Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

"Вечные темы" в произведениях современных писателей. Человек. Природа. Нравственность.

(материал к уроку-исследованию)

Кроме тем злободневных, связанных с общественно-политическими проблемами, русская литература всегда обращалась к так называемым "вечным" темам. Она писала о Природе, Добре. Красоте и Нравственности. Иначе и быть не может, ведь" человек не только социальное существо, он еще и часть природы, окружающего мира. Поэтому проблема взаимоотношений человека и природы вечна. Всем известно высказывание Базарова: "Природа не храм, а мастерская". Увы, человечество слишком далеко зашло по этому пути. Техногенная цивилизация приводит зачастую к самым трагическим последствиям: загрязняется воздух, отравляются водоемы, гибнут живые существа. И природа мстит за безжалостное, варварское отношение к ней. Все слышали о кислотных дождях, об отравленных реках. Человек, приспосабливая природу к своему удобству, губит ее, тем самым, создавая угрозу и для себя: опасность экологической катастрофы уже не миф, а реальность. Так не пора ли остановиться, оглянуться и задуматься: а правильно ли мы живем, нарушая веками сложившиеся традиции наших предков, живших в мире и согласии с окружающей средой? Более того, в связи с этим возникают и нравственные проблемы, связанные с памятью прошлых поколений, с так называемой "малой" родиной.

Многие писатели обращались к этим проблемам, нам представляется интересным кратко остановиться на повествовании в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба" и повести "Прощание с Матерой" В. Распутина. Выбор обусловлен тем. что эти произведения содержат много общего: проблема совести', проблема памяти и связи поколений, проблема земли как постоянной нравственности, проблема взаимоотношений человека и природы, природы и цивилизации, проблема труда как необходимого элемента настоящей жизни, проблема человеческой воли, -вот неполный перечень тех проблем, к которым обращаются оба писателя.

Повесть "Прощание с Матерой" - грустное произведение о том, как люди прощаются с островом Матера, на котором жили предки много веков. Само название острова означает "основное течение, стержень". Следовательно, люди прощаются с чем-то более важным, чем просто избы и огороды, они лишаются как бы той оси. на которой крепилась вся их жизнь: Остров необходимо потопить, т.к. строится электростанция. Иначе нельзя. Но как же трудно людям (а остались там почти одни старики - носители традиций) войти в новую жизнь- смириться с тем. что их отрывают от корней, от "отеческих гробов".

Первое описание острова радостно, это остров благоденствия, ассоциирующийся со сказочным островом Буяном. Но уже многое говорит о том, что дни острова и деревни сочтены: не все огороды засеяны, покосились заборы, не слышно стука топора.

Последнее же описание Матеры - трагично. На реке сильный туман, катер не может найти острова, чтобы увезти старух и Богодула. Словно сама природа пытается спасти остров, скрыть его от людей. Но она не в состоянии противостоять человеку, вооруженному мощной техникой. Возможно и старухи, и Богодул умрут вместе со своей родиной. Трагизм происходящего подчеркивается жалобным воем Хозяина острова, словно он оплакивает разрушенную жизнь. Для людей, живших на острове, особенно для Дарьи, земля - поилица, кормилица. И ее нужно любить, обихаживать. Земля дается человеку лишь на время, ее необходимо передать следующим поколениям. Человек - не царь природы, он должен не только брать, но и давать. "Поцарюет. Поцарюет, да и загорюет", - говорит Дарья внуку, у которого, как и у многих молодых, нет связи с землей и природой, а, следовательно, по мнению Дарьи, нет и души. В трудные минуты Дарья обращается к природе. После разрешения кладбища долго стояла она под звездами и размышляла о жизни ("И таково хорошо, угодно мне, будто душа освятилась"), И к избе своей относится она как к живому существу, ведь это Дом, очаг, здесь жили поколения ее предков, здесь обитает их дух, память о них.

Вообще в повести "Прощание с Матерой" удивительное переплетение библейской притчи из Апокалипсиса и тех верований, мифов, того мифологизированного восприятия мира, которое было присуще человеку естественному, близкому Природе.

Не случаен образ Богодула. Это как бы посланец бессловесной природы, ее дух. Свой леший. Крик его "Мер-ртвых, гр-рабють!" - это крик самой природы, ее возмущение.

Не менее интересен миф о Хозяине острова, обреченном на гибель вместе с ним. Это Душа острова, живая и тоскующая. И символ вечной живой природы - "царский листвень", который оказался "неповалимым". Это древо жизни, связывающее прошлое (корни), настоящее (ствол) и будущее (крона, уходящая в небо).

Люди, оставшиеся верными своей "малой родине", дорожат традициями: они собираются у самовара, чтобы обсудить важные проблемы, они знают, что трудную работу нужно делать всем миром, отстаивать могилы своих предков - тоже всем миром.

Сцена разрушения кладбища - своеобразная завязка повести. Она многозначна. Кладбище в России всегда было святыней. Разорители ведут себя как чужестранцы, равнодушно рубят кресты, тумбочки, оградки. "Мне приказали - я делаю", - говорит один из мужиков, - нужны мне ваши покойники". Вот это и страшно, ведь неуважение к предкам - высшее проявление безнравственности. В отношении к мертвым проявляются чувства живых: благодарность, любовь, уважение, долг. В этой сцене ставятся многие проблемы: памяти, связи поколений, совести. Без памяти, без совести прожить нельзя, считает Распутин.

Клавка Стригунова, Петруха - это "туристы", люди без корней. Поджог Петрухой собственной "живой" избы - поступок чудовищный по своей безнравственности.

