ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Роль и мотивация работы преподавателя в современных информационно-образовательных средах.
Электронные обучающие роботы и роль преподавателя в условиях информатизации образования. «Риски» дистанционного образования. Универсальная модель мотивации пользователя дистанционными образовательными технологиями. Основные компетентности современного преподавателя вуза. Обзор программы.
Основные направления модернизация российского образования и развитие дистанционного обучения.
Основные положения Концепции модернизации российского образования. Общая глобализация мира и глобализация образования. Информатизация образования. Становление парадигмы непрерывного открытого личностно-ориентированного образования. Связь с дистанционными образовательными технологиями.
Классификация и типология дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Общие сведения о развитии и типах ДОТ, их нормативному обеспечению. Классификация и типология моделей ДОТ по коммуникационным признакам, степени информатизации и дидактическим возможностям. Смешанные формы и технологии обучения.
Основы Интернет-компетентности преподавателя.
Современный преподаватель и современный учебный процесс. Элементарные сведения о технологиях Интернет.
Интернет как ИОС. Специальные информационно-образовательные системы и среды.
Понятие ИОС. Структура ресурсов Интернет. Электронные библиотеки. Поисковые системы. Интернет-порталы. Информационные системы обучения. Классификация ИС обучения. Выбор ИС обучения. Типовая структура ИС.
Структура ИОС ОО. Работа преподавателя-автора.
Структура ИОС ОО и ее программное обеспечение. Электронные (информационные) ресурсы курса дистанционного обучения. Общие требования к учебно-методическому обеспечению. Преподаватель-автор и его задачи. СУМИК электронной библиотеки ИОС ОО и требования к нему.
Структура информационных материалов курса «Вводный курс в ИОС ОО»:
Курс лекций
- Лекция 1. Вводная лекция. Роль и мотивация работы преподавателя в современных информационно-образовательных средах.
- Лекция 2 с приложениями (4). Основные направления модернизация российского образования и развитие дистанционного обучения.
- Лекция 3 с приложениями (2). Дистанционные технологии обучения и Интернет-обучение. Классификация и типология ДОТ. Смешанное обучение. Мировые и отечественные центры Интернет-обучения.
- Лекция 4 с приложениями (3) Общая ИКТ-компетенция преподавателя. Основы Интернет-компетентности.
- Лекция 5 с приложениями (3) Интернет как ИОС. Специальные информационно-образовательные системы и среды.
- Лекция 6 с приложениями (4). Структура ИОС ОО. Работа преподавателя-автора.
Практическая работа. Подготовка слушателя к работе в системе дистанционного обучения регионального виртуального университета (ДО РВУ). Упражнения.
Приложение 1. Регистрация и зачисление на курс
Приложение 2 Обучение в составе курсовой группы.
Приложение 3. Требования к электронным ресурсам и тестам для системы РВУ.
Приложение 4. Подготовка программного обеспечения к работе с сайтом omsk.openet.ru
Приложение 5. Пользователям библиотеки ЦИМПО
Технологический план учебного процесса курса «Вводный курс в ИОС ОО».
- Традиционная лекция (с использованием презентации). – 2 часа.
- Анкетирование входное. – 0 часов
- Вводное практическое занятие в компьютерном классе. Выполнение упражнений: Упражнение 1. Регистрация и авторизация в ВП. Упражнение 2. Получение элементарных навыков пользования средствами и модулями ВП. – 2 часа.
- Самостоятельное изучение Темы 2.– 2 часа
- Самостоятельное изучение Темы 3.– 2 часа
- Выполнение Индивидуального задания по теме 3 Поиск и характеристика предоставляемых услуг в области ДО – 2 часа
- Самостоятельное изучение Темы 4.– 2 часа
- Выполнение Индивидуального задания по теме 4. Диагностика ИКТ-компетентности и технической обеспеченности слушателя.– 2 часа
- Самостоятельное изучение Темы 5.. – 2 часа
- Выполнение Индивидуального задания по теме 5. Поиск учебной информации в Интернет – 2 часа
- Самостоятельное изучение Темы 6. – 4 часа
- Выполнение выпускной работы. Создание элементов УМК в ИОС ОО. – 6 часов.
- Прохождение тестирования и выполнение упражнения по тестированию. – 1 час
- Защита выпускной работы. В режимах чат или по электронной почте.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная:
- Тимкин С.Л.. Сетевой учебно-методический информационный комплекс «Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО)» Федеральный образовательный портал «Российский портал открытого образования» (http://www.openet.ru), РГИОО (г. Москва), 2004, http://omsk.openet.ru/VUCatalog-LPS-Courses
- Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 668 с.
Дополнительная:
- Ильин Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). – М.: «Вузовская книга», 2002. – 224 с.
- Основы открытого образования/Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. – Т.1. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.
- Основы открытого образования/Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. – Т.2. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – 168 с.
- Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация/Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.:МГИУ, 2003. – 508 с.
- Новая дидактика: технология проектирования современной модели дистанционного образования/Под ред. В.И. Овсянникова. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002 г. – 98 с.
- Российское образование к 2001 году. Аналитический обзор.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой распоряжением Правительства России № 393 от 11.02.2002 г. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
- Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством РФ в 2000 году
- О программе модернизации педагогического образования. Приказ МО РФ от 01.04.2003, № 1313
- Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 11-ФЗ от 10.01.2003.
|