Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Славянский путь как одно из направлений концепций лицея

Глебова Люсьена Калимовна,
заместитель директора по научно-методической работе, учитель высшей категории.

С 1876 года на месте нашего учебного заведения было Заозерное училище. Адрес был тот же, что и у нас: Сухоозерный, 6. Таким образом, на этом месте всегда было учебное заведение. Позже школа 16, школа гимназия 16 и теперь Заозерный архитектурно- художественный лицей.

В современных соцкультурных условиях России система лицейского образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми звеньями. Центральное место в решении многих проблем развивающегося лицейского образования принадлежит администрации и педагогическому коллективу. Наш лицей постоянно работает в поисковом, инновационном режиме.

Что представляет собой лицей сегодня? Это крупное полиобразовательное учебное заведение, основными концептуальными положениями которого являются:

  • ориентация на ученика как субъекта образования;

  • установка на развитие личности.

В настоящее время в лицее обучается 2231 человек, что составляет 88 классов комплектов.

Основная цель учебного заведения - воспитание "Человека культуры". Человекоцентрированность, повышение культуроемкости образования - эти тенденции определяют задачи образовательной системы, которые лежат в основе развития нашего учебного заведения.

В лицее можно выделить направления:

  1. Архитектурно- художественное направление: изучение предмета с 1-8 класса, с делением на подгруппы:
    История изобразительного искусства и архитектуры, черчение, эстетика, введение в философию, компьютерная графика, архитектурное проектирование, рисунок, скульптура, живопись.

  2. Гуманитарное направление:
    Зарубежная литература, краеведение, право, спецкурс "История Отечества", спецкурс "Русский дом". Детская литература (3 класс). Современная литература, "Историческое краеведение" (10 к-ласс), "Право" (10, 11 класс).

  3. Физико-математическое направление:
    Геометрия 1-6 кл., информатика 2-11 кл., спецкурсы 10-11 классы по физике, математике.

  4. Химико-биологическое направление:
    Экология 2-3 кл., 7-9 кл., естествознание 5-6 кл., химия 7 кл., Глобальная экология 10-11 кл., латинский язык, спецкурс "Общая биология", "Химия", "Медицинская генетика", "Биологический мониторинг" (11 кл.).

  5. Допрофессиональная подготовка: секретарь-делопроизводитель, пользователь компьютера, вышивка, роспись, дизайн, парикмахер-визажист, предпринимательское дело, бухгалтерский учет.

  6. Славянское направление: (изучает предметы: славяноведение, славянские языки: украинский, польский, фольклор славянских народов, зарубежную литературу, спецкурс "Русский дом") данное направления стало предметом внимания с 1995 года в нашем лицее, т.к. в городе возникли стихийные группы, не имеющие полной информации по из-учению славянских языков, разнообразной речи, народной музыке, танцу, возрождения старины, обрядов в быту. Четко обозначившаяся тенденция массовой потребности использования народных славянских традиций в современной жизни не подкреплялась соответствующим уровнем общественно- организованной деятельностью в сферах куль-тур и образования. В школах и научных центрах города имеются узко-локализованные проекты (школа 55,4,41)

Лицей считает необходимым осуществлять развитие данного направления и принять самое активное участие в "дереве проблем", разделив его на части по достижению поставленных целей:

  • углубление представлений учащихся о своем национальном типе культуры;

  • изучение жизненной "азбуки" предков для сохранения в много национальном обществе Российской Федерации, равновесия и равноправия;

  • взаимообогащения культуры славянских стран и Сибири, продолжение обучения выпускников в Вузах Украины, Польши, Томска;

  • объединение и интегрирование творческих материальных потенциалов лицея и городских учреждений;

  • создания лицея центра, а впоследствии "Славянской академии" для многостороннего и цельного обучения и общения.

Что же сделано за данное время и какие цели достигнуты? Лицей много лет работает в системе:

  • есть собственные программы по предметам славянского направления;

  • заключены договоры с институтом Украиноведения в г. Киеве, которой дает право будущим выпускникам поступать по результатам собеседования;

  • на филологический факультет Киевского университета;

  • культурологическим факультетом ТГУ;

  • кафедрой славянской филологии филологического факультета ТГПУ, "Домом Польским";

  • украинским Центром "Джерело";

  • общественной организацией "Искатель".

Учителя Суздальская Л.В. и Луц Злата Юрьевна стажировалась в Польше, налажена связь с Польским посольством. В 1996 году лицей посетил второй посланник Польского посольства пан Петр Тужаньский.

В этом году в лицее побывали польские гости: Пани Эльжбета Смулкова, профессор Варшавского университета.

Лицей видит свое дальнейшее развитие по славянскому направлению во взаимодействии с родительской общественностью.

Так, ежегодно после 3 класса компонентная комиссия отбирает по желанию родителей учащихся в славянский класс, где изучают украинский и польский языки.