Андрей, внук Дарьи, вызывает больше симпатий, но и он не является хранителем памяти, он чем-то похож на тех мужиков, что разрушали кладбище.

Интересна сцена пожара на мельнице. Для Дарьи и Катерины мельница - тоже память, им кажется, что ей и "умирать" будет легче, если при этом будут свои люди. Горожане же видят в пожаре что-то радостное, развлекательное, они ведут себя подобно дикарям, неандертальцам.

Так не возвращает ли цивилизация человека вновь в первобытное, пещерное состояние? Не развращает ли она его, не опустошает ли духовно? Над этим и размышляет в повести автор. Единственная радостная сцена в повести - сенокос. Люди, разъехавшиеся было кто куда, вновь собираются вместе. Их объединяет труд. Общий, радостный, созидательный. Они словно молодеют на время, почувствовав себя вновь хозяевами на своей земле.

Именно труд есть основа жизни человека естественного, но не всякий (ведь рушить кладбище тоже труд), а созидательный, труд во имя жизни, сближающий людей и делающий их счастливыми.

Понятно, что герои Распутина не могут противостоять обстоятельствам, но у них другое предназначение: они напоминают нам, как важно помнить о своих корнях, любить свою "малую родину", задумываться о смысле жизни, не нарушать нравственных и природных законов.

В центре повествования в рассказах "Царь-рыба" - взаимоотношения человека и природы. Отношение к ней у Астафьева - показатель духовности и важнейший критерий нравственной оценки человека. Это и сближает двух писателей. Оба они считают, что бесповоротное подчинение природы воле человека - это путь потерь не только природных богатств, но и человеческого в человеке.

Основные герои "Царь-рыбы" - человек и природа. "Книга откровенно "социальна и философична",1 - пишет о ней Г.А. Пахомова. Этим определяется и жанр, позволяющий автору свободно переходить от конкретных образов к размышлениям и откровениям.

Главный герой книги - сам автор, который все видит, во всё вмешивается, всему дает оценку.

Примечательна глава "Поминки", в которой человек и природа показаны в прямом столкновении. Медведь смотрит на Акима, и человек видит "глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума".2 Но ненадолго хватило людям "молчаливой строгости и скорби". Приезжий следователь ищет состав преступления, начальник говорит над гробом Петруни штампованные фразы, после чего начинается гулянка. Люди вновь засуетились в мелочных заботах. Последняя фраза главы: "Все поглотила тайга". Последнее слово осталось за Природой с ее вечными, незыблемыми законами.

Астафьев подчеркивает слабость- суетность человека перед лицом вечности. Символ бестолковости человека перед целесообразностью природы - описание поселка Чуш. Он захламлен и безлес, вокруг - гниющие реки, в которые жители сбрасывают хлам. В парке козы, куры, танцплощадка разворочена, магазин, подрытый свиньями, похож на могильный холм. Под стать и обитатели: культурпитеиная девица, "принюхивающиеся" таежные парни.

Мелок, низок способ жизни человека в соседстве с великой природой. Еще один тому пример - описание аэропорта в главе "Дамка". Модные сиденья, порезанные бритвами, торчащий грязный поролон. Вполне узнаваемая картина. "Чалдоны-молодцы", отринувшие в сторону женщин с детьми, равнодушные пассажиры, никто из которых не уступил место бывшему фронтовику - типичные картины нашей жизни. Автор не осуждает кого-то конкретного, он осуждает безразличное, потребительское отношение к жизни.

Природа веками учила людей заботиться о других, оставлять в лесу спички, соль для путника. Но эти ценности утрачиваются. Неудивительно, что в такой среде обычным является браконьерство. Истоки его - в безумной, чудовищной жажде наживы. Она и объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина.

Все их радости и горести связаны с добычей. Их разъедает зависть. Именно об этом говорит Утробин во внутреннем монологе в сцене противоборства с царь-рыбой: "И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек. Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулось в сторону даже детство..."2

Утробин погибает, пойманный вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. И раскаивающийся человек готов принять смерть, он вспоминает все свои грехи, которые и привели к такому исходу.

Эта притча выражает общую концепцию автора: будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от того, следует ли он нравственному опыту своего народа.

Все браконьеры наказаны. Наказан и Гога Герцев. Ибо и он, подобно браконьерам, удовлетворяющим свои потребности за счет природы, удовлетворяет свои эгоистические страсти за счет других людей. Все, кого судьба сталкивает с Гогой, страдают. Гибель героя закономерна.

Он стал жертвой своего индивидуализма, отчуждения от законов природы и человеческого бытия.

Антипод Гоги Герцева - Аким. И его нельзя назвать вполне положительным героем. Но это человек, способный любить. Гога Герцев на это не способен. Не случайно произведение заканчивается словами из Экклезиаста. Астафьев призывает задуматься над древней библейской мудростью и научиться - жить ответственно и гармонично.

Идеалы автора это умение творить добро, трудиться, не причиняя боли Земле, любовь к ближнему и ко всему живому. Артельная жизнь в согласии с природой и самим собой избавляет человека от страшных нравственных, социальных, экологических катастроф.

И Распутин, и Астафьев ищут идеал, обращаясь к теме русской деревни, т.к. именно в деревне, по мнению этих писателей, живут люди - хранители традиций народа, его памяти и духа. Понятно, что ретроспективные идеалы писателей-гуманистов обречены, нельзя повернуть историю вспять, нельзя остановить развитие техногенной цивилизации, но можно и должно постараться жить по совести, в согласии с огромным миром, который нас окружает.


предыдущая | следующая