В начало   |   Введение   |   Игра "Счастливый случай"   |   Географический хоккей   |   Игра "Мир вокруг нас"
Экологический турнир   |   Под небом всех широт   |   Чернобыль
 
  

Географический хоккей
для 7-8 классов

В географическом хоккее участвуют 2 команды игравших в количестве 6 человек.

Трое играющих хоккеистов - нападающие, двое - защитники и один вратарь. Вратарем назначается самый подготовленный, хорошо знающий географию игрок. Это единственный член команды, замена которого разрешена в ходе самой игры.

Игра состоит из трех периодов.

Команды располагаются на поле по правилам спортивной игры в хоккей. В центре "поля" стоит стол, за которым проводятся выбрасывания шайб - кружков из плотной бумаги, на которых записаны вопросы и задания для играющих.

Руководство игрой берет на себя судейская комиссия. В нее входят целевые арбитры и судьи - комментаторы. Полевые арбитры занимаются подготовкой шайб к игре, производят их выбрасывание в ходе игры и оглашают вопросы.

Судьи - комментаторы информируют болельщиков о ходе игры и ведут учет пропущенных и забитых шайб. Успех игры и азарт соревнования значительно зависит от комментаторских способностей судьи. Умело используя спортивную терминологию и проводя параллель с большим хоккеем, комментатор накаляет спортивные страсти.

Игра проходит по принципу командной эстафеты. Первыми вступают в игру нападающие. В течение одной минуты они должны найти ответ на поставленный вопрос. Вопросы, не получившие ответа или получившие неполные ответы, поступают к защитникам.

Время на обсуждение уменьшается на полминуты. В случае неудачной защиты на помощь играющим приходит вратарь. Если вся команда играющих не сумеет отразить нападающих, шайба считается пропущенной. Победителем географического хоккея считается команда, пропустившая наименьшее количество шайб и набравшая наибольшее количество баллов.

Особый интерес географическому хоккею придают болельщики. По правилам они имеют право вступить в игру в двух случаях: когда в ходе игры потребуется заменить вратаря и когда команда играющих обращается за помощью к своим болельщикам. Разрешение на оказание помощи играющие получают от судьи. По правилам географического хоккея за преждевременную выручку команды со стороны .

Удалив вратаря на время одного выбрасывания или разрешив команде противника в трудной ситуации воспользоваться услугами болельщиков.

Важным моментом подготовки хоккея является заготовка шайб - подбор вопросов для соревнующихся команд.

Вопросы заносятся на шайбы разных цветов для каждой хоккейной команды.

В ходе этой игры складываются отношения ответственной зависимости и товарищеской взаимопомощи. Такие встречи стимулируют занятия по самообразованию.

I ПЕРИОД.

(О путешественниках и сделанных ими открытиях)

Ребята, если вы внимательно прочитали книгу Репина Л.Б. о мореплавателях и о том, как они открыли Землю, которая называется "Сквозь ярость бурь", вы легко ответите на следующие вопросы:

  1. Какое открытие сделал Семен Иванович Дежнев и в каком году?

    (В 1648 году перед путешественниками после долгого плавания открылся мыс. Дежнев назвал его Большим каменным Носом. Это была самая восточная точка Азии. Он открыл пролив, разделяющий Азию и Америку).

  2. Скажите, как назывались корабли, на которых отправился в путешествие Лапируз?

    ("Буссоли", "Астролюбии")

  3. Перечислите открытия, сделанные Жюлем Себастьяном Сезар Дюмон-Дюрвелем.

    (Дюмон-Дюрвиль отыскал следы пропавшего без вести Лаперуза и берегов Ваникоро на коралловом рифе. Он открыл большой залив на север новой Гвинеи и назвал его Астролябия, другой залив - Гульбольдта. А самый северный мыс этой Земли носит имя Дюрвиля, открыл и нанес на карту участки побережья Антарктиды - землю Клары и землю Адели. Адель - так звали его жену.)

  4. Знаете ли вы земли, которые открыл великий голландский мореплаватель Абель Янезон Тасман...

    (Он открыл остров, который спустя 150 лет назовут его именем. Первоначально Тасман считал, что открыл южный берег Новой Голландии, который назвал Вандименовой землей.)

    - Открыл остров, мыс в Нолвой Зеландии, которому Тасман дает имя любимой - Марии Ван Димен.

  5. - На архипеллаге Тонга им были открыты самые крупные острова, о существовании которых ни голландцы, ни испанцы не подозревали.

    - Острова Фиджи.

  6. Скажите, как назывались корабли, на которых Абель Тасман отправился в первую свою экспедицию.