Таким образом, с 5 класса лицеисты, имеющие национальные корни изучают эти языки, фольклор. Проводит праздники совместно с национальное культурными объединениями г. Томска, ежегодно участвуют в концерте "Дружбы 1 мая", отдыхают летом в Польше и на Украине.

Украинские классы проводили мероприятия: "Рождественский вечер", "Украинский рушник". Совместно с украинским центром "Джерело" принимали участие в чтениях, посвященных памяти Т. Г. Шевченко. Ежегодно принимали участие в конкурсе рисунков "Писанка", днях славянской письменности. На украинском языке на праздниках выступает фольклорная группа. Помощь и поддержку оказывает Международный Центр культуры и просвещения в г. Львове, Методический Центр образования и культуры, "Товарищество Украина". Институт украиноведения готовит учителей для школ, где второй язык - украинский. Так, учитель Гуряк Н. И. прошла специализацию в г. Киеве по специальности 2- ой украинский язык. Подобные украинские классы созданы в школах г. Красноярска, Тюмени, которые обмениваются опытом ведения украинского языка в русских школах с нашим лицеем.

Не остаются в стороне польские классы. В честь 200-летия со дня рождения польского поэта Адама Мицкевича был проведен вечер силами учащихся (отв. Анисимова В. К., Суздальская Л. В.).

Впервые в лицее совместно с Домом Польским, Комитетом по культуре г. Томска, Домом молодежи и фирмой "Флора" провели музыкальный конкурс, посвященный международному году Шопена. Конкурс нашел широкий отклик в школах города и области. Прошел на высоком уровне. Участники выразили желание проводить подобные конкурсы ежегодно.

Созданный на базе польских классов фольклорный ансамбль "Звоночки", активно участвует в Днях польской культуры и других торжественных встречах с представителями Польского посольства, горстей из Польши, а также встречаются с детьми других учебных заведений (гимназия "Томь"). Все проводимые мероприятия проходят при содействии и личном участии председателя. Центра польской культуры "Дом Польский" Нины Борисовны Моисеенко. Между лицеем и кафедрой Прикладной математики ТПУ, Томским научным центром Международной Академии Информатизации (ТНЦ МАИ в лице зав. Кафедрой ПИ ТПУ, Президента ТНЦ МАИ Кочегурова В. А. И Томской региональной общественной организацией "Центр Польской культуры "дом Польский" в Томске" (ТРОО ЦПК ДП) Н. Б. Моисеенко заключен договор о творческом содружестве. Настоящий договор преследует активное привлечение сотрудников и студентов к разработке совместных международных проектов, организации международных культурных научно- образовательных контактов (отв. доцент кафедры ПМ Офиреров В.В., ученый секретарь ТНЦ МАИ).

Выпускник лицея Женя Шабала, обучаясь на 1-ом курсе данного факультета, 2- ой год совершенствует компьютерную грамотность и начал участвовать в выпуске газеты Центра Польской культуры "Дом Польский".

Имеются результаты обучения учащихся в специализированных славянских классах, изучающих язык и культуру Польши, Украины и др. славянских народов. Учащиеся изучают языки, фольклор, польскую литературу. Участвуют в фольклорных праздниках лицея, города и области. Есть кабинет для специализированных занятий по славяноведению, истории культуры. На базе кабинета имеется 95 пособий по культуре Украины, 180 видеофильмов, 54 комплекта слайдов, создано методическое пособие" Природа и славянин" (автор- преподаватель Васильченко Л. П.).

Имеется специализированная литература в личных библиотеках преподавателей.

Частичное оборудование для практических занятий по прикладному творчеству: керамике, плетению.

Созданы фольклорные коллективы "Ладушки", "Настроение". Побывавшие летом 1999 г. Гости из Японии высоко оценили работу клуба (русско-обрядовый культ, руководитель Васильченко Л. П.)

В сентябре 1997 года учителем славяноведения был создан клуб "Ладушки", который проводит большую работу по пропаганде и приобщению детей и взрослых к русской обрядовой культуре, и изучению ее корней и истоков. В декабре был выпущен первый номер газеты "Ладушки", созданный детьми. Ребята вашего клуба принимали участие во всех открытых школьных мероприятиях, семинарах, открытых школьных уроках, праздниках: "Колядки", "Крещенские посиделки", "Кирилле- Мефодиевские чтения". Клуб "Ладушки" вместе со своим руководителем принял участие во многих культурных мероприятиях города и области: областной ярмарке мастеров, ярмарке национальных культур, городских благотворительных мероприятиях, посвященных Томску, выставках народного промысла, семинарах "Происхождение традиционных и нетрадиционных версий", "Природа и характер славянина", конференциях "Русская ментальность", "Славянский космизм". Педагоги и учащиеся участвуют в телевизионных передачах: "В здоровом теле здоровый дух", в фольклорных праздниках "Народный костюм", "Календарные обряды".

