В начало   |   Введение   |   Игра "Счастливый случай"   |   Географический хоккей   |   Игра "Мир вокруг нас"
Экологический турнир   |   Под небом всех широт   |   Чернобыль
 
  

Введение

Познавательный интерес к предмету географии, экологии, да и собственно к любому другому предмету формируется не только продуманной организацией учебного процесса на уроках, но и во внеклассной работе. Формирование целостного восприятия мира, экологической и географической культуры должно проводится не только на уроках, но и в процессе творчества детей вне уроков. Широкий просмотр творчеству дает внеклассная работа.

Высшим признаком и критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Поэтому цели воспитания поставлены следующие:

  1. Формирование системы знаний о проблемах современности и путях их решения, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
  2. Формирование мотивов, потребностей и привычек природосообразного поведения и деятельности здорового образа жизни, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды, а также интеллектуального, эмоционального, нравственного развития личности.

Основные задачи данного направления в моей работе:

  • воспитание личностного отношения учащихся к окружающей среде как общечеловеческой ценности;
  • воспитание личностного отношения учащихся к человеку, самому себе как уникальной форме жизни;
  • формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности;
  • воспитание эстетических чувств средствами природы;
  • развитие творчества, воображения, мышления;
  • формирование осознанного восприятия проблем экологии в быту ребенка.

Внеклассная работа позволяет использовать самые разные формы работы: классные часы, экскурсии в природу, творческие и интеллектуальные конкурсы, праздники, фестивали.

Многолетней традицией является осенний поход. Встреча с природой вызывает у ребят особый эмоциональный подъем, состояние радости. Такие походы надолго запоминаются учащимся. Они с интересом собирают природный материал для поделок на выставку "Природа и фантазия", конкурса на лучший осенний букет.

Экскурсии на озеро Песчаное, Таловские чаши в окрестностях Томска, а также экскурсии по городу: Воскресенская гора, Университетская роща, Лагерный сад не менее интересны детям.

Традиционными стали походы в музеи ТГУ - минералогический, зоологический, Ботанический сад.

Большое значение имеют и поездки по городам России. В частности поездки в город Санкт-Петербург, в горный Алтай и т.д. Дети имеют возможность в таком случае непосредственно наблюдать смену природных ландшафтов, изменения, происходящие в природе, культуру народов нашей страны, знакомится с историей различных уголков Родины.

Все это позволяет развивать у учащихся самостоятельное видение природы, уметь находить в ней красоту, наслаждаться ею.

Всевозможные конкурсы так любимые детьми, развивают любознательность, вызывают желание больше узнать. А ведь соревнованиям предшествует большая подготовка, в процессе которой ребята приобретают навыки поиска, самостоятельной работы с книгой, развивают творческое мышление.

За несколько лет работы в школе мною проводилось много конкурсов и соревнований.

С особым азартом проходят интеллектуальные соревнования, интегрированные с другими предметами: брейн-ринг, "Что? Где? Когда?", экологический турнир, художественные конкурсы поделок и рисунков, плакатов и стенгазет.

Творческий потенциал ребенка хорошо развивается через удовлетворение его потребностей в праздничном, позволяет подняться над обычной серостью жизни. Поэтому проведение праздников - средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям, позволяет растить ребенка в тесной связи с миром природы.

В средних и старших классах провожу ролевые игры, которые предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои.

В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: экономические, экологические, политические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра может быть проведена как на уроках, так и во внеклассной работе. Для учащихся 7-8-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры - путешествия.

Старшеклассники наряду с сюжетно-ролевыми играют в ситуативные игры по созданию моделей и проектов.

В данной работе я хочу поделиться опытом проведения школьного экологического фестиваля, как одной из форм внеклассной работы.

Во-первых, была составлена программа фестиваля, определены номинации, конкурсы, выставки, время и место их проведения. За месяц, на одном из уроков, было сказано о времени проведения, дано задание, чтобы ребята могли заранее подготовиться.

Во-вторых, была создана организационная группа помощников.

В-третьих, за неделю в учительской помещено объявление о проведении фестиваля, в котором классы должны принять участие, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями и по возможности могли прийти в свой класс.

За несколько дней в фойе повесили объявление с программой проведения фестиваля.

Номинации фестиваля были следующие:

Очень интересно были представлены песни, танцы и литературно-художественные монтажи и т.д.

Далее в работе представлены материалы фестиваля и другие внеклассные мероприятия, а так же творческие работы детей.

Образец объявления

  
Наверх страницы