Глава 1. Основы ОДО

1. Основные термины и определения
2. Общие положения
  2.1. Краткая история дистанционного образования
  2.2. Отличительные особенности ОДО
3. Цели и задачи ОДО
4. Заключение

2. Общие положения

2.2. Отличительные особенности ОДО

Характерные черты открытого дистанционного образования:

  • Открытое образование предполагает открытость будущему, а его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения открытого творческого характера. Открытость систем (в том числе и общественных) как исходный принцип предполагает новые подходы в обществознании, смысл которых заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система в ее статическом состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время – источник развития.
  • Открытое образование дает свободный доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества, снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации посредством информационных сетей. Сами по себе информационные сети не новы. Но объединение цифровой обработки данных компьютерами, телекоммуникаций, современных способов аудио- и видеопредставления информации, оптоволоконных каналов передачи информации и т.п. значительно увеличивают возможности таких сетей, приводя к созданию новых информационных технологий. В них видео- и аудиосредства, компьютерные и телекоммуникационные средства комбинируются новыми неожиданными способами. При этом требования для пользователей становятся все более простыми, а сами информационные услуги – более индивидуализированными.
  • Открытое образование предоставляет широкую свободу выбора стратегии образования. Каждый человек может учиться в удобное для него время и в любом месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по средствам связи (телефон, факсимильная связь, Интернет), а также в режиме регламентированного очного контакта. Основным принципом здесь является понимание человека как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования. Ситуация совместного творческого освоения мира, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной учебной среды, позволяет реализовать “оптимальные” образовательные стратегии для каждого человека. Иными словами, свобода выбора в открытом образовании, в которое включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество), дает возможность представить обучение и воспитание как единое целое (которые в принципе разделить невозможно).
  • Открытое образование предполагает личностную ориентированность процесса обучения. Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования.[5]
  • Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, учебный курс которых освоен обучающимся, создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  • Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных методов образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по очной форме. Относительная низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания учебного материала, ориентированности технологии ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например в выходные дни.
  • Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.[6]
  • Для обучения в системе ОДО не нужно покидать свое местожительство, дом, работу, а также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание, достигается высокая практичность обучения благодаря тому, что студентам (слушателям) предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.

    Открытое образование позволяет практически реализовать ряд свобод:

    При всех достоинствах дистанционного образования, серьезной проблемой является переосмысление использования многих проверенных временем педагогических методов и приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми, формой и способом представления образовательных материалов.


    [5] Преподавание в сети Интернет: сетевой учебно-методический и информационный комплекс /Рук. авт. колл. проф. В.И.Солдаткин. - М.: РГИОО, 2004 (CD-ROM, 522Мб).
    [6] Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 30.05.97, № 1050
    [7] Преподавание в сети Интернет: сетевой учебно-методический и информационный комплекс /Рук. авт. колл. проф. В.И.Солдаткин. - М.: РГИОО, 2004 (CD-ROM, 522Мб).