    ("Хемскерк" и "Зехайн" Репин Л. "Сквозь ярость бурь", с.151)

  7. Назовите открытие, сделанное Жаком Франсуа Лаперузой и полное настоящее его имя.

    (Пролив Лаперуза)

  8. Корабли графа де Лаперуза "ушли и никуда не пришли. Ни море, ни земля следов этого человека не сохранили...".

    О нем говорили все реже и реже. Мало ли тех, кто ушел в море и не вернулся... И только один человек думал о капитане "Буссоли" почти непрестанно думал с тех пор, как научился читать. Он мечтал об одном : стать моряком и найти Лаперуза. Как хорошо, что есть такие люди, которые, несмотря ни на что, чтут память погибших, не позволяя их именам покрыться пылью забвения...

  9. Назовите имя этого человека. (Жюль Себастьян Сезар Дюмон-Дюрвиль). Где он отыскал следы Лаперуза? (На коралловом рифе у берегов Ваникорс разбились корабли Лаперуза)

  10. А знаете ли вы имя русского мореплавателя 19 века, который был одним из учредителей Русского географического общества и егшо вице-председателем?

    (Федор Петрович Литке 1797-1882гг.)

  11. Перечислите открытия Федора Литке.

    (Литке обошел северные владения России в Азии и Америке и составил лоцию Берингова моря, составил карту Каролинского архипелага, открыл острова Сенявина). Голубев Г. "Потомкам для известия".

  12. Вторая камчатская экспедиция. Назовите годы открытий в истории изучения земного шара. Кого из известных первооткрывателей участвовавших в ней вы знаете?

    (1733-1748г. Витус Деринг, Алексей Чириков, Степан Крашенников, автор всемирно известного "Описания Земли Камчатки", Геральд-Фредерик Миллер, создавший фундаментальный труд "История Сибири", Иоганн-Георг Гмелин, основатель первых в Сибири метеорологических станций, автор всемирно известной Флоры Сибири).

  13. Какие открытия были сделаны в ходе Второй Камчатской экспедиции?

    (Открыта Северо-Западная Америка, Алеутские и Командорские острова).

 

II ПЕРИОД

Занимательная география.

  1. Площадь поверхности земного шара в несколько десятков тысяч раз больше площади нашего края. Как же отыскать такую кроху на огромной планете?
  2. (Для этого нужно знать географические координаты : географическую широту и долготу).

  3. Как называется нулевая, начальная и самая длинная параллель Земли?
  4. (Экватор)

  5. Что означает слово "дендрарий" и где в Алтайском крае он встречается?
  6. (От греческого "дендрас" - дерево - это живая коллекция различных деревьев, посаженных людьми)

  7. Какие вы знаете деревья - долгожители, и встречаются ли эти растения у нас в крае?
  8. (Дуб, липа)

  9. Назовите лекарственные травы, растущие на Алтае?
  10. (Команда, которая назовет большее количество трав выигрывает данный вопрос).

  11. Поскольку погода для странствующих и путешественников имеет немалое значение, назовите некоторые признаки ее скорой перемены.
  12. Ненастье сменится ясной погодой, если...? (ответ)

    Ясная погода сменится ненастьем, если...? (ответ)

  13. В зависимости от укладки поленьев различают несколько видов костра. Какие это виды?
  14. ("Колодец" - поленья кладут колодцем - два на два в несколько ярусов. "Шалаш" - поленья ставятся на торец в две стенки таким образом, что бы они соприкасались верхними концами. "Таежный" - на одно толстое бревно с подветренной стороны облокачивают соприкасающимися верхними концами 5-6 поленьев или тонких бревен, которые пододвигают по мере сгорания. "Звездный" - 6080 бревен или толстых поленьев кладут как лучи, на центр с растопкой.).

  15. Бывало: старый столб вещал богатырям: "Пойдешь направо - конь падет, налево - сгинешь сам, а прямо - ждет тебя успех на всем твоем пути!". А что поможет вам теперь путь правильный найти? Расскажет, что и почему, и где в пути вас ждет, как только дружный ваш отряд отправился в поход?
  16. (Карта)

  17. В какой стороне небосклона бывает молодой серп месяца вечером, после захода солнца?
  18. (В западной стороне небосклона)

  19. Как определить время, если вы знаете только в какой стороне горизонта находится Солнце?
  20. (Для этого надо знать, что Солнце в средних широтах бывает на востоке весной и осенью в 7, летом в 5, зимой в 9 часов. На юго-востоке весной и осенью в 10, летом в 9, зимой в 11 часов. На юго-западе весной и осенью в 16, летом в 17, зимой в 15 часов. На западе весной и осенью в 19, летом в 21, зимой в 17 часов по местному времени).

