|
Введение
Познавательный интерес к предмету
географии, экологии, да и собственно к любому
другому предмету формируется не только
продуманной организацией учебного процесса на
уроках, но и во внеклассной работе. Формирование
целостного восприятия мира, экологической и
географической культуры должно проводится не
только на уроках, но и в процессе творчества
детей вне уроков. Широкий просмотр творчеству
дает внеклассная работа.
Высшим признаком и критерием
сформированности ответственного отношения к
окружающей среде является нравственная забота о
будущих поколениях. Поэтому цели воспитания
поставлены следующие:
- Формирование системы знаний о проблемах
современности и путях их решения, развитие
системы интеллектуальных и практических умений
по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности.
- Формирование мотивов, потребностей и привычек
природосообразного поведения и деятельности
здорового образа жизни, стремление к активной
деятельности по охране окружающей среды, а также
интеллектуального, эмоционального,
нравственного развития личности.
Основные задачи данного направления в
моей работе:
- воспитание личностного отношения учащихся к
окружающей среде как общечеловеческой ценности;
- воспитание личностного отношения учащихся к
человеку, самому себе как уникальной форме жизни;
- формирование у детей осознанного понимания
взаимосвязей в природе и учета этого в их
практической деятельности;
- воспитание эстетических чувств средствами
природы;
- развитие творчества, воображения, мышления;
- формирование осознанного восприятия проблем
экологии в быту ребенка.
Внеклассная работа позволяет
использовать самые разные формы работы: классные
часы, экскурсии в природу, творческие и
интеллектуальные конкурсы, праздники, фестивали.
Многолетней традицией является
осенний поход. Встреча с природой вызывает у
ребят особый эмоциональный подъем, состояние
радости. Такие походы надолго запоминаются
учащимся. Они с интересом собирают природный
материал для поделок на выставку "Природа и
фантазия", конкурса на лучший осенний букет.
Экскурсии на озеро Песчаное, Таловские
чаши в окрестностях Томска, а также экскурсии по
городу: Воскресенская гора, Университетская
роща, Лагерный сад не менее интересны детям.
Традиционными стали походы в музеи ТГУ
- минералогический, зоологический, Ботанический
сад.
Большое значение имеют и поездки по
городам России. В частности поездки в город
Санкт-Петербург, в горный Алтай и т.д. Дети имеют
возможность в таком случае непосредственно
наблюдать смену природных ландшафтов, изменения,
происходящие в природе, культуру народов нашей
страны, знакомится с историей различных уголков
Родины.
Все это позволяет развивать у учащихся
самостоятельное видение природы, уметь находить
в ней красоту, наслаждаться ею.
Всевозможные конкурсы так любимые
детьми, развивают любознательность, вызывают
желание больше узнать. А ведь соревнованиям
предшествует большая подготовка, в процессе
которой ребята приобретают навыки поиска,
самостоятельной работы с книгой, развивают
творческое мышление.
За несколько лет работы в школе мною
проводилось много конкурсов и соревнований.
С особым азартом проходят
интеллектуальные соревнования, интегрированные
с другими предметами: брейн-ринг, "Что? Где?
Когда?", экологический турнир, художественные
конкурсы поделок и рисунков, плакатов и
стенгазет.
Творческий потенциал ребенка хорошо
развивается через удовлетворение его
потребностей в праздничном, позволяет подняться
над обычной серостью жизни. Поэтому проведение
праздников - средство приобщения детей к
общечеловеческим ценностям, позволяет растить
ребенка в тесной связи с миром природы.
В средних и старших классах провожу
ролевые игры, которые предполагают наличие
воображаемой игровой ситуации, в которой
действуют воображаемые герои.
В основном содержанием ролевой игры
становятся реальные проблемы географической
науки, пронизывающие школьную программу:
экономические, экологические, политические,
социальные или комплекс названных проблем.
Ролевая игра может быть проведена как на уроках,
так и во внеклассной работе. Для учащихся 7-8-х
классов наиболее интересными являются
сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций,
игры - путешествия.
Старшеклассники наряду с
сюжетно-ролевыми играют в ситуативные игры по
созданию моделей и проектов.
В данной работе я хочу поделиться
опытом проведения школьного экологического
фестиваля, как одной из форм внеклассной работы.
Во-первых , была
составлена программа фестиваля, определены
номинации, конкурсы, выставки, время и место их
проведения. За месяц, на одном из уроков, было
сказано о времени проведения, дано задание, чтобы
ребята могли заранее подготовиться.
Во-вторых , была создана организационная
группа помощников.
В-третьих , за неделю в учительской помещено
объявление о проведении фестиваля, в котором
классы должны принять участие, чтобы классные
руководители ознакомились с мероприятиями и по
возможности могли прийти в свой класс.
За несколько дней в фойе повесили
объявление с программой проведения фестиваля.
Номинации фестиваля были следующие:
Очень интересно были представлены
песни, танцы и литературно-художественные
монтажи и т.д.
Далее в работе представлены материалы
фестиваля и другие внеклассные мероприятия, а
так же творческие работы детей.
Образец объявления
|
|