], что информатизация не только не приводит к сужению сферы общения, а напротив, способствует развитию и расширению связей между людьми за счет расширения круга потенциальных коммуникативных партнеров, развития опыта социальных контактов (деловых и личностных), нахождения новых оснований и причин для вступления в общение и т.п.

В то же время возникают новые трудности общения, очень точно подмеченные в [12]:

  1. Технические трудности:
    • Необходимость освоить правила работы с программно-техническими средствами, моделирующими учебную среду, и освоить правила публикации сообщений.
    • Возможность исчезновения информации вследствие сбоев программно-технических средств и/или неправильных действий пользователя. Отсюда необходимость копировать информацию. Например: любое сообщение в форуме правильнее подготовить не в окошке форума, а в отдельном файле .doc, которые следует сохранить, на своем компьютере, после чего вставить в форму сообщения.
  2. Психологические трудности:
    • Отсутствие видимых партнеров и их видимой реакции на высказывания. Как следствие этого возникновение чувства одиночества и потеря мотивации к учебе. Отсюда необходимость создать у участников чувство постоянного контакта с преподавателем и друг с другом.
    • Отсутствие привычки и навыков письменного (эпистолярного, вербального) общения.
    • Отсутствие необходимости присутствовать на занятиях и потенциальная возможность выполнить задания в любое время, что приводит к более низкому приоритету учебных занятий по сравнению с текущими делами (эффект «откладывания на потом»).
  3. Литературные и грамматические трудности.
    • Отсутствие эпистолярного (письменного) опыта общения и умения выражать свои мысли письменно требует от человека значительно большего времени и интеллектуальных сил на диалог и подготовку своих высказываний.
    • Обилие грамматических ошибок (описок) в высказываниях участников, возникающее, в основном, из-за спешки, отсутствия письменного опыта и отсутствия навыков работы с клавиатурой.

Там же [12] отмечается,  что вышеперечисленные особенности общения в Интернет,  вызывают необходимость в постоянной опеке учащегося на всех стадиях:

  • После регистрации учащегося на курс, перед началом занятий, для помощи в освоении программно-технической учебной среды, начальной мотивации учащегося и приобретения начальных навыков эпистолярного общения.
  • В начале учебного процесса для преодоления барьера первоначального общения и контроля за соблюдением культуры эпистолярного общения (правила публикации сообщений и их содержание).
  • Во время занятий для поддержания мотивации к участию в учебном процессе.
  • По окончании занятий для сохранения контактов с учащимся.

Если считать естественным и привычным коммуникативный акт в случае непосредственного общения, то основной задачей организаторов опосредованных коммуникативных актов является приближение их к привычному непосредственному.

Исследователи отмечают следующие негативные особенности общения в Интернет:

1. Новые формы общения, формируемые Интернет несут на себе следы сильных регрессивных тенденций. Признаки более или менее сильной регрессии, то есть возврата на предыдущую ступень развития (общение дикарей, ранние формы письменности), присутствуют как в "культурно-историческом плане" форм и способов взаимодействия, так и в "индивидуально-психологическом плане" стилей и целей взаимодействия [13].

Это проявляется, в частности, в краткости, разорванности высказываний, по большей части, отсутствии четких, структурированных, законченных диалогов или смысловых единиц.

То же положение, иллюстрирует "эффект азарта", то есть возникновение вовлеченности в сам процесс поиска информации, в ущерб ее изучению, анализу и переработке. Иными словами, происходит смещение акцента с аналитической деятельности на поисковую активность. Можно предположить [14], что здесь опять же играют роль факторы своеобразного регресса психической деятельности, поскольку поисковая активность является генетически более древней и менее энергозатратной деятельностью по сравнению с аналитической.

Это, безусловно, негативные тенденции, с которыми преподавателю приходится бороться или, по крайней мере, учитывать

2. Общение посредством Интернета обычно отсроченно, не синхронно. Длительная задержка сообщений может негативно влиять на мотивацию, в частности, на желание и готовность продолжать общение. Как поддерживать мотивационные ожидания при долгом отсутствии обратной связи? Чисто волевых усилий чаще всего недостаточно. В качестве возможного психологического механизма следует упомянуть описанный А.Н.Леонтьевым "сдвиг мотива на цель" или - шире - активно применяющийся в практике воспитания механизм мотивационного опосредствования [14]. Последний заключается в связывании формируемых навыков с мотивационно привлекательными последствиями или в связывании навыков, противоположных формируемым, с мотивационно непривлекательными последствиями. В частности, это означает мотивацию на использование таких же методов общения (форум) для решения профессиональных или досуговых задач. Другими словами, отошлите своих студентов на какой-либо профессиональный или познавательно-развлекательный форум в сети.