  21. В своем стихотворении поэт А. Рос приводит такой способ ориентирования:
  22. Направьте стрелку часовую

    На солнца точку золотую

    Меж стрелкою и цифрой "час"

    Есть угол, важен он для нас

    Делите угол пополам

    И сразу юг найдете там.

    Всегда ли это так? Почему?

    (Это справедливо только по отношению к периоду с 1 октября по 1 апреля. А в период с 1 апреля по 1 октября, когда наша страна живет по летнему времени, вместо цифры 1 следует брать цифру 2)

  23. Как определить время, если Солнце скрыто облаками?

(С помощью птиц и цветов)

Тем, кого заинтересуют эти вопросы, советуем прочитать книги А.И. Аринштейна и др. "Мир душистых растений" (М.:Колос, 1983) и В.И. Турманиной "Растения рассказывают" (М.:Мысль, 1987)

 

III ПЕРИОД

Путешествие в библиотеку приключений.

  1. "По листьям застучали редкие, крупные капли дождя. Буйный, сбесившийся ветер с неистовым воем пронесся в лесу, и все заголосило вслед за ним. Ослепительные молнии одна за другой сверкали непрерывно, раскаты грома не смолкали ни на миг. Хлынул неистовый ливень, и нарастающий ураган, свирепея, гнал над землей сплошным водопадом. Гроза все усиливалась.

    - Скорее! - скомандовал Том. Мальчики схватились за руки, поминутно спотыкаясь и набивая себе синяки, бросились бежать под защиту огромного дуба, стоявшего на берегу."

  2. Этот отрывок из романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера" правильно ли поступили ребята, решив укрыться от грозы под дубом? Почему?

    (Ответ: В грозу для защиты от дождя и молнии нельзя прятаться под деревьями, особенно, большими и идиноко стоящими. Тем более опасен в этом отношении дуб, так как его корни очень глубоко уходят в землю и , возвышаясь среди других деревьев, он является естественным громоотводом.)

  3. "Дней десять или двенадцать река все поднималась и поднималась и , наконец, вышла из берегов. В низинах залило водой на три-четыре фута и иллинойский берег тоже. По эту сторону река стала шире намного миль, а миссурийская сторона как была, так и осталась в полмили шириной... Днем мы ездили по всему острову на челноке. В глубине леса было прохладно и тенисто, даже когда солнце жарило вовсю. На каждом поваленном дереве сидели кролики, змеи и прочая живность, а после того, как вода простояла день - другой, они от голода сделались такие смирные, что ..... если бы захотели, то могли завести себе сколько угодно ручных зверей.".
  4. Какое явление описал М. Твен в этом отрывке из романа "Приключения Гекльберри Финна"?

    (Ответ: Наводнение на реке Миссисипи, вызванное, по-видимому, ливневыми дождями, которые выпадают в бассейне самого многоводного ее притока Огайо. Мощные паводки, возникающие от сильных ливней и обусловливающие катастрофические наводнения на реке Миссисипи, довольно частое явление.)

  5. Эти строчки из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина - пример точной и яркой метеорологической зарисовки: "Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось со снежным морем... Все было мрак и вихрь"
  6. Каким предвестником бурана руководствовался ямщик, когда предложил Гридневу возвратиться на постоялый двор? Какое объяснение этому явлению дадите вы?

    (Ответ: Небольшое облачко на краю ясного неба вызвало беспокойство ямщика, который по опыту знал, что оно предвестник бурана).

  7. Этот отрывок взят из повести А. Гайдара "Дым в лесу" : "Летчик Федосеев задумался:
  8. - Послушай, - спросил он, - ты карту знаешь?"

    - Знаю! - ответил я. -Москва, Ленинград...

    - Эх, ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал: Европа, Америка.. Я тебя спрашиваю, если я тебе по карте начерчу дорогу, ты разберешься?

    Я задумался:

    - Не знаю, Василий Семенович. У нас это по географии плохо...

    - Эх, голова, то-то плохо. Ну ладно, раз плохо, тогда лучше и не надо. Вот смотри.

    Он вытянул руку. Отойди на поляну дальше, повернись лицом к солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце светило тебе как раз на край левого глаза. Это и будет твое направление.

    Определите, в каком направлении должен идти Генка?

    (Ответ: Генка встретил летчика утром. А летом солнце восходит на северо-востоке. Держа солнце у края левого глаза, мальчик должен двигаться на юго-восток, пока не достигнет реки).

  
Наверх страницы