В 1997г. принимали участие в театрализованном областном фольклорном празднике "Волшебная шкатулка" (зимние обряды). В 1998г. Принимали участие в областном театрализованном фольклорном празднике "Красная горка" (весенние обряды).

В январе 1998 года кафедрой пластических искусств был проведен городской семинар для учителей и завучей эстетического цикла на тему:

"Русское наследие". В рамках семинара были открытые уроки, продемонстрировавшие интеграцию изобразительного искусства и русской славянской культуры как части мировой художественной культуры. Большой интерес вызвали выставки аппликаций "Славянская начинка", керамики "Русский берег".

Данный семинар стал началом более активной работы всего коллектива, а не одной только кафедры. Результатом такой деятельности стало оформление заявки на получение гранта "Славянский путь" и проведение в лицее научно- практического семинара "Славяне и Сибирь. Сохранение Сибирского наследия".

Учителя польского и украинского языков, славяноведения работают в тесном контакте с классными руководителями: проводят славянские праздники, приглашают родителей и общественность, отмечают дни рождения славянских классов. Стало традицией проводить конкурсы рисунков на славянские мотивы.

В прошлом году впервые классы славянского направления объединили свои усилия в подготовке общего Рождественского праздника, средства на который было выделено Польским посольством.

Дети и родители вспоминают этот праздник, который открыл священник отец Павел. Все присутствующие выразили пожелание, что бы такие общие мероприятия стали традицией "Джерело". Лицеисты усваивают национальную культуру славянских народов, из которых состоит Сибирь.

С 1995 г. В нашем учебном заведении ведется предмет для учащихся 3- их классов - "Краеведение" и спецкурс для 10-11 классов - "Литературное краеведение". С этого учебного года начали выполнять региональный компонент - изучать "Сибиреведение" (5 - 6 кл.).

Учащиеся 10-11 кл. Изучают историю своего Отечества. Отрадно, что без прошлого нет будущего. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его на уроках славянского цикла, мы следуем заветам Пушкина:

"Уважение к минувшему- вот черта, отличающая образованность от дикости!"

Образование- это духовная связь времен, условие непрерывности человечества.

Наша система- это сочетание традиционной классно- урочной системы и системы МО. Она дифференцированная, вариативная, интегративная. МО построено на принципах разноуровнего и модульного обучения. Наш лицей - это общеобразовательное учреждение, реализующие принцип непрерывного образования в системе школа - вуз.

В течение трех лет лицей строит работу с учащимися на основе проектно- исследовательской деятельности (проект работы с одаренными детьми). В настоящее время невозможно создание устойчивой мотивации к обучению без развития у школьников механизмов самообразования, самореализации. В лицее разработана система организации проектно-исследовательской деятельности, имеется банк тем для данной работы с учащимися, рекомендации, план работы, создано положение о научном обществе учащихся.

В этом году выпущен 1 сборник творческих работ учащихся посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также ежегодно выпускаются литературный сборник "Третьеклассник" и "Камены".

К проектной деятельности привлекаются учащиеся с 3-го класса по 11. МО позволяет учащимся более продуктивно проявлять свои творческие способности. Руководителями проектов являются учителя и преподаватели вузов. Темы проектов вызывают все больший интерес на конференциях различного уровня:

Проекты по славяноведению:

"Русская ментальность", "Природа русского обряда", "Славянская мифология", "Деревянное зодчество Руси", "Русская иконопись", "Архитектура православного храма", "Старинные игрушки обереги", "Древнерусское воинское искусство", "Происхождение славян", "Русская здрава" (руководитель Васильченко Л. П.).

Проекты по истории:

"История Знаменитой церкви", "Православие в тоталитарном государстве" (руководитель - Дзема Л. В.)

Заметен рост учащихся, занимающихся проектной деятельностью, циклограмма следующая:

1996-1997-74 ученика

1997-1998-126 учеников

1998-1999-218 учеников

Стало традицией ежегодно проводить научно- практические конференции в апреле- "Развитие творческой способности учащихся". Выпущен первый сборник.

Администрация лицея продолжает поиск эффективных путей управления и организации вопросов образования, не остается в сторонне и педагогический коллектив, который проявляет интерес и внимание к славянской проблеме, к человеку как личности. Русско - славянская душа строилась на любви к человеку, от которой рождалась вера, культура, преемственность традиций.

Хотелось бы надеяться, что современное поколение сохранит любовь к родному языку, славянской культуре, к стране, ее истории, ее прошлому и настоящему. Славянская культура- составная часть общеевропейского культурного процесса, в настоящее время славянские культуры являются фронтом между культурами запада и востока, вступают в новую фазу своего развития при этом обобщается опыт

предшествующих эпох, возникают культурные ценности.

Возрождение и развитие славянской культуры дело очень сложное, тем более у нас в Сибири, но важное и интересное. Наша работа направлена на возрождение, развитие российских и зарубежных славянских культур и исследование их связей с Сибирью.


предыдущая | следующая