Глава 1. Основы ОДО

1. Основные термины и определения
2. Общие положения
  2.1. Краткая история дистанционного образования
  2.2. Отличительные особенности ОДО
3. Цели и задачи ОДО
4. Заключение

1. Основные термины и определения

Прежде чем начинать речь о современных технологиях в области образовании, необходимо познакомиться с основными понятиями и определениями. Без четкого понимания, что стоит за некоторыми терминами и аббревиатурами невозможно дальнейшее изучение представленного в пособии материала.

За десятилетнюю историю бурного развития информационных и коммуникационных технологий, а также основанных на этих технологиях методов обучения возникло много новых терминов. Вокруг некоторых терминов до сих пор идут споры о том, как их следует понимать и какие определения им давать. Тем не менее, к настоящему времени сложилась вполне определенная терминология.

Понятие “дистанционное образование (обучение)” было заимствовано из английского языка – “distance-education(learning)”. Последнее время получил широкое распространение термин “e-learning”, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием специальный систем управления процесса обучения.

В России, как правило, понятия “дистанционное обучение” (ДО) и “дистанционное образование” (ДО) воспринимаются почти как синонимы. Тем не менее, можно дать четкие определения.

Дистанционное обучение (ДО) – целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени [1]. Иными словами под дистанционным обучением понимают технологии или сумму технологий, применяемых во всех формах образования.

Дистанционное образование (ДО) – комплекс образовательных услуг, педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза [1].

В [2] дана интегральная формулировка понятия ДО: “ДО – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению”.

Последнее время принято говорить не о дистанционном, а об открытом образовании или об открытом дистанционном образовании.

Открытое образование (ОО) – система получения и развития образования, обеспечивающая целенаправленную, контролируемую, интенсивную, самостоятельную творческую работу обучаемого, возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения, а также места жительства и учебы обучаемого, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальной траектории [1].

Открытое образование (система) – совокупность учебно-методических, технических, информационных ресурсов и организационных мероприятий, реализующая принципы открытого образования [1].

Открытое дистанционное образование (ОДО) – это качественно новый вид обучения, возникший в последней трети XX в. как результат интеграции современных образовательных методик и маркетинговых методов обслуживания потребителей в комплексную учебную технологию, обеспечивающую преодоление таких барьеров между студентом и преподавателем, как расстояние, занятость, возраст и др.

Для реализации системы открытого дистанционного образования необходимо создание определенной информационно-методической среды, педагогического пространства. Наилучшим образом с этими задачами справляется информационно-образовательная среда.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений. Выделяют три ее характерных признака: педагогическую систему и обеспечивающие подсистемы: финансовую, материально-техническую, маркетинговую, нормативно-правовую; иерархию методов для создания информационных ресурсов и работы с ними; распределенное в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в дистанционной педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия и принимающих в ней реальное участие [1].

Информационно-образовательная среда открытого образования (ИОС ОО) – это программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений. Эта среда обладает свойствами открытости: использование формализованных и открытых дистанционных технологий обучения; обеспечение открытого (тарифицированного или не тарифицированного) доступа к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования [1].

Основой, вокруг которой создается ИОС является электронная библиотека курсов.

Электронная библиотека – аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть полнотекстовых информационных ресурсов учебно-справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности [1].

Основным элементом электронной библиотеки является электронный учебный курс (учебно-методический комплекс).

Компьютерный (электронный) учебный курс или электронный учебно-методические комплекс (ЭУМК) – учебно-методический программно-информационный комплекс, обеспечивающий возможность обучаемому самостоятельно освоить учебный курс в on-line и off-line режимах с целью формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме [1].

Электронное издание (ЭИ) – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [3].

Учебные электронные издания (УЭИ) выполняются в соответствии с принятой типологией учебной и методической литературы, могут представлять комплексы учебных и методических материалов с различным уровнем программной реализации [3].

Другие основные понятия и определения, применяемые в системе ОДО.

Асинхронное общение – форумы, доски объявлений, электронная почта.

Синхронное общение – голосовой и компьютерный чат, видеоконференции, совместное использование программных продуктов, виртуальная аудитория.

Дистанционные образовательные технологии – система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимые формализованное представление, передачу и контроль знаний [1].

Информационные технологии – совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это – совокупность действий и формальных процедур, участие в которой принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах, обработка и представление которых в заданной форме и является целью реализации конкретной информационной технологии [1].

Кейс (case): (1) набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; (2) описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа [1].

Кейсовая (портфельная) технология (кейс-технология) дистанционного обучения – реализуется с помощью специального набора (“кейса”, “портфеля”, “комплекта”) учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (передаются) учащемуся для самостоятельного изучения. Последующие периодические консультации с преподавателями-консультантами (тьюторами или инструкторами) проводятся в специально созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах, пунктах или на базе партнерской (филиальной, франчайзинговой) сети образовательных учреждений [1].

Телевизионная технология (ТВ-технология) ДО – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных лекций преподавателей по определенным курсам и направлениям подготовки [1].

Интернет-обучение – обучение, при котором студенты связаны с источником информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет [1].

Портал – WWW-система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, обеспечивающим людям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами [1].

Портал (образовательный) – портал образовательного пространства средствами сети Интернет, подразумевающий образовательную и просветительскую деятельность, предоставление информации и средств общения для профессионалов, улучшение связей между существующими подразделениями и ресурсами, совершенствование средств навигации по сети Интернет в целевом направлении, соблюдение авторских прав, защиту интеллектуальной собственности, объявление конкурсов на лучший учебный курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т.д., объявление конкурсов на замещение вакансий, размещение рейтингов учебных заведений, специальностей в зависимости от спроса на рынке труда, возможность обмена информацией, предоставление разнообразных сервисов (ЧАТ, форума, почтовой рассылки) и др. [1].

Тьютор – сертифицированный базовым учебным заведением преподаватель-консультант (инструктор, наставник) или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессам в рамках конкретной учебной программы [1].

Мультимедийные учебные материалы – учебные материалы, включающие тексты, аудио-, видео- и анимационные элементы [1].


[1] Преподавание в сети Интернет: сетевой учебно-методический и информационный комплекс /Рук. авт. колл. проф. В.И.Солдаткин. - М.: РГИОО, 2004 (CD-ROM, 522Мб).
[2] К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» Андреев А. А., в 1997 г. профессор Международного института экономики и права.(Дистанционное образование. 1997, № 4)
[3] ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»