3. В чем-то противоположная тенденция - распространенный среди подростков принцип оценки людей через перечень того, что они умеют (в области ИТ) или в чем хорошо разбираются) – следствие полной или частичной деперсонификации общения [14]. На этой основе у экспертов в области ИТ развивается определенный снобизм и желание вступать в контакт только с коллегами, близкими по квалификации, знаниям и уровню сформированных навыков, а также оценивание всего процесса только с этой стороны. Мы наблюдали это в формировании группы, которая нами названа «информационные снобы» (см. ниже).  Объясните таким студентам, что применение ИТ, информационной системы обучения – это не цель курса, это средство достижения целей, а сами они не тестеры-оцениватели, применяемых здесь информационных технологий, а обычные студенты, изучающие новую для них содержательную область.

4. Другой параметр, который может быть зафиксирован и перенесен из опосредствованного ИТ общения в традиционное, - это импульсивность: ответная реакция на сообщение предшествует его прочитыванию до конца. В наибольшей степени это относится к длинным сообщениям. Развитию импульсивности способствует упрощенная техническая процедура генерирования и отправки ответных сообщений при применении ИТ. Отказ от подобной импульсивности требует специальных усилий со стороны педагогов и психологов; распространенной профилактикой импульсивности является призыв к составлению только коротких сообщений, дроблению их на небольшие порции. Однако такого рода профилактика препятствует развитию навыков композиции при освоении письменной речи .

5. Ограниченное сенсорное переживание [15]. Дана ли вам возможность непосредственно лицезреть того уникального человека из киберпространства - прочитать выражение его лица, восхититься рисунком движений, кивком ответить на безмолвный вопрос? Разве вам дана возможность услышать интонирование фраз и смену голосовых настроений? Несомненно, мультимедийные чаты, аудио-видео конференции, Интернет-телефония - все это знаки преддверия новой эпохи. Но то тех пор, как бы то ни было, сенсорные впечатления от встреч в Интернете с себе подобными - видение, слышание и КОМБИНАЦИЯ слуха и зрения (не говоря уже об осязании и обонянии) - все еще ограничены и скудны. Статистически незначимы. По большей части люди общаются посредством слова печатного. Но даже тогда, когда аудио-видео конференции станут эффективными и несложными в управлении и использовании, шансов на физический контакт не будет никогда - придется забыть про деловые рукопожатия, дружеские похлопывания по спине, не будет ни нежных объятий, ни поцелуев. Ограниченность сенсорного переживания в киберпространстве несет с собой ряд значительных недостатков - впрочем, наряду с некоторыми уникальными преимуществами - по сравнению со встречами лицом к лицу.

Важнейшими положительными психологическими характеристиками виртуального пространства Джон Сулер [15] (см. выше в первой лекции программы) считает:

  1. Уравнивание статусов.
  2. Размывание пространственных границ.
  3. Растяжение и конденсация времени.
  4. Неограниченная доступность контактов.
  5. Постоянная фиксация.

В то же время преподавателю следует учитывать, что не всякий слушатель его группы является «опытным юзером», понимающим достоинства и недостатки Интернет-общения. Наоборот, до сих пор большая их часть – «чайники» или «ламеры». Поэтому наиболее верными и осторожными на данном этапе будут следующие рекомендации преподавателю, организующему Интернет-общение [12]:

На поведенческом уровне.

  1. Не оставлять без внимания любое высказывание (сообщение) партнера, т. е. обязательно выражать свою, видимую партнеру, реакцию.
  2. Использовать возможность отсроченной во времени коммуникативной активности для обдумывания своих высказываний.

На когнитивном уровне.

  1. Учитывать, что грамотность, стиль и культура письменной речи оказывают существенное влияние на формирование Вашего образа у партнера.
  2. Понимать возможность искажений при формировании образа партнера.

На эмоциональном уровне.

  1. Широко использовать цвет и символы для придания (в случае необходимости) эмоциональной окраски своей реакции.
  2. Стараться быть естественным и раскрепощенным в своих высказываниях. Можно применять мягкие юмор, иронию и самоиронию. При этом лучше не употреблять двусмысленных высказываний и шуток.