Материалы по творчеству В. Астафьева
Следующий изученный рассказ был написан годом позже, это рассказ Виктора Астафьева "Царь-рыба". Главной его темой автор ставит проблему браконьерства. Писатель мастерски раскрывает реальную жизнь в глухих таежных краях, необжитых и диких. Эта земля имеет свою загадочную, неповторимую красоту, к сожалению, увядающую с каждым днем. "Тайга все также величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгой с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие". Это произведение, по сути, напоминает монолог автора, его мысли и переживания о проблемах, актуальных и по сей день, серьезных и значимых. Казалось бы, сама жизнь ставит эти проблемы. Главнейшая из них - вмешательство человека в непоколебимые законы природы, попытки его изменить Землю, уничтожить все ресурсы и красоту мира. Все это - неразумное, необдуманное посягательство на природу в целом, а в конечном счете, и на собственную человеческую жизнь приведет в итоге к гибели планеты. "Но человек есть человек и страсти его необоримы". Все происходящее не случайно показано Астафьевым на берегах Енисея. Енисей - река жизни. Словно в укор этому описывается бесправие браконьеров, незаконное истребление рыбы ими, беспощадная ловля и бессмысленная погоня рыбнадзора за рыбаками. Один из закоренелых рыбаков рассуждал так: "Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видно, кричать она не умеет - это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б". Коварный способ истребления рыбы - ставить самоловы. В рассказе показано, что природа мстит человек за причиненную ей боль. Даже опытный браконьер с большим стажем может вследствие случайной ошибки попасться на крючки собственного самолова. Игнатьич, поймавший столько рыбы на этот самолов, сам поплатился жизнью из-за своей жадности. "Нет и никогда уже не будет покоя реке. Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу". Отправившись однажды на рыбалку, Игнатьич, вытаскивая самолов, увидел на крючках необычную рыбину. Игнатьич знал, что одному ему с этой огромной рыбой не совладать. Настырность, самолюбство, жадность, которую он считал азартом, сломали его. Рыба, резко дернувшись, перевернула лодку и Игнатьич упал в воду, зацепившись за самолов. "Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке". Перед глазами Игнатьича проносилась вся его жизнь: детство, школа, работа, брат, дед: и рыбалка. Сколько помнит он себя, все на реке, в лодке, "в погоне за нею, этой клятой рыбой". Он понял, что умирает: Разлад природы и человека, показанный в рассказе как борьба Игнатьича и Царь-рыбы, перерастает в огромную трагедию. Все человеческие конфликты с природой не могут пройти безнаказанно. Она карает людей, беспощадно уничтожающих ее. Эта проблема приобретает все более широкие масштабы. Царь-рыба - это своеобразный символ заступничества за природу перед людьми, бездумно разрушающими жизнь и существование своих меньших братьев. Бунт реки жизни, Енисея, против разорения людьми его, выплескивается через образ Царь-рыбы, выместившей все накопленное зло на одном из самых крупных уничтожителей рыбы, Игнатьиче. Он был наказан за то, что удача всегда больше улыбалась ему, чем остальным рыбакам. Браконьеру не привыкать идти на риск, и поэтому Игнатьич считал, что он каждый раз рискует жизнью, и не всегда же ему может везти. Такое восприятие собственной смерти усугубляет проблему взаимоотношений человека с природой. Он еще не разобрался, не понял, в чем его вина, а до тех пор, пока человек это не осознает, он будет уничтожать лес, тайгу, реки, всю живность в них, не понимая, что, причиняя ущерб Земле, он делает хуже самому себе. В подтверждение этому автор заканчивает повесть словами: "Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется. Так было. Так будет". | ||||